Продолжительность проекта: краткосрочный (2недели)
Тип проекта: Информационно-творческий, исследовательский.
Участники проекта: дети среднего возраста, родители, педагоги.
Проблема: Недостаточное развитие у детей знаний о животных нашего края. Повышение экологической грамотности у детей.
Актуальность проекта: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать.
Дети средней группы детского сада имеют недостаточное представления о животных наших лесов, об их детенышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составление связного высказывания о предмете, так как не имеет достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого и планировании рассказа.
Участие детей в проекте «Животные нашего края» позволит обогатить знания и предоставления о диких животных и их детенышах,особенностях жизни зверей, развить связную речь, творческие способности детей.
Мы считаем, что детям всегда интересно узнать что-то интересное про диких животных, распознать их по величине, окрасе, издаваемым звуком. Детям хочется узнать - как животное готовится к зиме, чем питается, как и где зимуют, как ищут еду в зимний период. Проект поможет узнать детям и родителям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним.
Дети узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение друг с другом, но и бережное отношение к природе в ц
Цель проекта: развитие познавательных и творческих способностей в процессе реализации проекта: «Животные нашего края»
Задачи проекта:
Для детей: Образовательные.
- обогащать и систематизировать знания детей о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о подготовке животных к зиме, о значение диких животных в природе и для человека
- учить детей взаимодействовать с природными обьектами;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
- учить детей работать в коллективе;
Развивающие:
- развивать связную речь: составлять описательный рассказ о животном;
- обогащать словарный запас;
- развивать познавательный интерес;
- развивать интеллектуальную инициативу и поисковую деятельность;
- развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
- развивать умения и навыки работы с природным материалом;
- развивать сравнивать и анализировать;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных обьектов;
- развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках.
- способность развитию воспитания экологической культуры;
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
- воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным, чувство гордости за родной край;
- формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;
Для педагогов:
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми;
- выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития;
- составление картотеки дидактических игр по теме проекта;
- сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зону познания играми по соответствующей тематике;
- помочь ребенку добывать новые знания;
-организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь;
Для родителей:
- оказывать детям помощь в поиске источника ответа на поставленный вопрос;
- принимать участие в подборе материала для презентаций;
- оказывать детям помощь и изготовление поделок – животных из разных материалов;
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Создание альбома «Животные нашего края»
Продукты проекта: дидактические игры, картотека стихов, загадок о животных, подборка художественной литературы по теме проекта, папка - передвижка: информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- расширение знаний по экологической культуре воспитанников;
- развитие у детей устойчивого интереса к животным и бережного отношения к ним.
- приобретение дошкольниками новых знаний о подготовке диких животных к зиме, составление описательных рассказы о животных;
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
- раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности;
- формирование стремления к исследованию объектов природы, установка причинно-следственных связей, умение делать выводы;
- связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки;
- обогащения словаря ребенка терминологией по теме;
Для педагогов:
- удачное сотрудничество с родителями;
- высокий содержательный и организационный уровень проекта;
- новая предметно-развивающая среда;
- счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием.
Для родителей:
- вовлечение родителей в жизнь группы возможность активного участия в образовательном процессе;
- педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка.
I этап Подготовительный
- постановка цели и задачи проекта, определение направлений, объектов и методов исследования, составления плана работы;
- подбор художественной литературы по данной теме: стихов, загадок, пословиц, сказок, песен о диких животных; - подборка энциклопедий: «Животный мир». Учебник для малышей В. Степанов; «Большая книга животных». Энциклопедия; «Времена года»;
- сбор фотоматериала;
- разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о животном нашего края;
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников;
- пополнение методической копилки тематическими конспектами совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
- подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, создания картотек игр;
План II этап Практический этап
Цель: внедрение в работу системы мероприятий, направленных на обогащение детей знаниями о животном мире нашего края.
Системная паутинка по проекту «Животные нашего края»
Образовательная область
Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры:
«Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке».
- Беседа с детьми по темам:
«Как животные готовятся к зиме?»;
- Рассматривание сюжетных картин по теме: «Дикие животные наших лесов»;
- Разбор и комментирование путаниц;
- Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме.
Познавательное развитие
- Дидактические игры:
«Кто где живет?», «У кого какое жилище?», «Чья мама?», «Угадай, кто я?», «Чудесный мешочек», «Помоги животным подготовится к зиме», «Собери картинку», «Какой еж соберет яблоки, а какой грибы»
- Беседы о правилах поведения в природе.
- Беседа о том, что «Как люди могут помочь животным».
- Чтение произведений по теме проекта; решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…»;
Речевое развитие
- Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных: «Белка-парашютистка», «Лиса» И.Новикова.
- Загадывание загадок о животных.
- Рассматривание энциклопедий, журналов по теме;
- Разучивание считалки «Белки зайцев угощали…».
- Беседа « Как животные готовятся к зиме?», разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Дикие животные нашего края» (загадки о животных).
- Рассказы детей о диких животных, которые им нравятся, которых они видели, чтение удивительных рассказов о диких животных.
- Дидактические игры», «Угадай по описанию», «Найди и опиши», «Отгадай по загадке».
Художественно-эстетическое развитие
- Рассматривание картин о животных наших лесов, плакатов о животных.
- Аппликация: коллаж «Царство диких животных»
- Рисование «Ёжик»
- Лепка по мотивам народных сказок «Зайчик»;
- Самостоятельное рисование животных с помощью схем, трафаретов, шаблонов.
- Раскраски по теме «Дикие животные».
Физическое развитие
- Утренняя гимнастика: «Жил был зайчик»
Подвижные игры:
«У медведя во бору», «Птицы и лиса», «Зарядка зверей», «Зайка беленький сидит», «Лиса в курятнике», «Волк и зайцы», «Слепой медведь», «Серый волк», «Белый зайка», «Медведь и пчелы, «Ёжик и мыши», «Помоги белочке», «Белкин дом», «У медведя во бору», «Пустое место», «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», « Волк во рву», «Охотники и звери».
Пальчиковые игры по теме: «Наш лужок», «Ёжик».
Физкультминутке по теме: «Заблудились мы в лесу», «Между елок, между сосен…,»; «Скучно белочек в дупле».
Взаимодействие с родителями.
1. Познакомить родителей с предполагаемым проектом.
2. Консультация для родителей на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными».
3. Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучение диких животных нашего края.
4. Совместно с детьми чтение художественной литературы по теме.
III. Этап. Итоговый
В процессе реализации проекта дети научились:
- Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).
- Владеть обобщающим понятием «Дикие животные».
- Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходства и различие.
- Составлять описательный рассказ о животных с использованием плана – схемы.
- Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки.
- Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный материал об этом животном.
- У детей сформировалось понимание неразрывной связи человека с природой,
- В процессе проживания проекта с большим интересом включались в различные виды деятельности, привлекая своих родителей, проявлять чувство ответственности за себя и других.
- Дошкольники понимают и знают о жизни животных в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспособляются к жизни в зимний период.