НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Носкова С. А. Управленческий инструментарий заведующего дошкольной образовательной организации

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


На любых этапах развития образовательной организации важен грамотный подход в управлении учреждением. Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Для того, чтобы организация функционировала в режиме развития и задачи, поставленные коллективом на учебный год, решались эффективно, необходима чётко спланированная деятельность всей административной команды и всего коллектива организации в целом. И именно от того, насколько профессиональным будет подход к планированию, зависит результат деятельности всей образовательной организации.
В условиях постоянных изменений в нормативно-законодательной базе, повышения требований к профессиональному уровняю сотрудников дошкольной образовательной организации, к качеству образовательных услуг, дефицита времени, планирование деятельности заведующего дошкольной образовательной организации должно стать более продуманным и осознанным. Всё планирование осуществляется в соответствии с разработанной циклограммой. Преимущество циклограммы в том, что она наглядно отображает цикличность управленческих процессов и сбалансированность всех направлений работы руководителя.
Хочу представить свою циклограмму деятельности заведующего на неделю и на год. Такая циклограмма позволяет правильно распределить ресурсы (материальные, людские) для решения всех поставленных задач и скоординировать совместную работу всего коллектива ДОО. Для меня циклограмма – это инструмент планирования и согласования основных видов деятельности, которые должны быть охвачены мною, как руководителем, с их привязкой ко времени.
Разработана и циклограмма контроля. Контроль - это оценка деятельности сотрудников или всего дошкольного учреждения. После проверки осуществляется коррекция. М.В. Поздняк, Л.М. Деникина отмечают, что умение контролировать - такое же искусство, как и умение принимать решения. Контроль обязательно должен быть спланированным, это помогает контролировать все сферы деятельности дошкольной организации. Заведующий - главное административное лицо, несущее персональную ответственность за все, что делается в организации всеми субъектами управления.
В своей циклограмме контроля я выделяю два направления:
- контроль за ведением документации
- контроль за деятельностью.
Также, в циклограмме я обозначаю примерное время контроля в течение дня. Это ускоряет процесс разработки плана работы заведующего на каждый день.
В дошкольной образовательной организации план работы заведующего — один из главных обязательных документов. В плане работы на неделю посчитала необходимым наличие колонок «примерное время» и «выполнено».
На плечи заведующего детским садом ложится множество забот по обеспечению эффективной и слаженной работы сотрудников дошкольной организации. Именно поэтому, к вопросу использования управленческого инструментария, такого как: циклограмма деятельности заведующего ДОО, циклограмма контроля, план работы заведующего необходимо каждому руководителю дошкольной образовательной организации подойти серьёзно, вдумчиво и творчески. Руководителю, работающему на результат, необходимо не просто использовать уже готовый, представленный коллегами-управленцами инструментарий, а разработать свой. Именно тогда, управленческий инструментарий действительно станет помощником руководителю в его управленческой деятельности.

Циклограмма деятельности заведующего ДОО

на неделю

 

День недели

Вид деятельности

Время

Понедельник
1. Контроль за выходом сотрудников на работу, расстановка кадров.
8.00-8.20
2. Административное совещание, составление плана работы на неделю.
8.20-8.50
3. Оперативный контроль и анализ пед.процесса, ведение календарных планов работы воспитателями (по циклограмме контроля).
8.50–10.00
4. Анализ информации, новостей на сайтах УО, Минобразования, ДОУ. Работа с сайтом ДОУ.
10.00-11.00
5. Контроль ведения документации (по циклограмме контроля).
11.00-11.30
6. Контроль за организацией питания на пищеблоке.
11.30- 12.00
7. Обеденный перерыв.
12.00–13.00
8. Работа с документацией по номенклатуре дел.
13.00–15.00
9. Контроль за ОБЖ.
15.00–16.00
10. Работа с социумом, работа с родителями.
16.00–17.00
Вторник
1.Работа со старшим воспитателем/ зам. зав. по ХР.
8.00–8.50
2. Оперативный контроль работы педагогов-специалистов, ведение календарных планов работы (по циклограмме контроля).
8.50-10.00
3. Анализ информации, новостей на сайтах УО, Минобразования, ДОУ. Работа с сайтом ДОУ.
10.00–11.00
4. Составление отчётной документации, работа по выполнению предписаний надзорных органов, протокольных поручений УО.
11.00-11.50
5. Оперативный контроль за организацией питания в группах//санитарно-гигиеническим состоянием в помещениях и группах ДОУ.
11.40-12.00
6. Обеденный перерыв.
12.00–13.00
7. Прием сотрудников по личным вопросам.
13.00–13.30
8. Контроль ведения документации (по циклограмме контроля).
13.30-14.30
9. Работа с документацией по номенклатуре дел.
14.30-16.30
10. Работа с социумом, работа с родителями.
16.30-17.00
Среда
1. Анализ информации, новостей на сайтах УО, Минобразования, ДОУ. Анализ работы ДОУ в информационных системах.
8.00–9.00
2. Подготовка к методическому часу.
9.00-9.30
3. Контроль за ведением документации (по циклограмме контроля)
9.30-10.00
4. Работа по изучению нормативно-законодательных документов.
10.00-11.50
5. Контроль за организацией питания в группах/санитарно-гигиеническим состоянием в помещениях и группах ДОУ.
11.40–12.00
 6. Обеденный перерыв.
12.00–13.00
7. Методический час с педагогами, работа с воспитателями.
13.00–15.30
8. Оперативный контроль за организацией работы по предоставлению платных образовательных услуг, работа с документацией, педагогами по ДПУ (по циклограмме контроля).
15.30-16.30
9. Работа с родителями.
16.30–17.00
Четверг
1. Анализ информации, новостей на сайтах УО, Минобразования, ДОУ. Работа с сайтом ДОУ.
8.00–8.30
2. Работа с личными делами сотрудников, личными делами воспитанников.
8.30-9.30
3. Оперативный контроль за организацией пед. процесса, соблюдением режима дня в группах, организацией прогулки (по циклограмме контроля).
9.30–11.30
4. Издание приказов.
11.30-12.00
5. Обеденный перерыв.
12.00-13.00
6. Работа с сотрудниками, выполнение должностных обязанностей.
13.00–13.30
7. Оперативный контроль (по циклограмме).
14.00-14.30
8. Контроль ведения документации (по циклограмме контроля).
14.30-15.30
9. Контроль за организацией работы по предоставлению платных образовательных услуг, работа с документацией, педагогами по ДПУ (по циклограмме контроля).
15.30-16.30
10. Работа с родителями.
16.30–17.00
Пятница
1. Анализ информации, новостей на сайтах УО, Минобразования, ДОУ. Работа с сайтом ДОУ.
8.00–8.50
2.Контроль за организацией пед.процесса, ведением календарных планов работы и др. рабочей документации воспитателями/ Контроль за работой педагогов-специалистов, ведение календарных планов работы (по циклограмме контроля).
8.50-10.00
 3.Работа с бухгалтером, зам. зав. по ХР с финансовой, отчётной документацией.
10.00-10.30
4. Работа по оформлению документации деятельности коллегиальных органов, органов самоуправления
10.30–11.30
5. Контроль за организацией питания на пищеблоке. Решение вопросов по организации питания.
11.30–12.00
6. Обеденный перерыв.
12.00-13.00
7. Контроль за исполнением Правил внутреннего трудового распорядка (по циклограмме контроля).
13.00–13.30
8. Выполнение плана работы на неделю/на месяц. Составление плана работы на неделю/на месяц.
13.30–14.30
9.Сдача табелей посещаемости детей, анализ списочного состава, посещаемости, заболеваемости.
14.30–15.30
10. Контроль за ведением документации (по циклограмме контроля).
15.30-16.30
11. Решение административно-хозяйственных вопросов.
16.30-17.00

Циклограмма работы заведующего ДОО на год

 

Месяц

Вид деятельности

Отметка о выполнении

август
Составление и утверждение плана работы на год.

Организация платных образовательных услуг: разработка документации, поиск педагогов ДПУ - заключение трудовых договоров.

Составление планов работы коллегиальных органов, органов самоуправления, Совета профилактики ДОУ, уполномоченного по правам.

Составление Программы производственного контроля на учебный год.

Изучение и анализ поступления детей, прохождения ими адаптационного периода.

сентябрь

Сдача отчёта за 3 квартал в Пенсионный фонд.

Составление тарификационных списков.

Формирование рабочих групп на новый учебный год по различным направлениям.

Информационное насыщение сайта ДОУ, собственного сайта и сайтов педагогов, веб-страничек педагогов.

Утверждение рабочей документации на новый учебный год по реализации основной общеобразовательной программы, по реализации дополнительной образовательной программы.

Подготовка к проведению Общего родительского собрания.

Подготовка к проведению инвентаризации имущества.

Изучение и анализ поступления детей, прохождения ими адаптационного периода.

Подготовка учреждения к отопительному сезону и запуску тепла.

октябрь
Сдача отчёта по выполнению муниципального задания за 3 квартал.

Работа с учредительными документами.

Помощь в подготовке к аттестации педагогов. Подготовка документов к аттестации по занимаемой должности.

Работа с зам. зав. по ХР по подготовке зимнего уборочного инвентаря.

ноябрь
Составление сметы доходов и расходов на новый календарный год.

Анализ нормативно-законодательных документов.

Анализ выполнения Программы энергосбережения. Принятие соответствующих административно-хозяйственных решений.

декабрь
Сдача отчёта за 4 квартал в Пенсионный фонд.

Работа с номенклатурой дел. Составление номенклатуры на следующий календарный год.

Составление штатного расписания на новый календарный год.

Закрытие, подшивка книг приказов.

Работа по организации медицинского обслуживания.

Подготовка к новогодним и рождественским праздникам. Составление плана работы на период празднования Нового года и рождества.

январь
Сдача отчёта по выполнению муниципального задания за календарный год.

Составление тарификационных списков.

Сдача отчёта 85-К.

Проведение анализа реализации Программы развития ДОУ, внесение коррективов.

февраль
Анализ нормативно-законодательных документов.

Разработка локальных актов ДОУ.

Работа с зам. зав. по ХР по подготовке летнего уборочного инвентаря.

март
Сдача отчёта за 1 квартал в Пенсионный фонд.

Разработка локальных актов ДОУ.

Подготовка документов к очередной сдаче санминимума и ежегодному медосмотру сотрудников.

апрель
Сдача отчёта по выполнению муниципального задания за 1 квартал.

Анализ нормативно-законодательных документов.

Подготовка к ремонтным работам.

май
Проведение маркетинговых исследований по изучению спроса на образовательные услуги.

Анализ работы учреждения за учебный год. Разработка стратегии развития учреждения на новый учебный год. Организация рабочей группы.

Составление плана финансово-хозяйственной деятельности на новый учебный год.

Подготовка ДОУ к летней оздоровительной кампании. Организация рабочей группы по разработке Плана летних оздоровительных мероприятий.

Подготовка к проведению Общего родительского собрания.

июнь
Сдача отчёта за 2 квартал в Пенсионный фонд.

Подготовка ДОУ к новому учебному году.

Изучение методической литературы по новым формам работы с родителями и педагогами. Изучение инновационных подходов к деятельности образовательного учреждения.

июль
Сдача отчёта по выполнению муниципального задания за 2 квартал.

Изучение новых педагогических технологий, образовательных программ.

Подготовка ДОУ к новому учебному году.

Пересмотр должностных инструкций.

Работа по составлению плана взаимодействия с социумом.

Список используемых источников
1. Пронина, А.Н. Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - 162 с.
2. Белая, К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующего / К.Ю. Белая. - М: «Сфера»,1996. - 56 с.
3. Бондаренко, А.К. Заведующий дошкольным учреждением / А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И. Шкатулла. М.: Просвещение, 1984. - 234 с.
4. Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении / Л.М. Денякина. - М: Новая школа,1997. - 48 с.
5. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практич. Пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК: в 2-х частях / Т.П. Колодяжная. - Ростов-н / Д: Издательство «Учитель», 2002. - Ч.1.- 128 с.
6. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учебное пособие для студ. пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 432 с.
7. Фалюшина, Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением. Современный аспект / Л.И. Фалюшина. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.
Носкова Светлана Алексеевна,, e-mail: dosh162@yandex.ru тел. 8-905-347-21-75;
2017