Продолжительность проекта: краткосрочный (2недели) Тип проекта: Информационно-творческий, исследовательский. Участники проекта: дети среднего возраста, родители, педагоги. Проблема: Недостаточное развитие у детей знаний о животных нашего края. Повышение экологической грамотности у детей. Актуальность проекта: Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать. Дети средней группы детского сада имеют недостаточное представления о животных наших лесов, об их детенышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составление связного высказывания о предмете, так как не имеет достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого и планировании рассказа. Участие детей в проекте «Животные нашего края» позволит обогатить знания и предоставления о диких животных и их детенышах,особенностях жизни зверей, развить связную речь, творческие способности детей. Мы считаем, что детям всегда интересно узнать что-то интересное про диких животных, распознать их по величине, окрасе, издаваемым звуком. Детям хочется узнать - как животное готовится к зиме, чем питается, как и где зимуют, как ищут еду в зимний период. Проект поможет узнать детям и родителям больше об этой группе животных и научить правильному отношению к ним. Дети узнают много новых слов, понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение друг с другом, но и бережное отношение к природе в ц Цель проекта: развитие познавательных и творческихспособностей в процессе реализации проекта: «Животные нашего края» Задачи проекта: Для детей: Образовательные. - обогащать и систематизировать знания детей о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о подготовке животных к зиме, о значение диких животных в природе и для человека - учить детей взаимодействовать с природными обьектами; - формировать навыки исследовательской деятельности. - учить детей работать в коллективе; Развивающие: - развивать связную речь: составлять описательный рассказ о животном; - обогащать словарный запас; - развивать познавательный интерес; - развивать интеллектуальную инициативу и поисковую деятельность; - развивать умение самостоятельно анализировать полученные результаты; - развивать умения и навыки работы с природным материалом; - развивать сравнивать и анализировать; - развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных обьектов; - развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках. - способность развитию воспитания экологической культуры; Воспитательные: - воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому. - воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь животным, чувство гордости за родной край; - формировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности; Для педагогов: - четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми; - выбрать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития; - составление картотеки дидактических игр по теме проекта; - сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зону познания играми по соответствующей тематике; - помочь ребенку добывать новые знания; -организовать и скоординировать деятельность детей, осуществляя при необходимости практическую помощь; Для родителей: - оказывать детям помощь в поиске источника ответа на поставленный вопрос; - принимать участие в подборе материала для презентаций; - оказывать детям помощь и изготовление поделок – животных из разных материалов; Форма проведения итогового мероприятия проекта: Создание альбома «Животные нашего края» Продукты проекта: дидактические игры, картотека стихов, загадок о животных, подборка художественной литературы по теме проекта, папка - передвижка: информация для родительских уголков с сезонными изменениями в природе. Ожидаемые результаты: Для детей: - расширение знаний по экологической культуре воспитанников; - развитие у детей устойчивого интереса к животным и бережного отношения к ним. - приобретение дошкольниками новых знаний о подготовке диких животных к зиме, составление описательных рассказы о животных; - развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем; - освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту; - раскрытие возможностей и творческих способностей детей через разнообразные виды деятельности; - формирование стремления к исследованию объектов природы, установка причинно-следственных связей, умение делать выводы; - связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки; - обогащения словаря ребенка терминологией по теме; Для педагогов: - удачное сотрудничество с родителями; - высокий содержательный и организационный уровень проекта; - новая предметно-развивающая среда; - счастливые и заинтересованные дети с новым экологическим сознанием. Для родителей: - вовлечение родителей в жизнь группы возможность активного участия в образовательном процессе; - педагогическое образование родителей в области воспитания экологического сознания ребенка. I этап Подготовительный - постановка цели и задачи проекта, определение направлений, объектов и методов исследования, составления плана работы; - подбор художественной литературы по данной теме: стихов, загадок, пословиц, сказок, песен о диких животных; - подборка энциклопедий: «Животный мир». Учебник для малышей В. Степанов; «Большая книга животных». Энциклопедия; «Времена года»; - сбор фотоматериала; - разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о животном нашего края; - изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников; - пополнение методической копилки тематическими конспектами совместной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. - подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, создания картотек игр; План II этап Практический этап Цель: внедрение в работу системы мероприятий, направленных на обогащение детей знаниями о животном мире нашего края. Системная паутинка по проекту «Животные нашего края» Образовательная область Виды детской деятельности Социально-коммуникативное развитие - Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Зоомагазин», «На лесной полянке». - Беседа с детьми по темам: «Как животные готовятся к зиме?»; - Рассматривание сюжетных картин по теме: «Дикие животные наших лесов»; - Разбор и комментирование путаниц; - Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме. Познавательное развитие - Дидактические игры: «Кто где живет?», «У кого какое жилище?», «Чья мама?», «Угадай, кто я?», «Чудесный мешочек», «Помоги животным подготовится к зиме», «Собери картинку», «Какой еж соберет яблоки, а какой грибы» - Беседы о правилах поведения в природе. - Беседа о том, что «Как люди могут помочь животным». - Чтение произведений по теме проекта; решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…»; Речевое развитие - Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной «Какие звери в лесу?»: Ёж, Медведь, Лиса; заучивание стихотворений о животных: «Белка-парашютистка», «Лиса» И.Новикова. - Загадывание загадок о животных. - Рассматривание энциклопедий, журналов по теме; - Разучивание считалки «Белки зайцев угощали…». - Беседа « Как животные готовятся к зиме?», разгадывание кроссвордов и ребусов по теме «Дикие животные нашего края» (загадки о животных). - Рассказы детей о диких животных, которые им нравятся, которых они видели, чтение удивительных рассказов о диких животных. - Дидактические игры», «Угадай по описанию», «Найди и опиши», «Отгадай по загадке». Художественно-эстетическое развитие - Рассматривание картин о животных наших лесов, плакатов о животных. - Аппликация: коллаж «Царство диких животных» - Рисование «Ёжик» - Лепка по мотивам народных сказок «Зайчик»; - Самостоятельное рисование животных с помощью схем, трафаретов, шаблонов. - Раскраски по теме «Дикие животные». Физическое развитие - Утренняя гимнастика: «Жил был зайчик» Подвижные игры: «У медведя во бору», «Птицы и лиса», «Зарядка зверей», «Зайка беленький сидит», «Лиса в курятнике», «Волк и зайцы», «Слепой медведь», «Серый волк», «Белый зайка», «Медведь и пчелы, «Ёжик и мыши», «Помоги белочке», «Белкин дом», «У медведя во бору», «Пустое место», «Узнай по голосу», «Охотник и зайцы», « Волк во рву», «Охотники и звери». Пальчиковые игры по теме: «Наш лужок», «Ёжик». Физкультминутке по теме: «Заблудились мы в лесу», «Между елок, между сосен…,»; «Скучно белочек в дупле». Взаимодействие с родителями. 1. Познакомить родителей с предполагаемым проектом. 2. Консультация для родителей на тему: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с животными». 3. Посещение родителей с детьми зоопарка с целью изучение диких животных нашего края. 4. Совместно с детьми чтение художественной литературы по теме. III. Этап. Итоговый В процессе реализации проекта дети научились: - Знать и называть животных наших лесов, особенности внешнего вида, повадки, приспособления к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты). - Владеть обобщающим понятием «Дикие животные». - Сравнивать животных по нескольким признакам, находя сходства и различие. - Составлять описательный рассказ о животных с использованием плана – схемы. - Связно и последовательно передавать содержание литературного текста с опорой на предметные картинки. - Уметь с помощью различного материала совместно с родителями создавать образ животного, подбирать интересный материал об этом животном. - У детей сформировалось понимание неразрывной связи человека с природой, - В процессе проживания проекта с большим интересом включались в различные виды деятельности, привлекая своих родителей, проявлять чувство ответственности за себя и других. - Дошкольники понимают и знают о жизни животных в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспособляются к жизни в зимний период.