НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коротаева С.Ю., Серова О.Е., Якупова Е.Ю. Парное игровое взаимодействие детей раннего возраста и родителей

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
Большая роль в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста принадлежит игре, именно в процессе игры развиваются когнитивная и эмоционально-волевая сферы, кроме того, в игре происходит усвоение детьми общественного опыта.
Формирование самостоятельных игровых навыков детей младшего дошкольного возраста во много зависит от игрового взаимодействия ребенка со взрослыми. На более раннем этапе становления личности ребенок научится играть в том случае, если взрослые в процессе игры будут «подталкивать» его к приемлемым игровым действиям, помогать импровизировать новые связи, побуждать ребенка к взаимодействию с предметным миром.
Родители чаще всего поощряют самостоятельные игры детей, покупают различные игрушки, но не всегда понимают необходимость подсказок игровых действий с игрушками для малыша. Поэтому, очень часто, не имея достаточного опыта, ребенок раннего возраста радуется новой игрушке недолго. В этот момент игры необходима помощь старших, взрослые могут подсказать новое игровое действие, разнообразить игру, предложив дополнительный игровой материал.
Современным родителям зачастую не хватает времени на чтение практических пособий и методической литературы, раскрывающих возрастные особенности детей раннего дошкольного возраста, как следствие, роль родителей в развитии ребенка снижается к минимуму. Помочь родителям найти оптимальный путь раскрытия и развития потенциала детей раннего дошкольного возраста в данном случае может обучение их парно - игровому взаимодействию на совместных мероприятиях в ДОУ.
Такими мероприятиями могут быть: практические занятия, совместные досуги, игровые гостиные.

Перспективный план организации совместных досугов детей раннего возраста с родителями


Сроки проведения

Наименование

Содержание

Октябрь

В гостях у сказки

Ход досуга выстроен в соответствии с сюжетом русско-народной сказки, герои сказки, появляясь поочередно, предлагают родителям и детям поддержать их в различных играх, хороводах и песнях.

Декабрь

Снеговик в гостях у ребят

Дети и родители погружаются в сказочную атмосферу новогоднего волшебства, совместно с героями играют, танцуют, поют и рисуют. В конце мероприятия детей и родителей ждет встреча с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Март

Встреча на весенней полянке

Родители и дети побывают на весенней полянке, вместе поиграют с первыми весенними цветами, забавными божьими коровками, совместно полепят из соленого теста цветы.

Май

Магазин игрушек

Веселые клоуны предложат детям и их родителям посетить «магазин игрушек», где их будет ждать множество приятных сюрпризов.
 Таблица 1
Включенность родителей в качестве непосредственных участников досугов, помогает нам педагогам ненавязчиво, не директивно, без чтения лекций и нотаций учить взрослых игровому взаимодействию и общению с детьми раннего возраста.
Приводим конспект одного из таких мероприятий. В представленном в качестве примера сценарии центральными составляющими сюжета выступают игры (подвижные, дидактические, музыкально-ритмические). Во время игр родителям предлагается помочь ребенку принять игровую роль, совместно слепить поделку, станцевать, спеть. Это помогает не только лучше узнать возможности своего ребенка, понять его индивидуальные особенности, но и освоить новые способы организации игр и занятий, востребованных в домашних условиях.

Совместный досуг «Встреча на весенней полянке».

Цель: обучение родителей парно-игровому взаимодействию с детьми раннего возраста.
Задачи:
·          помочь родителям установить эмоциональный контакт с ребенком, расширив диапазон их общения в ходе совместных игр;
·          продолжить познакомить родителей с особенностями организации детских игр направленных на развитие когнитивной и эмоционально-волевой сфер детей раннего возраста;
·          продолжать развивать сотрудничество между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников;
·          способствовать развитию танцевально-ритмических движений и певческих навыков у детей раннего возраста.
Материалы: стульчики по количеству детей и мам, музыкальный центр с флеш-накопителем, искусственные цветы, полянки с цветами (ковры)и разные Божьи коровки, нарисованные Божьи коровки на листах формата А3 с нераскрашенными пятнышками, пальчиковая краска черного цвета, влажные салфетки, обруч с разноцветными лентами.

Ход мероприятия.

Дети с мамами под музыку заходят в музыкальный зал, их встречает ведущий.

Ведущий:
К нам весна пришла опять, будем мы весну встречать!
Утром солнышко встаёт, деток всех гулять зовёт.
На весенний на лужок дружно мы пойдем
И веселый хоровод вместе заведем.

Хоровод (исполняют дети совместно с мамами) «На весенний лужок»

Ведущий:
ы садитесь поскорей, мы на праздник ждём гостей!
(дети и родители садятся на стульчики, расставленные по периметру зала)
Посмотрите- ка ребятки, кто-то к нам сюда идет, звонко песенку поет!

под музыку заходит Лиса

Лисица:
Я, красавица лисица
Петь, плясать я мастерица
Звонкий смех ваш услыхала,
К вам на праздник прибежала.
Отчего так много света?
Отчего нам так тепло?
Ведущий:
От того, что это солнце
Это солнце к нам пришло!
Тучка с Солнышком играют,
Лес весенний поливают.
Будем тоже мы играть:
Если солнышко - гулять,
А как тучка появляется,
Значит, дождик начинается.

Игра «Солнышко и дождик»

музыка М.Раухвергер. слова А.Барто

(играют дети, Лисица и ведущий)

Лисица (обращает внимание детей и мам на цветы на поляне):
Солнце весеннее сияет. На лужайке мы гуляем.
Ой, какие здесь цветы, Небывалой красоты
Вот цветочков сколько разных: желтых, голубых и красных!
Нам весна их подарила, светлым дождиком умыла.
Мы цветочки соберём, с ними танцевать пойдём!

Танец – игра с цветочками «Мы цветочки в руки взяли»

(играют дети с мамами)

Лисица:
Все весной просыпается, оживает.
Раз, два, три, четыре, пять
Выползли и Божьи коровки погулять.

Потешка «Божья коровка»

Танец «Божья коровка» музыка К.Костин, слова И.Лагерев

Ведущий:
Ах, какие молодцы!
Танцевали от души!
Посмотрите-ка, ребятки, пока вы танцевали с наших ярких полянок все Божьи коровки разбежались… И теперь не могут найти где чей цветочек!
Лисица:
Посмотрите – все Божьи коровки имеют розовое или зеленое брюшко. Если брюшко розовое, то жучка надо посадить на розовую полянку, если зеленое, то на зеленую.
Усложнение 1. Но еще Божьи коровки отличаются спинками! Какого цвета спинка, на цветочек такого цвета на выбранной полянке (в соответствии с цветом брюшка) ее и надо посадить.
Усложнение 2. А у Божьих коровок еще и пятнышки на спинках разные. Какого цвета пятнышки – такого цвета должна быть и серединка у цветочка. Например, Божью коровку с розовым брюшком, оранжевой спинкой и красными пятнышками мы посадим на оранжевый цветочек с красной серединкой с розовой полянки.

Игра «Цветочек для Божьей коровки» (играют дети, мамы помогают)

Лисица:
Молодцы, ребята! Всех Божьих коровок рассадили по цветочкам!
Но пока мы с вами играли, вот эти Божьи коровки пятнышки потеряли! (показывает заготовки Божьих коровок)
Давайте жучкам дорисуем пятнышки.

мамы с детьми располагаются на полу зала. Мамы, направляя детей, помогают закрасить пятнышки на Божьих коровках.

Ведущий:
Порисовали – поклонитесь,
На места вы все садитесь.
До чего же хороши в нашей группе малыши,
Все поют, играют.
Маму дружно поздравляют.

Песня «Очень любим мамочку»

слова и музыка Т.Бокач

Ведущий:
За окном звенит капель, снег уже растаял
Праздничная карусель деток приглашает!

Дети с мамами встают вокруг обруча с разноцветными лентами, который держит ведущий, берутся за ленты и играют в игру «Карусель»

Лисица:
Вам спасибо, малыши! Все вы очень хороши!
Только мне уже пора, до новой встречи детвора!

Мамы с детьми и педагогами направляются в группу на чаепитие

Библиографический список.

1. Иванова Н.В., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Социальная адаптация малышей в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2011.
2. Развивающие игры для детей до трех лет/ Авт. сост. Е.А. Бондаренко. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003
2019