Каплина О.В. Развитие познавательных интересов дошкольников с помощью дидактических игр
Библиографическое описание: Каплина О.В. Развитие познавательных интересов дошкольников с помощью дидактических игр // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 6. URL: https://f.almanah.su/2023/73-6.pdf.
В настоящее время проблема снижения познавательной активности является одной из актуальных. Развитие познавательного энтузиазма детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников. Большая роль в развитии познавательной активности ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.
Я уже несколько лет работаю над темой: «Дидактическая игра, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста». Мной накоплен определенный объем материала по данному вопросу, изготовлены дидактические игры. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Меня привлекает возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности.
Для того, чтобы ребенок полюбил свою Родину, необходимо помочь ему побольше узнать о ней. Мы должны познакомить дошкольника с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Ведь любовь к своей Родине начинается с любви к поселку, городу, где человек родился и живет.
Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр, которые помогли бы нашим детям как можно больше узнать об Астрахани натолкнуло меня на мысль о изготовлении таких игр самой.
Опишу несколько игр, которые я изготовила совместно с детьми, по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Дидактические игры по краеведению
1. «Найди отличия» (Фото 1)
Чтобы изготовить эту игру необходимо подобрать фотографии (открытки) «старого города» и современного. Те же улицы и здания, но век спустя. На верхнюю часть цветного картона наклеиваем фото из прошлого, а на нижнюю часть фото того же места, но из настоящего.
Цель: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Объяснить детям, что город растет, благоустраивается и лучшие его новостройки, удачно дополняют и развивают исторический облик древнего города.
2. «Собери кубики» (наборы из шести и из двенадцати кубиков) (Фото 2, 3)
Чтобы изготовить эту игру пригодились старые кубики, открытки и фотографии (два экземпляра). Первый экземпляр открыток и фотографий разрезали на необходимое количество частей и наклеили на кубики. Старым кубикам дали новую жизнь. Второй экземпляр дети используют, как образец. Получилась увлекательная игра, которая развивает внимание, мышление, усидчивость, и др.
3. «Экскурсия по Астрахани» (Фото 4)
Цель: лучше узнать свой родной город, его музеи, памятники, театры; научиться, бережнее относиться к тому, что нас окружает.
Игра представляет собой игровое поле, на котором изображены основные достопримечательности нашего города (22) и экологические ситуации, а также набор карточек с вопросами о городе.
Воспитатель сообщает детям, какую достопримечательность они посетят сегодня – ставит перед ними определенные цели. Игроки поочередно бросают кубик и передвигаются на то количество кружков, которое выпало на кубике. Каждый игрок сам выбирает свой маршрут. Двигаться можно в любом направлении. Побеждает тот, кто первым достигнет цели.
Если фишка игрока остановится на зеленом кружке – пропусти ход! Экологические ситуации: полей цветы на клумбе, подвяжи молодой саженец, посади выпавшего птенца в гнездо, собери мусор в урну, насыпь корм в кормушку.
Если фишка игрока остановится на желтом кружке – возьми из стопки очередную карточку, ответь на вопрос. За правильный ответ – дополнительный ход. Примерные вопросы для карточек.
· Что изображено на гербе нашего города?
· Куда впадает Волга?
· Астрахань населяют народы многих национальностей. Назови 2-3.
· Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
· Какой редкий цветок растет в Волжском понизовье?
· Чьё имя носит Картинная галерея?
· Чей памятник установлен на набережной Волги? И другие.
Красный кружок – достопримечательность.
Возможны различные варианты игры.
4. «Поймай рыбку» (Фото 5)
Цель: закреплять представления детей о рыбах, которые обитают в реках нашего города; запомнить их названия; уметь различать по характерным признакам...
Дети (с помощью магнитной удочки) по очереди «вылавливают» рыбку, называют её, описывают.
Чтобы ребята смогли лучше узнать свой родной город, полюбить его, моя работа не ограничивается изготовлением этих и других игр. Мы очень часто совершаем различные прогулки, экскурсии, побывали во многих музеях, театрах и др. культурно – исторических местах города. Стараемся вовлечь в этот процесс и родителей. По результатам наших совместных экскурсий оформили большой фото – альбом, который ребята часто любят пересматривать.
Для изготовления этих игр использовала открытки «Астрахань на рубеже веков» автора Дубина А. И., а также фотографии, которые мы сделали, во время экскурсий с детьми по городу.