Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf
Аннотация: Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. Настоящее время родители стараются обеспечить семью материальными, а не духовно-нравственными ценностями. Поэтому у детей искажены представления о доброте, порядочности, сопереживание, любви к родине.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, любовь к родному краю, нравственное воспитание.
Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца.
К. Паустовский
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности и нравственных чувств. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине, является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников нравственных чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнить их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, воспитания гордости за землю, на которой живешь, говорили многие ученые.
К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
В.Г. Белинский, Н.А.Добролюбов считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем нравственных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и выдвигает такие наиболее важные задачи, как формирование базовой культуры личности, высоких нравственных качеств, основ гражданской ответственности, любви к малой и большой Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию.
Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться восхищаться просторами края, его красотой и природными богатствами. Тогда ребенок научится видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, его необходимо научить добросовестно выполнять трудовые поручения, прививать любовь к труду.
Мы живем в городе с удивительной историей, наш город постоянно строится, появляются новые детские сады, обновляются больницы, школы… И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героические поступки старшего поколения, а также, за настоящее и будущее нового поколения.
История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе старшего поколения. Знакомить с историей города мы начинаем с экскурсии в мини-музей детского сада, где дети знакомятся с жизнью людей города, видят старинные предметы, одежды и утвари, которые использовали наши предки в повседневной жизни. В беседах стараемся давать детям краеведческие сведения о родном крае, об истории его возникновения, о достопримечательностях, также рассказывать о городских зданиях и учреждениях. Родители вместе с детьми оформляют фотоальбомы «Достопримечательности нашего города», где собраны фотографии около памятников, тем самым дети лучше запоминают памятники, узнают места, где они расположены.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию, именно на рисовании, знакомятся дети с народным промыслом Чувашии, а так же и народов России. Проводятся цикл занятий по чувашским узорам. Вместе с детьми также посещаем парки, памятники города, музеи.
В нашей группе мы разработали вместе с детьми макет одного из улиц города с проезжей частью. Для детей улица – это яркий мир, полно привлекательных и опасных неожиданностей. Для макета домов использовали разнообразный материал.
Ежегодно приобщая детей к истории и традициям своего народа, в детском саду проходят народные праздники «Колядки» и «Масленица». Дети с большим интересом принимают участие в подготовке и проведении праздников, запоминая старинныегадания, дразнилки, пословицы и поговорки.
Еженедельно после выходного дняпедагогами проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, что видели, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в детский сад после болезни, вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Трудно представить себе дошкольный мир без книги. Слушая знакомую сказку, стихотворение ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Сказка она входит в жизнь ребенка самого раннего детства и сопровождает его всю жизнь. Именно сказки начинается знакомство с миром литературы, с окружающим миром. В нашем детском саду проходят конкурсы сказок между группами как русских, так и чувашских сказок. Дети с удовольствием играют различные роли, сопереживают героям. Национальный фольклор она формирует у детей интерес и уважение к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни: чувашские сказки, пословицы, поговорки, притчи, рассказы, легенды, загадки, считалки, песни и танцы. Со всем этим мы знакомим детей в режимных моментах.
Родина, родная природа – эти слова тесно связаны между собой. Любовь к стране невозможна без любви к природе своего края. Мы живем в очень красивом, непохожем на другие, городе и имя ему – Чебоксары.
Список литературы
1. Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду [Текст]: методическое пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 2010. – 145 с.
2. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям [Текст] / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 1. – С. 82 – 92.
3. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Издательство “ Питер", 2011. – 165 с.
4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст]: методическое пособие / под ред. А. М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 2013. – 231 с.
6. Жуковская Р.Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1985. 148 с.