НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Зотова В.А., Шнейдер Г.А. Патриотическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития представлений старших дошкольников о родной стране, малой Родине посредством использования метода проектов по воспитанию патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, развитие представлений дошкольников, проектная деятельность.
«Любовь к Отечеству – это и есть то главное основание души любого истинного гражданина России. Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну, который делает её великой, который делает её надёжной и который обязательно сделает её процветающей».

В.В.Путин [3].

Патриотизм является социально-нравственной основой жизнеспособности государства и выступает одним из первостепенных условий эффективности государственных институтов. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества [1].
Патриотизм не заложен в генах человека, он является социальным чувством, содержанием которого является любовь к своей Родине. «Те высокие нравственные, этические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А. В. Запорожец [2].
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России, так как это является основой формирования будущего гражданина страны. В нашей стране за последние годы произошли огромные перемены в жизни общества. Изменились общечеловеческие ценности, отношение к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте и великодушии, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Как не менялось бы общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.
Дошкольный возраст, как возраст формирования внутреннего мира человека имеет возможности для формирования его высших социальных чувств, таких как патриотизм.
Чтобы правильно воспитать в детях многогранную любовь к Родине необходимо определить базу чувств, из которых она сформируется в дальнейшем. Выбрать эмоционально-нравственную основу, которая поможет привить чувства привязанности, преданности и ответственности по отношению к своей Родине. Ребенка еще в дошкольном возрасте необходимо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным в своем маленьком деле. Чтобы научить человека сопереживать своей Родине в бедах и проблемах, необходимо привить чувство человеческого сопереживания. Восхищение просторами страны, ее красо­той и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Роди­ны, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять лю­бое дело, за которое берется. Базой патриотического воспитания является нравственное, эсте­тическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются пер­вые ростки гражданско-патриотических чувств [4].
Современный мир динамично развивается и ставит множество новых задач перед нашей страной в целом и системой дошкольного образования. Важнейшим направлением образовательной деятельности дошкольников является использование методов познания, формирующих способность ребенка самостоятельно ставить вопросы, выдвигать идеи, находить необходимую информацию, с помощью которой у детей формируется опыт поисково - исследовательской деятельности и применение полученных знаний на практике. В развитии ребенка большое значение имеет специально организованное педагогом обучение, направленное на развитие наблюдения за различными явлениями и последующему их анализу, умению сравнивать и обобщать, делать выводы и использовать полученные знания. Реализации данного направления развития современного дошкольника позволяет осуществить проектная деятельность.
Орга­низация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и твор­чество, познание и труд.
Интеграция – один из ведущих прин­ципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования [5].
С целью формирования патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с родным городом, краем, страной в тесном сотрудничестве педагогов, детей и родителей нами были реализованы три проекта: «Этот мир вокруг меня», «Я и моя Родина», «Люблю тебя, Россия». Все проекты являются взаимосвязанными между собой, содержат региональный компонент и направлены на формирование чувства патриотизма у дошкольников (рисунок 1).



Рисунок 1– Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в проектной деятельности

В основе нашей проектной деятельности лежит тематический подход. В ходе проведения проектов были использованы: теоретический, практический и методологический материал. Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, формирование патриотических чувств у дошкольников развивается успешнее, при подаче информации постепенно. Дети узнали больше об окружающем их мире, о своем родном крае, городе, где они живут, о стране, о столице своей родины, городах, которые ее окружают. Дети стали проявлять интерес к событиям жизни края, страны и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. Совместная работа с педагогами и родителями объединила детей и взрослых. Проведенная нами работа развивает творческие и интеллектуальные способности, а также воспитывает в детях чувство любви к Родине.

Библиографический список

1.       Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Текст].
2.       Богатырева, А. В. «Воспитание патриотизма у дошкольников через проектную деятельность» [Текст] / А.В. Богатырева // Молодой ученый. – 2019. – № 4.
3.       URL: http://special.kremlin.ru/events/president/transcripts/23628.
4.       Зенова, Н. Г., Осипова, Л. Е. «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа)» [Текст] / Н. Г. Зенова, Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
5.       Деркунская, В. А. «Проектная деятельность дошкольников» [Текст] / В. А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2012.

Сведения об авторах

Зотова Вера Александровна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования г. Краснодар «Центр развития ребёнка - детский сад № 171 «Алые паруса».
Шнейдер Галина Анатольевна, воспитатель первой категории, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования г. Краснодар «Центр развития ребёнка - детский сад № 171 «Алые паруса».

2019