Библиографическое описание:
Вишняк Ю.Н. Комплексная модель профилактики профессионального выгорания у педагогов дополнительного образования, работающих с детьми-инвалидами // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
Синдром профессионального выгорания является опасным для специалистов социальной сферы, так как подразумевает под собой постоянную работу с детьми-инвалидами, которая невозможна без общения.
Методическим отделом СПб ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района» была разработана модель профилактики профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми-инвалидами (рис. 1).
Цель: диагностика, предупреждение возникновения и коррекция профессионального выгорания у педагогов СПб ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района», работающих с детьми-инвалидами.
Задачи:
· установление наличия или отсутствия уровня профессионального выгорания у специалистов, работающих с детьми-инвалидами;
· повышение компетентности специалистов по вопросу профилактики профессионального выгорания;
· обучение навыкам эффективной коммуникации, стратегиям выхода из конфликтных ситуаций;
· улучшение психологического климата коллектива и повышение работоспособности специалистов;
· обучение специалистов техникам и способам управления своим внутренним состоянием.
Ожидаемые результаты:
· выявление педагогов, работающих с детьми-инвалидами, с средним и высоким уровнем эмоционального и профессионального выгорания;
· снижение уровня профессионального выгорания посредством практических семинаров, тренингов, практических занятий, релаксационных методик;
· снижение уровня тревожности;
· улучшение психологического климата коллектива СПб ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района»;
· организация работы досугового клуба для сотрудников СПб ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района».
Способы достижения результатов
Модель включает в себя 4 блока: диагностический, теоретический, релаксационный, арт-терапия.
Формы, методы, техники:
· групповая, мини-группы, индивидуальная (консультации);
· диагностика, семинары, беседы, консультации, занятия с элементами тренинга, аутогенная тренировка, релаксация;
· музыкотерапия, арт-терапия;
· упражнения для снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательная гимнастика и др.
Диагностический блок.
Задачи блока:
-проведение диагностики для выявления наличия синдрома эмоционального выгорания, уровня тревожности;
-обработка результатов и составление статистики.
Диагностика проводится 2 раза: на «входе» и «выходе». Методики блока:
-Методика выявления степени подверженности стрессам (Тарасов Е. А.).
-Методика Л. Сонди.
-Опросник на выгорание MBI К. Маслач и С. Джексон.
Теоретический блок
Задачи блока:
-информирование об эмоциональном (профессиональном) выгорании в профессиональной деятельности: симптомах, причинах, последствиях, способам снижения уровня выгорания и тревожности;
-информирование о конфликтах: видах, основных элементах, динамике, механизмах возникновения, стратегиях поведения;
-информирование об правилах использования рабочего времени, его планирование, выработка навыков планирования и контроля времени.
Мероприятия блока: лекции, беседы, практикумы, занятия с элементами тренинга. Тематические мероприятия блока:
- Беседы о рациональном питании на рабочем месте и ЗОЖ.
- Лекции по основам специальной и клинической психологии.
- Беседы и занятия с элементами тренинга по конфликтологии.
- Тренинг «Стрессоустойчивость: управление эмоциями или как заставить стресс приносить пользу».
Релаксационный блок
Задачи блока: обучение навыкам саморегуляции: глубокое дыхание, дыхательная гимнастика (для профилактики), снятие мышечного напряжения, снятие эмоционального напряжения.
Занятия проходят в условиях интерактивной среды темной сенсорной комнаты, 1-5 раз в неделю, по запросу. Занятие ведет педагог-психолог. На занятии используются следующие методы, техники и приемы: дыхательная гимнастика, упражнения на снятие мышечного напряжения, гимнастика для глаз, упражнения с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты, упражнения для расслабления с использованием музыкальных композиций.
Блок арт-терапии
Задачи блока:
- ослабление поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме депрессивных, тревожных реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;
- познание себя через призму своих творений;
- улучшение эмоционально состояния.
В блоке арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности. Занятия блока проводятся 1-2 раз в неделю. Группа закрытая.
На основе данной модели планируется проведение профилактических мероприятий по предупреждению профессионального выгорания специалистов, работающих с детьми инвалидами (см. таблицу №1).
Таблица №1. Профилактические мероприятия по предупреждению профессионального выгорания.
Актуальность проблемы профилактики профессионального выгорания у педагогов дополнительного образования, работающих с детьми-инвалидами обусловлена тем, что специалисты пропускают через себя каждого получателя социальных услуг. Знакомятся с его потребностями и нуждами, углубляются и находят пути решения сложных задач. Это приводит к стрессам, усталости и дискомфорту. Данные факторы медленно ведут к выгоранию.
Методы профилактики выгорания должны иметь коррекционную работу, которая может носить индивидуальный и групповой характер. Большое значение имеет гармоничные отношения в коллективе, а также наличие социальной, профессиональной и дружеской поддержки между специалистами.
Список используемой литературы:
1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. - М.: Учитель, 2018. - 124 с.
2. Бойко В.В. Охрана психического здоровья. – М.: Академия, 2014. - 348 с.
3. Вараева Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» / Н.В. Вараева. - М.: Флинта 2013. - 53 с.
4. Водопьянова Н.В., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни / Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Питер, 2014. – 424 с.
5. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. Учебник / В.П. Галаганов. - М.: КноРус, 2021. - 152 с.
6. Журавлева А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 247 с.
7. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 с.
8. Клиническая психология в социальной работе / Под ред. Б.А. Маршинина. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
9. Маклаков А.Г. Оценка уровня развития адаптационных способностей личности. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Питер, 2015. – 204 с.
10. Моцкин Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения. - СПб, 2015. С. 139
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2020. – 672 с.
12. Съедин С.И. Некоторые пути преодоления негативного влияния стрессовых ситуаций на состояние психического здоровья // Мир психологии. – 2019. - № 4. – С. 235-245.
Вишняк Ю.Н. Комплексная модель профилактики профессионального выгорания у педагогов дополнительного образования, работающих с детьми-инвалидами // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 4. URL: https://f.almanah.su/2023/73-4.pdf.
Синдром профессионального выгорания является опасным для специалистов социальной сферы, так как подразумевает под собой постоянную работу с детьми-инвалидами, которая невозможна без общения.
Методическим отделом СПб ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района» была разработана модель профилактики профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми-инвалидами (рис. 1).
Цель: диагностика, предупреждение возникновения и коррекция профессионального выгорания у педагогов СПб ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района», работающих с детьми-инвалидами.
Задачи:
· установление наличия или отсутствия уровня профессионального выгорания у специалистов, работающих с детьми-инвалидами;
· повышение компетентности специалистов по вопросу профилактики профессионального выгорания;
· обучение навыкам эффективной коммуникации, стратегиям выхода из конфликтных ситуаций;
· улучшение психологического климата коллектива и повышение работоспособности специалистов;
· обучение специалистов техникам и способам управления своим внутренним состоянием.
Ожидаемые результаты:
· выявление педагогов, работающих с детьми-инвалидами, с средним и высоким уровнем эмоционального и профессионального выгорания;
· снижение уровня профессионального выгорания посредством практических семинаров, тренингов, практических занятий, релаксационных методик;
· снижение уровня тревожности;
· улучшение психологического климата коллектива СПб ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района»;
· организация работы досугового клуба для сотрудников СПб ГБУ «ЦСРИИДИ Приморского района».
Способы достижения результатов
Модель включает в себя 4 блока: диагностический, теоретический, релаксационный, арт-терапия.
Формы, методы, техники:
· групповая, мини-группы, индивидуальная (консультации);
· диагностика, семинары, беседы, консультации, занятия с элементами тренинга, аутогенная тренировка, релаксация;
· музыкотерапия, арт-терапия;
· упражнения для снятия стресса, эмоционального и физического напряжения, дыхательная гимнастика и др.
Диагностический блок.
Задачи блока:
-проведение диагностики для выявления наличия синдрома эмоционального выгорания, уровня тревожности;
-обработка результатов и составление статистики.
Диагностика проводится 2 раза: на «входе» и «выходе». Методики блока:
-Методика выявления степени подверженности стрессам (Тарасов Е. А.).
-Методика Л. Сонди.
-Опросник на выгорание MBI К. Маслач и С. Джексон.
Теоретический блок
Задачи блока:
-информирование об эмоциональном (профессиональном) выгорании в профессиональной деятельности: симптомах, причинах, последствиях, способам снижения уровня выгорания и тревожности;
-информирование о конфликтах: видах, основных элементах, динамике, механизмах возникновения, стратегиях поведения;
-информирование об правилах использования рабочего времени, его планирование, выработка навыков планирования и контроля времени.
Мероприятия блока: лекции, беседы, практикумы, занятия с элементами тренинга. Тематические мероприятия блока:
- Беседы о рациональном питании на рабочем месте и ЗОЖ.
- Лекции по основам специальной и клинической психологии.
- Беседы и занятия с элементами тренинга по конфликтологии.
- Тренинг «Стрессоустойчивость: управление эмоциями или как заставить стресс приносить пользу».
Релаксационный блок
Задачи блока: обучение навыкам саморегуляции: глубокое дыхание, дыхательная гимнастика (для профилактики), снятие мышечного напряжения, снятие эмоционального напряжения.
Занятия проходят в условиях интерактивной среды темной сенсорной комнаты, 1-5 раз в неделю, по запросу. Занятие ведет педагог-психолог. На занятии используются следующие методы, техники и приемы: дыхательная гимнастика, упражнения на снятие мышечного напряжения, гимнастика для глаз, упражнения с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты, упражнения для расслабления с использованием музыкальных композиций.
Блок арт-терапии
Задачи блока:
- ослабление поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме депрессивных, тревожных реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;
- познание себя через призму своих творений;
- улучшение эмоционально состояния.
В блоке арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности. Занятия блока проводятся 1-2 раз в неделю. Группа закрытая.
На основе данной модели планируется проведение профилактических мероприятий по предупреждению профессионального выгорания специалистов, работающих с детьми инвалидами (см. таблицу №1).
Таблица №1. Профилактические мероприятия по предупреждению профессионального выгорания.
Актуальность проблемы профилактики профессионального выгорания у педагогов дополнительного образования, работающих с детьми-инвалидами обусловлена тем, что специалисты пропускают через себя каждого получателя социальных услуг. Знакомятся с его потребностями и нуждами, углубляются и находят пути решения сложных задач. Это приводит к стрессам, усталости и дискомфорту. Данные факторы медленно ведут к выгоранию.
Методы профилактики выгорания должны иметь коррекционную работу, которая может носить индивидуальный и групповой характер. Большое значение имеет гармоничные отношения в коллективе, а также наличие социальной, профессиональной и дружеской поддержки между специалистами.
Список используемой литературы:
1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов. Диагностика, тренинги, упражнения / О. И. Бабич. - М.: Учитель, 2018. - 124 с.
2. Бойко В.В. Охрана психического здоровья. – М.: Академия, 2014. - 348 с.
3. Вараева Н.В. Программа профилактики эмоционального выгорания специалистов «Работа в радость» / Н.В. Вараева. - М.: Флинта 2013. - 53 с.
4. Водопьянова Н.В., Старченкова Е.С. Психическое «выгорание» и качество жизни / Под ред. Л.А. Коростылевой. – СПб.: Питер, 2014. – 424 с.
5. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. Учебник / В.П. Галаганов. - М.: КноРус, 2021. - 152 с.
6. Журавлева А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 247 с.
7. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 с.
8. Клиническая психология в социальной работе / Под ред. Б.А. Маршинина. – М.: Академия, 2012. – 240 с.
9. Маклаков А.Г. Оценка уровня развития адаптационных способностей личности. / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Питер, 2015. – 204 с.
10. Моцкин Ю.В. Психологические основы профилактики перенапряжения. - СПб, 2015. С. 139
11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2020. – 672 с.
12. Съедин С.И. Некоторые пути преодоления негативного влияния стрессовых ситуаций на состояние психического здоровья // Мир психологии. – 2019. - № 4. – С. 235-245.