Библиографическое описание:
Бобрикова Е.В., Рядинская Е.В. Формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Вопросу безопасности детства и безопасному поведению ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования.
Безопасность ребенка – состояние защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития личности.
Одной из главных задач дошкольного образования на сегодняшний день является сохранение здоровья и формирование комплексной безопасности в чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста. Педагогам и родителям необходимо не только оберегать и защищать ребенка, но и подготавливать его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В образовательной дошкольной организации основными направлениями деятельности по формированию навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста являются:
- обеспечение безопасности жизнедеятельности детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях;
- организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников навыков комплексной безопасности при чрезвычайных ситуациях.
Формирование основ безопасности – сложный, непрерывный, систематический процесс. Формула безопасности гласит: предвидеть безопасность; при возможности – избегать; при необходимости – действовать. Существует много форм и методик познавательного и творческого характера для организации совместной деятельности взрослых и детей, а также для самостоятельной детской деятельности по формированию навыков комплексной безопасности.
В нашей группе «Непоседы» большое внимание уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и наработан материал для родителей по воспитанию безопасного поведения ребенка. Основываясь на опыте работы, предлагаем вашему вниманию ряд мероприятий, способствующих формированию у детей навыков личной безопасности во время чрезвычайных ситуаций.
Для реализации задач был разработан дидактический материал по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, за основу которого был взят «Блокнот безопасности дошкольника», содержащий индивидуальные игровые задания и образовательные ситуации на каждый день.
Работа с воспитанниками проводилась в соответствии с тематическим планированием, которое включало в себя четыре модуля:
- Модуль «Опасные и чрезвычайные ситуации» включает: где могут возникнуть опасные ситуации; как распознать опасную ситуацию. В данном модуле у детей формируется элементарные навыки поведения в опасных ситуациях.
- Модуль «Опасности военного характера» включает: опасные и взрывоопасные находки, службы спасения. У детей формируются правила поведения при обнаружении предметов, похожих на взрывные устройства.
- Модуль «Опасности террористических актов в образовательных организациях» включает: рассматривание ситуаций, при которых проводится эвакуация. У детей формируются правила поведения при эвакуации.
- Модуль «Оказание первой помощи» включает: рассматривание понятия «первая помощь». Ребята знакомятся с ситуациями, при которых человеку необходимо оказать первую помощь.
Каждый модуль включает систему заданий, бесед и видеоматериалов, которые решают поставленные цели.
Мы предлагаем познакомиться с наиболее интересными заданиями, которые получили положительный отклик у детей.
Задание «Придумай знак». Целью его является: соединить линии, чтобы получилась ладошка и придумать знак, который бы предупреждал об опасности. Дети проявляют фантазию и творчество, но вместе с этим закрепляют правила безопасного поведения.
Игровой тренинг «Рюкзачок безопасности» – интересное и полезное задание, в котором ребенку необходимо выбрать только те предметы, которые являются необходимыми в чрезвычайной ситуации (фонарик, бинт, теплые носки и т.д.).
Задание «Осторожно, обстрел!». В данном задании необходимо проанализировать картинку и выбрать те места, в которые можно прятаться при обстреле.
Задание «Пройди по маршруту в укрытие (убежище)». Ребятам необходимо на картинке найти безопасный путь до укрытия (убежища).
Задание «Найди мину «лепесток»». Ребенку необходимо найти мину «лепесток» на рисунке, раскрасить её и зачеркнуть красным цветом.
Игровое действие «Звонок в службу спасения». Такое задание всегда актуально для детей, а порой и для взрослых. Ведь при чрезвычайной ситуации чаще всего одолевает паника и не каждый сориентируется, по какому номеру нужно звонить.
Формированию знаний и представлений воспитанников о правилах поведения при чрезвычайных ситуациях также способствовали:
- Дидактические игры «Знаешь ли ты?», «Телефон» направлены на закрепление знаний о телефонах служб спасения; игры «Четвёртый лишний», «Найди опасный предмет», «Игра — дело серьезное», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди!» учат детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами, подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя и закреплять знания о поведении на улице без взрослых; «Правила поведения», «Выбери нужное», «Сложи картинку», «Как избежать неприятностей?», «Закончи историю», «Так и не так».
Игра «Что, где, когда?».
Игровые правила: ответить на вопрос игровых персонажей.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок. Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.
Представленные игры закрепляют умение правильно вести себя в экстремальной ситуации, умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивают внимание; воспитывают желание соблюдать правила безопасности.
- Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Скорая помощь», «Мы – спасатели» закрепляют представления о правильных действиях в конкретных ситуациях и формируют умения выполнять ролевые действия персонажей; воспитывают сочувственное отношение к пострадавшему.
- Квест игры «По тропинке безопасности», «Будь осторожен!» учат соблюдению правил безопасности в общественных местах, на улице, в подъезде, в квартире, развивают умение детей предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их. Такие игры помогают воспитанникам оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, находить способы защиты от них, уметь защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь.
Сформировать у детей алгоритм действий по закреплению навыка поведения при сигнале оповещения об эвакуации из помещения и сформировать знания о безопасном маршрутом из дома к укрытию, об убежище, правилах поведения в нем, ближайшем месторасположении помогают игровые тренинги «Внимание, сигнал тревоги!», «Если сигнал прозвучал дома!», «Как действовать?», «Пройди по маршруту в укрытие (убежище)», «Где искать «Укрытие (убежище)?». Выполняя задание в игровой форме или с помощью карт-схем, дошкольники закрепляют правила действий при звуках обстрела. Дети учатся самостоятельно проходить лабиринт от стрелки до укрытия (убежища), ориентируясь на обозначенные объекты (картинки «Качели», «Песочница», «Клумба», «Многоэтажное здание», «Укрытие»). Совместно с взрослым обсуждают, что нарисовано на картинках.
Игровой тренинг «Найди безопасное место на улице»
Для того, чтобы сформировать у детей знания о безопасных местах, в которых можно спрятаться на улице во время обстрела, вместе с детьми сделали макет игровой площадки и предложили найти безопасное место: «Машина», «Клумба», «Штакетник», «Скамейка», «Дерево», «Бордюр», «Яма», «Здание». Выполняя задание, совместно с взрослым дети обсуждали свой выбор и закрепляли правила действий во время обстрела.
- Беседы: «Безопасность жизни ребёнка», «Какие предметы могут нести опасность?», «С огнём не шути», «Действия при возникновении пожара», «Будь внимателен», «Осторожно незнакомец», «Один дома», «Опасные ситуации на улице и дома», «Опасные и полезные предметы».
- Чтение художественной литературы: Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Т. Шорыгина «Осколок стекла» «Кошкин дом» С. Маршак, «Как неразлучные друзья дом охраняли», «Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванов, «Пожарные собаки» Л. Толстой, «Айболит» К. Чуковский, «Чудесные таблетки», «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житков «Пожар», Чуковский «Путаница», Г. Остер «Вредные привычки», С. Михалков «Дядя Степа» и др.
- Рассматривание иллюстраций по теме: «Будь осторожен», отгадывание загадок на тему: «В мире опасных предметов».
- Моделирование проблемы: «Я один дома», «Незнакомые люди», «Я заблудился», «Как вести себя, если...», «Что делать, если начался обстрел». Позволяют детям закрепить практические действия и полученные знания.
Все мероприятия были организованы в игровой форме с учетом возраста детей, в процессе которых дошколята узнали, что такое чрезвычайная ситуация, о действиях людей по сигналам оповещения гражданской обороны, о правилах пожарной безопасности, объектах и правилах оказания первой помощи.
Навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста невозможно сформировать только в рамках детского сада. Поэтому результатов мы смогли достигнуть при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает, должны закрепляться дома. Для достижения поставленной цели проведена работа с родителями:
- Оформлены стенды по гражданской обороне и чрезвычайных ситуация, напоминающие, о правилах поведения в чрезвычайной ситуации («Как вести себя при обстреле», «Внимание, взрывные устройства», «Как вести себя после прекращения обстрела» и т.д.).
- Проведены тематические родительские собрания, беседы, игры-тренинги, мастер-классы по оказанию первой помощи с использованием мультимедийных технологий.
- организованы совместные экскурсии выходного дня в развивающий центр «Мастерславль», где знакомят с профессией пожарного и спасателя.
- Проведены консультации и видеоконсультации («Что делать, если нашел незнакомый предмет?»; «Можно ли брать неизвестные игрушки?»; «Личная безопасность» и т.д.).
- Подготовлены памятки и буклеты «Угроза терроризма», «Карта безопасного детства», которые информируют родителей о том, что и как нужно рассказывать детям о безопасности.
- Организована творческая мастерская «Безопасный мир» («Опасные предметы», «Спички – это не игрушка», «Я и безопасность», «Безопасность глазами детей» и т.д.).
- Обогащена предметно-пространственная развивающая среда в группе по ОБЖ.
Таким образом, анализируя работу по формированию у старших дошкольников безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, можно сделать вывод, что у детей постепенно формируются знания и навыки правил комплексной безопасности и умение регулировать своё поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями.
Дети усвоили главное правило – без паники. Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной ситуации, могут рассказать о существующих опасностях.
У родителей повысился интерес и уровень педагогических знаний о методах и приёмах ознакомления детей с правилами безопасности в чрезвычайных ситуациях, они стали более заинтересованы в воспитании детей по данному вопросу, активно поддерживают и закрепляют навыки безопасного поведения вне дошкольного образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Белая К.Ю. формирование основ безопасности у дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. 98 с.
2. Коломеец Н.В. формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности». Волгоград: Учитель, 2015. 168 с.
3. Серых Л.В., Панькова М.В., Усевич И.М. и др. Дидактический материал по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста во время обстрела, возможного нахождения ими взрывоопасных предметов (для детей 5-7 лет, педагогов, родителей) [Электронный ресурс] https://srcdn.ru/wp-content/uploads/2023/10/didakticheskij-material.pdf (дата обращения: 4.12.2023).
Бобрикова Е.В., Рядинская Е.В. Формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/75-3.pdf.
Вопросу безопасности детства и безопасному поведению ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования.
Безопасность ребенка – состояние защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития личности.
Одной из главных задач дошкольного образования на сегодняшний день является сохранение здоровья и формирование комплексной безопасности в чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста. Педагогам и родителям необходимо не только оберегать и защищать ребенка, но и подготавливать его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
В образовательной дошкольной организации основными направлениями деятельности по формированию навыков безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста являются:
- обеспечение безопасности жизнедеятельности детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях;
- организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников навыков комплексной безопасности при чрезвычайных ситуациях.
Формирование основ безопасности – сложный, непрерывный, систематический процесс. Формула безопасности гласит: предвидеть безопасность; при возможности – избегать; при необходимости – действовать. Существует много форм и методик познавательного и творческого характера для организации совместной деятельности взрослых и детей, а также для самостоятельной детской деятельности по формированию навыков комплексной безопасности.
В нашей группе «Непоседы» большое внимание уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения и наработан материал для родителей по воспитанию безопасного поведения ребенка. Основываясь на опыте работы, предлагаем вашему вниманию ряд мероприятий, способствующих формированию у детей навыков личной безопасности во время чрезвычайных ситуаций.
Для реализации задач был разработан дидактический материал по формированию безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста, за основу которого был взят «Блокнот безопасности дошкольника», содержащий индивидуальные игровые задания и образовательные ситуации на каждый день.
Работа с воспитанниками проводилась в соответствии с тематическим планированием, которое включало в себя четыре модуля:
- Модуль «Опасные и чрезвычайные ситуации» включает: где могут возникнуть опасные ситуации; как распознать опасную ситуацию. В данном модуле у детей формируется элементарные навыки поведения в опасных ситуациях.
- Модуль «Опасности военного характера» включает: опасные и взрывоопасные находки, службы спасения. У детей формируются правила поведения при обнаружении предметов, похожих на взрывные устройства.
- Модуль «Опасности террористических актов в образовательных организациях» включает: рассматривание ситуаций, при которых проводится эвакуация. У детей формируются правила поведения при эвакуации.
- Модуль «Оказание первой помощи» включает: рассматривание понятия «первая помощь». Ребята знакомятся с ситуациями, при которых человеку необходимо оказать первую помощь.
Каждый модуль включает систему заданий, бесед и видеоматериалов, которые решают поставленные цели.
Мы предлагаем познакомиться с наиболее интересными заданиями, которые получили положительный отклик у детей.
Задание «Придумай знак». Целью его является: соединить линии, чтобы получилась ладошка и придумать знак, который бы предупреждал об опасности. Дети проявляют фантазию и творчество, но вместе с этим закрепляют правила безопасного поведения.
Игровой тренинг «Рюкзачок безопасности» – интересное и полезное задание, в котором ребенку необходимо выбрать только те предметы, которые являются необходимыми в чрезвычайной ситуации (фонарик, бинт, теплые носки и т.д.).
Задание «Осторожно, обстрел!». В данном задании необходимо проанализировать картинку и выбрать те места, в которые можно прятаться при обстреле.
Задание «Пройди по маршруту в укрытие (убежище)». Ребятам необходимо на картинке найти безопасный путь до укрытия (убежища).
Задание «Найди мину «лепесток»». Ребенку необходимо найти мину «лепесток» на рисунке, раскрасить её и зачеркнуть красным цветом.
Игровое действие «Звонок в службу спасения». Такое задание всегда актуально для детей, а порой и для взрослых. Ведь при чрезвычайной ситуации чаще всего одолевает паника и не каждый сориентируется, по какому номеру нужно звонить.
Формированию знаний и представлений воспитанников о правилах поведения при чрезвычайных ситуациях также способствовали:
- Дидактические игры «Знаешь ли ты?», «Телефон» направлены на закрепление знаний о телефонах служб спасения; игры «Четвёртый лишний», «Найди опасный предмет», «Игра — дело серьезное», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди!» учат детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами, подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя и закреплять знания о поведении на улице без взрослых; «Правила поведения», «Выбери нужное», «Сложи картинку», «Как избежать неприятностей?», «Закончи историю», «Так и не так».
Игра «Что, где, когда?».
Игровые правила: ответить на вопрос игровых персонажей.
Ход игры:
Воспитатель предлагает поиграть в игру. На столе лежат письма от сказочных персонажей, в центре волчок. Воспитатель раскручивает волчок, берёт письмо по стрелке, зачитывает детям вопрос. Дети советуются и отвечают. За правильный ответ получают фишку.
Представленные игры закрепляют умение правильно вести себя в экстремальной ситуации, умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных; развивают внимание; воспитывают желание соблюдать правила безопасности.
- Сюжетно-ролевые игры «Пожарные», «Скорая помощь», «Мы – спасатели» закрепляют представления о правильных действиях в конкретных ситуациях и формируют умения выполнять ролевые действия персонажей; воспитывают сочувственное отношение к пострадавшему.
- Квест игры «По тропинке безопасности», «Будь осторожен!» учат соблюдению правил безопасности в общественных местах, на улице, в подъезде, в квартире, развивают умение детей предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их. Такие игры помогают воспитанникам оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека, находить способы защиты от них, уметь защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь.
Сформировать у детей алгоритм действий по закреплению навыка поведения при сигнале оповещения об эвакуации из помещения и сформировать знания о безопасном маршрутом из дома к укрытию, об убежище, правилах поведения в нем, ближайшем месторасположении помогают игровые тренинги «Внимание, сигнал тревоги!», «Если сигнал прозвучал дома!», «Как действовать?», «Пройди по маршруту в укрытие (убежище)», «Где искать «Укрытие (убежище)?». Выполняя задание в игровой форме или с помощью карт-схем, дошкольники закрепляют правила действий при звуках обстрела. Дети учатся самостоятельно проходить лабиринт от стрелки до укрытия (убежища), ориентируясь на обозначенные объекты (картинки «Качели», «Песочница», «Клумба», «Многоэтажное здание», «Укрытие»). Совместно с взрослым обсуждают, что нарисовано на картинках.
Игровой тренинг «Найди безопасное место на улице»
Для того, чтобы сформировать у детей знания о безопасных местах, в которых можно спрятаться на улице во время обстрела, вместе с детьми сделали макет игровой площадки и предложили найти безопасное место: «Машина», «Клумба», «Штакетник», «Скамейка», «Дерево», «Бордюр», «Яма», «Здание». Выполняя задание, совместно с взрослым дети обсуждали свой выбор и закрепляли правила действий во время обстрела.
- Беседы: «Безопасность жизни ребёнка», «Какие предметы могут нести опасность?», «С огнём не шути», «Действия при возникновении пожара», «Будь внимателен», «Осторожно незнакомец», «Один дома», «Опасные ситуации на улице и дома», «Опасные и полезные предметы».
- Чтение художественной литературы: Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке», Т. Шорыгина «Осколок стекла» «Кошкин дом» С. Маршак, «Как неразлучные друзья дом охраняли», «Как неразлучные друзья в воде не тонули» А. Иванов, «Пожарные собаки» Л. Толстой, «Айболит» К. Чуковский, «Чудесные таблетки», «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житков «Пожар», Чуковский «Путаница», Г. Остер «Вредные привычки», С. Михалков «Дядя Степа» и др.
- Рассматривание иллюстраций по теме: «Будь осторожен», отгадывание загадок на тему: «В мире опасных предметов».
- Моделирование проблемы: «Я один дома», «Незнакомые люди», «Я заблудился», «Как вести себя, если...», «Что делать, если начался обстрел». Позволяют детям закрепить практические действия и полученные знания.
Все мероприятия были организованы в игровой форме с учетом возраста детей, в процессе которых дошколята узнали, что такое чрезвычайная ситуация, о действиях людей по сигналам оповещения гражданской обороны, о правилах пожарной безопасности, объектах и правилах оказания первой помощи.
Навыки безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста невозможно сформировать только в рамках детского сада. Поэтому результатов мы смогли достигнуть при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает, должны закрепляться дома. Для достижения поставленной цели проведена работа с родителями:
- Оформлены стенды по гражданской обороне и чрезвычайных ситуация, напоминающие, о правилах поведения в чрезвычайной ситуации («Как вести себя при обстреле», «Внимание, взрывные устройства», «Как вести себя после прекращения обстрела» и т.д.).
- Проведены тематические родительские собрания, беседы, игры-тренинги, мастер-классы по оказанию первой помощи с использованием мультимедийных технологий.
- организованы совместные экскурсии выходного дня в развивающий центр «Мастерславль», где знакомят с профессией пожарного и спасателя.
- Проведены консультации и видеоконсультации («Что делать, если нашел незнакомый предмет?»; «Можно ли брать неизвестные игрушки?»; «Личная безопасность» и т.д.).
- Подготовлены памятки и буклеты «Угроза терроризма», «Карта безопасного детства», которые информируют родителей о том, что и как нужно рассказывать детям о безопасности.
- Организована творческая мастерская «Безопасный мир» («Опасные предметы», «Спички – это не игрушка», «Я и безопасность», «Безопасность глазами детей» и т.д.).
- Обогащена предметно-пространственная развивающая среда в группе по ОБЖ.
Таким образом, анализируя работу по формированию у старших дошкольников безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, можно сделать вывод, что у детей постепенно формируются знания и навыки правил комплексной безопасности и умение регулировать своё поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями.
Дети усвоили главное правило – без паники. Они спокойно реагируют на тренировочные занятия по отработке действий при экстренной ситуации, могут рассказать о существующих опасностях.
У родителей повысился интерес и уровень педагогических знаний о методах и приёмах ознакомления детей с правилами безопасности в чрезвычайных ситуациях, они стали более заинтересованы в воспитании детей по данному вопросу, активно поддерживают и закрепляют навыки безопасного поведения вне дошкольного образовательного учреждения.
Библиографический список
1. Белая К.Ю. формирование основ безопасности у дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. 98 с.
2. Коломеец Н.В. формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности». Волгоград: Учитель, 2015. 168 с.
3. Серых Л.В., Панькова М.В., Усевич И.М. и др. Дидактический материал по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста во время обстрела, возможного нахождения ими взрывоопасных предметов (для детей 5-7 лет, педагогов, родителей) [Электронный ресурс] https://srcdn.ru/wp-content/uploads/2023/10/didakticheskij-material.pdf (дата обращения: 4.12.2023).