Оригинал материала размещен в выпуске № 8 (46) https://f.almanah.su/46.pdf
Решая задачи образовательной области «Физическое развитие», мы должны не только дать детям теоретические знания о том, что нужно делать, чтобы быть здоровыми, но и научить владеть приёмами сохранения и укрепления своего здоровья.
Придерживаясь этого принципа, мы начали свою работу над проектом.
Вся работа осуществлялась в три этапа:
1 этап – подготовительный: сбор информации по теме проекта, изучение и анализ педагогической литературы по воспитанию у детей основ культуры здоровья и безопасности, формирование представлений о себе и здоровом образе жизни, проведение мониторинга, анкетирование родителей, формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.
2 этап – практический: разработка и реализация проекта, корректировка методов и средств достижения поставленных цели и задач.
3 этап – заключительный: итоговый мониторинг по валеологическому образованию детей, оценка результатов, повторное анкетирование родителей, создание продуктов проекта, презентация проекта.
Свою работу начали с проведения мониторинга «Что надо делать, чтобы быть здоровым?», который осуществлялся при помощи бесед, проблемных ситуаций, игровых диагностических заданий, наблюдений за детьми в режимных моментах и в самостоятельной деятельности.
В целом анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники недостаточно владеют сведениями о здоровье и здоровом образе жизни.
Также мы провели анкетирование родителей по теме проекта. Результаты анкетирования показали, что родители заинтересованы проблемой здоровья семьи и готовы взаимодействовать с детским садом.
Исходя, из результатов исследования был разработан рабочий план реализации проекта.
Начался второй этап проекта – практический.
Работа велась по следующим направлениям:
Ø «Расту здоровым»;
Ø «Я и моё тело»;
Ø «Безопасное поведение».
Важным этапом работы по формированию культуры ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста является создание развивающей предметно – пространственной среды в группе, которая постоянно обновляется и пополняется. Поэтому в первую очередь подготовили для детей наглядность, которую поместили в «Уголок здоровья», где в различной форме представлены правила здорового образа жизни.
Многофункциональная развивающая среда позволяет решать конкретные образовательные и оздоровительные задачи, способствует созданию благоприятной психологической обстановки. Наша задача научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
Для успешного решения этих задач в нашей группе, в специально отведённом месте, мы оборудовали «Спортивный уголок».
В уголке наряду с традиционным инвентарём широко представлено нестандартное физкультурное оборудование. Это и штанги, сделанные из бросового материала, с помощью которых дети могут помериться силой и накачать мышцы. И очень интересная игра «Хоккей со снежком», которую полюбили дети. И «Киндер – бол», который развивает глазомер, тренирует предплечье и кисти рук.
Проявив творчество и изобретательность, совместно с родителями из подручного материала (пуговицы, карандаши, крупы, ткань, крышки, верёвки и др.) мы изготовили массажные дорожки для профилактики плоскостопия. Также используем в работе различные массажёры для стоп: лесенку, мячи, деревянные палочки, трубки. Детям очень нравятся игра «Поймай рыбку».
Познакомившись с опытом коллег, мы решили внедрить в свою работу новую здоровьесберегающую технологию «Оригами ногами». При выполнении комплекса упражнений используем яркий платок, который дети складывают по-разному, используя только пальцы ног. Сначала детям эти упражнения давались с трудом, но постепенно все втянулись и теперь выполняют с большим удовольствием. Технологию используем после гимнастики пробуждения, а также в качестве домашнего задания.
Неотъемлемой частью оздоровительной работы стала дыхательная гимнастика. Она очень полезна для здоровья, способствует выработке правильного дыхания, предупреждает простудные заболевания. Это помогает не только интересно организовать время ребёнка, но и принести пользу его здоровью. Материал для дыхательной гимнастики обязательно должен быть лёгким: тонкая бумага, ватка или пёрышко. Можно предложить надувать воздушные шарики или выдувать воздух в ёмкость с водой через трубочку для коктейля.
В рамках реализации проекта нами были сделаны тренажёры для дыхательной гимнастики: «Сделай метель в бутылочке», «Горячий чай», «Воздушный футбол». Была составлена картотека по дыхательной гимнастике.
Давно установлено, что упражнения для развития мелкой моторики рук способствуют укреплению и сохранению здоровья ребёнка. Это могут быть различные застёжки, шнуровки, верёвки для завязывания узлов и плетения, бельевые прищепки, ручные эспандеры для развития мышечной силы кисти, «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные горохом или фасолью – для самомассажа рук. Мы всё это собрали и поместили в уголок «Умные пальчики».
Особый интерес у детей вызвали игры – моталки. Моталки, веревки с ручками на концах — для выработки координации вращательных движений. Дети с удовольствием играют в игру «Рыбалка» и «Чья машина быстрее».
Большое значение придаём пальчиковым играм. Была подобрана и составлена интересная картотека.
Известно, что одним из составляющих здорового образа жизни, является хорошее настроение. Для определения настроения детей был создан уголок эмоций «Моё настроение». Придя в детский сад, дети при помощи меток отмечают в уголке с каким настроением они пришли.
Любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Дидактические игры помогают нам закреплять у детей знания о здоровом образе жизни, формировать правила безопасного поведения на дорогах, при пожаре и опасных ситуациях. Все эти игры учат контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепляют культурно-гигиенические навыки и заставляют задуматься о своем здоровье.
С детьми были проведены дидактические игры: «Умею – не умею», «Опасно – не опасно», «Хорошо – плохо», «Определи настроение», «Уроки Мойдодыра», «В гостях у Айболита» и др. Для закрепления знаний о зубах была сделана игра «Полезная и вредная еда для зубов».
Дети познакомились со строением тела человека, как важно правильно питаться, гулять на свежем воздухе, следить за своей осанкой, делать зарядку, быть чистым и опрятным. Закрепляли знания о валеологической культуре через рисование, лепку и аппликацию.
Для ознакомления детей с внутренними органами человека было создано пособие «Занимательная анатомия». При помощи данного пособия мы знакомили детей с темами: «Как мы дышим?», «Зачем нам почки?», «Почему сердце бьётся?», «Система пищеварения», «Как еда попадает в желудок?».
В ходе познавательно - исследовательской деятельности «Зачем человеку руки?» мы при помощи бинта зафиксировали ребёнку большой палец. После этого мы попросили его выполнить некоторые действия: застегнуть пуговицы, завязать шнурки, нарисовать что-нибудь. Также попросили детей, не сгибая руку в локте, поднести ложку ко рту, почесать нос, причесаться.
Были проведены опыты и эксперименты. Дети выполняли различные задания: «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», «Слышу – не слышу», «Сколькими способами можно напиться?», «Какими способами можно очистить свою кожу?», «Можно ли видеть завязанными глазами».
Часто использовали «минутки отдыха»: посидим в тишине с закрытыми глазами; ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; помечтаем под эту прекрасную музыку.
Огромное влияние на укрепление здоровья детей имеет музыка, музыкотерапия. Она особенно необходима для гиперактивных детей. Музыка повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. В группе есть фонотека с разнообразными произведениями. Используем мелодии в образовательном процессе, перед сном, игровой деятельности. Колыбельные песни помогают успокоиться, расслабиться детям, они затихают и быстро засыпают. Звуки природы «шелеста листьев», «шум моря», «птичий щебет», «журчание ручейка» помогают снять у детей мышечное и эмоциональное напряжение. Под влиянием музыки дети быстро развиваются, лучше занимаются, становятся более спокойными.
Подвижные игры чаще проводим на прогулке, они оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка. Во время игры дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, бросании и ловле, улучшают пространственную ориентировку, развивают координацию и точность движений. Обновили шапочки – маски для подвижных игр: «Совушка – сова», «Кот и мыши», «Волк и зайцы», «Зайцы и лиса».
Совместно с родителями установили на прогулочном участке оборудование для игр в баскетбол и футбол: баскетбольное кольцо и футбольные ворота.
Мастер-класс по изготовлению футбольных ворот разместили в сети интернет на международном образовательном портале maam.ru.
Гимнастику для глаз проводили на разных тренажёрах, которые сделали своими руками. Они способствуют снятию зрительного утомления и улучшению зрения детей. Это зрительно – сигнальные тренажёры, с которыми дети занимаются под руководством воспитателя. Индивидуальные тренажёры, которые дети сами держат на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции. Офтальмотренажёры «Зрительные дорожки». На первых порах детям было легче проследить путь по дорожке с помощью пальчика или карандаша-указки. А потом стали справляться без помощников. Проследить дорожку в заданном направлении нужно только глазами, голова при этом остаётся неподвижной. Ввели в свою практику офтальмотренажёр «Восьмёрка» по методике В.Ф. Базарного.
Во время выполнения трудовых поручений по поддержанию чистоты в группе у детей воспитывались трудолюбие, неприятие беспорядка, грязи, пыли и т.д.
Дети под нашим руководством получали элементарные знания по воспитанию культуры здоровья. Тематика мероприятий позволила решать несколько педагогических задач: формировать мотивацию на здоровый образ жизни, осуществлять познавательное развитие детей, закреплять гигиенические навыки, развивать познавательно – исследовательскую деятельность, коммуникативные навыки, логическое мышление, поощрять стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.
Для закрепления полученных знаний были составлены конспекты и проведены мероприятия: спортивно – экологическое развлечение «Мы – друзья природы!», спортивно – познавательный досуг «Учимся здорово жить!», которые были опубликованы на сайте «Общественной ассоциации педагогов дошкольных образовательных организаций Калужской области». Конспекты образовательной ситуации «Можно ли есть снег?» и целевой прогулки «Опасные сосульки», которые опубликованы на личном сайте социальной сети работников образования. Была проведена совместная образовательная деятельность взрослых и детей «Да здравствует мыло душистое!». Интегрированное занятие по валеологии «Кто такие вирусы?»
В своей работе мы стараемся использовать новейшие современные формы организации образовательной деятельности. Одной из таких форм является лэпбук, или как его ещё называют интерактивная папка, которая является эффективной формой совместной деятельности взрослых и детей. Это самодельная книжечка с кармашками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. Лэпбук соответствует требованиям ФГОС, так как является многофункциональным пособием, затрагивая все образовательные области. Нами был создан лэпбук «Здоровый образ жизни дошкольников». В него мы поместили различные материалы: стихи, пословицы, загадки, игры, задания.
Традиционными в нашем детском саду стали дни здоровья и недели здоровья. В программу включаются различные виды игр: сюжетно – ролевые по тематике недели, дидактические, подвижные, хороводные, спортивные, эстафеты. Которые способствуют развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости.
Таким образом, у детей через беседы, дидактические, театрализованные, сюжетно – ролевые игры, наблюдения за собой, самообслуживание и элементарный бытовой труд формировались определённые знания, представления и навыки по валеологической культуре, интерес к занятиям физическими упражнениями, воспитывались бережное отношение к телу, чистоплотность, чувства сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь.
Большое значение в формировании здорового образа жизни имеет положительный пример в поведении взрослых. Значительно возросли требования к педагогам и их роли в педагогическом просвещении родителей. Хотя пандемия коронавируса и внесла изменения в сферу нашей деятельности, отменены все массовые и совместные мероприятия с родителями, проводимые в детском саду. Поэтому приходится выстраивать работу с родителями, используя заочную форму общения через социальные сети. Работать через родительские группы, чаты, форумы, делиться ссылками на опубликованные материалы, отправлять фото и видео, общаться по видеосвязи. В сегодняшней ситуации данная форма работы стала применяться очень широко, это говорит о том, что использование компьютерных технологий просто необходимость.
Работа с родителями носит профилактическую направленность. Через организацию различных мероприятий, проводимых как в традиционной, так и в нетрадиционной форме, пропагандируем здоровый образ жизни.
В рамках проекта было проведено родительское собрание «Здоровая семья – здоровый ребёнок!», которое мы провели на свежем воздухе, на прогулочном участке, соблюдая дистанцию.
Считаем, что педагогу необходимо найти общий язык с родителями воспитанников. Важно убеждать родителей в том, какое значение имеют единые подходы к распорядку дня в семье и детском учреждении, как рационально провести выходные дни, почему вредно закармливать детей сладостями, какой вред наносит здоровью ребёнка «укутывание в сто одёжек». Родители должны знать, что малая подвижность неестественна для детей, она приводит к нездоровью ребёнка, психологическому дискомфорту. Поэтому решили выпускать валеологическую газету «Неболейка». В ней мы делимся различными секретами по воспитанию и сохранению здоровья детей.
В раздевалке для родителей был оформлен «Уголок здоровья».
Были выпущены фоторепортажи: «Здоровому – всё здорово!» и «Говорят дети: «Что надо делать, чтобы быть здоровым?»
Совместно с родителями был создан альбом «Здоровый образ жизни». Альбом состоит из нескольких разделов: автопортреты детей, «Мой организм», «Здоровье и болезнь», «Здоровые зубы», отдых с родителями, полезная для здоровья пища, безопасность на улице, прогулка в детском саду, закаливание детей.
В целях профилактики гриппа и простудных заболеваний был проведён мастер – класс «Чесночный кулон». Родителям была отправлена ссылка на публикацию. На следующий день почти все дети пришли с защитными кулонами. Они наперебой рассказывали, как вчера делали с мамами и папами это необычное средство от гриппа.
Родителями были подготовлены семейные фоторепортажи «Мы за здоровый образ жизни».
Была запущена онлайн-акция «Наша семья за ЗОЖ».
Проведён флэшмоб-марафон «Вместе против вируса».
Конкурс на самую креативную защитную маску.
Каждую неделю мы отправляли родителям фото и видеоотчёты о проделанной работе.
Таким образом, чтобы сохранять и укреплять здоровье детей, необходима огромная и каждодневная работа с семьёй.
На заключительном этапе проекта были проведены следующие мероприятия: ток – шоу «Жить здорово», повторный мониторинг с детьми, повторное анкетирование родителей.
На ток-шоу «Жить здорово!» в гости к ребятам приходил Доктор Айболит. Дети играли, отгадывали загадки, выполняли различные задания, демонстрировали накопленные за время проекта знания. Видео с данного мероприятия было разослано всем родителям.
Таким образом, проект ориентирован в конечном итоге на решение главной проблемы – укрепление здоровья, снижение процента заболеваемости детей дошкольного возраста, пропаганде и ведению здорового образа жизни детьми и их родителями.
Продукты проектной деятельности:
v Уголок здоровья для детей.v Уголок здоровья для родителей.
v Уголок эмоций.
v Спортивный уголок.
v Уголок «Умные пальчики».
v Нестандартное физкультурное оборудование: массажные дорожки, «Киндер – бол», «Хоккей со снежком», «Штанги», игры моталки.
v Шапочки-маски для подвижных игр.
v Картотека дыхательной гимнастики.
v Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Воздушный футбол», «Горячий чай», «Сделай метель в бутылочке».
v Картотека пальчиковых игр.
v Дидактическая игра «Полезная и вредная еда для зубов».
v Тренажёры для гимнастики для глаз: «Зрительно-сигнальные тренажёры», офтальмотренажёры «Зрительные дорожки», тренажёр «Восьмёрка» В.Ф. Базарного.
v Пособие «Занимательная анатомия».
v Лэпбук «Здоровый образ дошкольников».
v Валеологическая газета для родителей «Неболейка».
v Альбом «Здоровый образ жизни дошкольников».
v Фоторепортажи: «Здоровому – всё здорово!», «Говорят дети: «Что надо делать, чтобы быть здоровым?».
v Семейные фоторепортажи «Мы за здоровый образ жизни!»
v Методические материалы по повышению профессиональной компетентности педагогов (конспекты мероприятий в рамках проекта).
v Методические материалы по повышению родительской компетентности (материалы информационных стендов, консультаций, папок-передвижек и др.).
v Итоговое мероприятие: ток – шоу «Жить здорово!»
v Презентация проекта.
Прогнозируемые краткосрочные результаты реализации проекта
1) Накопление методического материала по теме здоровьесбережения для работы с детьми среднего дошкольного возраста.2) Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе.
3) Обновление дидактического материала, наглядного, физкультурного и спортивного оборудования.
4) Пополнение спортивного уголка нестандартным физкультурным оборудованием сделанным своими руками.
5) Развитие у детей интереса к здоровьесберегающим технологиям и стремление освоить их.
6) У воспитанников сформируется мотивация к сбережению и укреплению своего здоровья.
7) Повышение уровня родительской компетентности в вопросах оздоровления детей.
8) Родители будут вовлечены в единое пространство «Семья – детский сад».
Прогнозируемые долгосрочные результаты реализации проекта
1) Разработать методическую базу для детей старшего дошкольного возраста (серию валеологических занятий, сценарии праздников, развлечений и досугов).2) Применение в работе здоровьесберегающих технологий позволит повысить результативность всего воспитательно-образовательного процесса.
3) Родители станут активными участниками образовательного процесса.
4) Составление модели по формированию культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, включающую интеграцию образовательных областей и все виды детской деятельности.
5) Внедрение в работу по оздоровлению детей современных здоровьесберегающих технологий таких, как фитбол – гимнастика, су-джок терапия, степ-аэробика.
Оценка эффективности реализации проекта
Критерии
Показатели
Методы оценки
Диагностический инструментарий
Выявление представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, определение ценностного отношения к своему здоровью.Начало года:
В – 27%,
С – 43%,
Н – 30%.
Конец года:
В – 66%,
С – 29%,
Н – 5%.
Беседы, проблемные ситуации.
Самостоятельно разработанный инструментарий.
Использование материалов
Л.Г. Касьяновой,
И.М. Новиковой,
В.А. Деркунской.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Начало года:
В – 40%,
С – 35%,
Н – 25%.
Конец года:
В – 75%,
С – 25%,
Н – 0%.
Наблюдение за детьми в режимные моменты.
Самостоятельно разработанный инструментарий.
Использование материалов
Л.Г. Касьяновой,
И.М. Новиковой,
В.А. Деркунской.
Валеологическая компетентность детей среднего дошкольного возраста (перенос валеологических знаний в повседневную жизнь).
Начало года:
В – 15%,
С – 53%,
Н – 32%.
Конец года:
В – 68%,
С – 24%,
Н – 8%.
Наблюдение за детьми в естественных условиях пребывания в детском саду, и в специально организованных условиях (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.)
Самостоятельно разработанный инструментарий.
Использование материалов
Л.Г. Касьяновой,
И.М. Новиковой,
В.А. Деркунской.
Оценка рисков
Возможные риски
Пути преодоления рисков
Незаинтересованность родителей.Ведение просветительской работы, наглядной агитации.
Незаинтересованность детей.
Повышение интереса путём привлечения в работу инновационных форм и методов.
Отсутствие заинтересованности коллег.
Транслирование результатов реализации проекта среди педагогического коллектива.
Недостаточное финансирование, невозможность приобретения необходимого спортивного инвентаря и оборудования.
Обращение с вопросом к руководителю ДОУ.
Спонсорская помощь.
Недостаточное методическое обеспечение для реализации проекта.
Приобретение методического обеспечения за собственные средства.
Непостоянство состава детского коллектива из-за пандемии коронавируса.
Индивидуальная работа с отсутствующими детьми.
Дальнейшее развитие проекта
Проект показал свою эффективность. После его реализации расширились представления детей о валеологической культуре, родители стали активными участниками проектной деятельности.Данный проект может быть использован в работе другими воспитателями, как в полном объёме, так и парциально на разных уровнях образовательной работы.
Учитывая эффективность результата проекта, предполагается:
ü дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением детей и родителей;
ü расширение проекта, добавлением новых технологий, форм и методов работы;
ü презентация проекта на педагогическом совете ДОУ;
ü обобщение и демонстрация опыта работы по здоровьесбережению на РМО;
ü публикация опыта работы в интернет-сообществах.
Заключение
Мир стремительно развивается, человечество ищет и создаёт что-то новое во всех сферах деятельности. И на наших глазах то, что ещё недавно считалось невозможным, становится обыденным. Так и в области валеологического воспитания дошкольников уже давно стали привычными инновационные здоровьесберегающие технологии. Интенсивно развиваются и внедряются новые формы работы. Постоянно появляются новые и интересные решения, которые помогают формировать необходимые психофизические качества для гармоничного развития личности ребёнка.Таким образом, формирование у детей культуры здорового образа жизни в значительной степени зависит от условий, в которых они живут и воспитываются. И только комплексный подход, предусматривающий использование разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, как известных, так и инновационных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, может обеспечить успех этой работы.
Библиографический список
1. Иванова А.И. Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224с.2. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия. – М.: ТЦ Сфера, 2003 год.
3. Козлова С. А. Мой организм. – М.: Линка – Пресс, 2000 год.
4. Павлова Г.Я. Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
5. Токаева Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
7. Физическое развитие дошкольников. Часть 1. Охрана и укрепление здоровья / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 144 с.
8. Физическое развитие дошкольников. Часть 2. Формирование двигательного опыта и физических качеств / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 176 с.
9. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.
10. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2012.