НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Карновская И. А. Экспериментирование как способ развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста


Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (31) https://f.almanah.su/31.pdf

В настоящее время в стране происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий и личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно используются в образовательной практике. Современное общество нуждается в активной личности, способной к проявлению исследовательской активности в решении жизненно важных проблем, основы которой закладывает дошкольное образование. Дошкольный возраст - это сензитивный период развития личности ребенка. Именно в этот период происходит возникновение важнейших психических новообразований, к которым можно отнести и формирование исследовательской активности, которая впоследствии станет основой учебной деятельности младшего школьника. Нормативно-правовые документы последних лет подчеркивают важность развития исследовательской активности подрастающего поколения. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано на то, что дошкольное образование направлено на развитие интеллектуальных качеств и формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста [2]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» выступает необходимость развития и стимулирования интересов детей старшего дошкольного возраста, их инициативы, любознательности, познавательной мотивации, исследовательской активности. На этапе выпуска из дошкольного образовательного учреждения дети должны уметь:
- во-первых, проявлять любознательность, любопытность, задавать вопросы, интересоваться причинно-следственными связями, предпринимать попытки объяснить явление природы и поступки людей;
- во-вторых, проявлять склонность к наблюдению и экспериментированию;
- в-третьих, уметь принимать собственные решения с опорой на имеющиеся знания, умения в доступных видах деятельности [8]. В связи с этим поиск способов развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой педагогической науки и практики.
Вопросы развития исследовательской активности в дошкольном возрасте рассматриваются в работах Н.А. Ветлугиной, О.М Дьяченко, О.В. Киреевой, Т.С. Комаровой, А.Н. Поддьякова, Н.П. Сакулиной, M.JI. Семеновой и других. Под активностью понимается своеобразная ведущая характеристика человека, который выступает непосредственным субъектом деятельности. Активность проявляется в инициативном, творческом, самостоятельном отношении человека к действительности, к самому себе и к другим людям. Активность личности может быть реализована как своеобразная готовность, его стремление осуществлять самостоятельную деятельность, выбирать наиболее подходящие пути достижения поставленных задач, получать адекватные результаты своей целенаправленной деятельности [9]. В качестве одного из самых ярких и выраженных проявлений активности ребёнка с раннего возраста считается его стремление познавать, исследовать окружающий его мир. В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко считают, что неотъемлемой частью поведения человека, как и любого другого живого существа, является исследовательская активность, помогающая ему выживать и развиваться в изменяющемся мире [6]. О.В. Киреева определяет исследовательскую активность как достаточно выраженное стремление субъектов, направленное на поиск решения важных проблем, для чего используется определённая выработанная система средств, приемов и методов исследования [3]. Исследовательская активность представляет собой естественное состояние ребенка, который ориентирован на познание мира во всем его многообразии, что способствует становлению его субъектной позиции в познании. Одним из способов развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста выступает экспериментирование.
Экспериментирование представляет собой особый вид деятельности, направленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности. Достоинства экспериментирования определяются тем, что оно позволяет детям сформировать представление о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и непосредственной средой его существования и функционирования. Кроме того, экспериментирование привлекает ребенка как процесс, обеспечивающий условия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуации выбора и изменения существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самым открытие нового [4]. Н.Н. Поддъяков в качестве одного из основных способов поисковой деятельности детей в дошкольном возрасте выделяет экспериментирование, определяемое им как истинная детская деятельность на протяжении дошкольного возраста. В результате проведённого анализа он пришел к выводу, что в дошкольном возрасте наряду с игровой в качестве ведущего вида деятельности может рассматриваться экспериментирование, поскольку активность ребенка в поиске, потребность исследовать окружающий мир, изучать его заложена в человеке на генетическом уровне [5].
Основные характеристики экспериментирования в старшем дошкольном возрасте проявляются в том, что:
- экспериментирование в дошкольном возрасте представляет собой своеобразную форму поисковой деятельности с ярко выраженными процессами постановки целей, возникновения и развития новых личностных мотивов, которые положены в основу саморазвития ребенка;
- при экспериментировании у детей старшего дошкольного возраста проявляется их собственная активность, которая ориентирована на получение новых знаний, продуктов творчества;
- детское экспериментирование выступает в качестве метода обучения в том случае, если используется в целях передачи детям новых знаний, формирования умений и навыков, соответственно экспериментирования может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, выступает при этом одним из значимых видов познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
- экспериментирование в старшем дошкольном возрасте рассматривается как основа любого процесса детского творчества, в процессе экспериментирования ребёнок является субъектом, самостоятельно выстраивая свою деятельность, проявляет в ней активность;
- экспериментирования проходит через все сферы жизни детей дошкольного возраста, все виды их деятельности включая игровую деятельность [7].
Для организации детского экспериментирования как способа развития исследовательской активности в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать благоприятные педагогические условия, к числу которых можно отнести организацию развивающей предметно-пространственной среды, готовность педагога к осуществлению работы с детьми, вовлечение родителей к организации экспериментирования. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность одновременного включения в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Она должна соответствовать требованиям безопасности, здоровьесбережения, эстетической привлекательности, а также иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, вариативному наполнению в целях полноценной организации опытно-экспериментальной деятельности детей.
В группе следует создать центр экспериментирования или «центр науки», а также мини-лабораторию, в которых будет выделено:
- место для размещения постоянной выставочной мини-экспозиции, в которой представлены коллекции минералов, кристаллов, ракушек, засушенных растений и т.п.;
- место для размещения приборов и материалов: природного, бросового в том числе неструктурированного: воды, песка, опила для проведения экспериментов;
- место для непосредственного проведения опытов в мини-лаборатории, включая специальный стол и специально оборудованное место, где ребенок будет проводить опыты.
В центре экспериментирования также должны быть размещены дидактические материалы:
- схемы и таблицы с алгоритмом проведения опытов;
- таблицы и рисунки с изображениями разнообразных природных сообществ;
- книги, справочники, энциклопедии познавательного характера, тематические альбомы, соответствующие возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста;
- разнообразные вещества и материалы, распределенные по тематическим группам: бумага, резина, стекло, пластик;
- природный и бросовый материал, а также материалы технического свойства: болты, детали конструкторов, проволока;
- бумага разного вида (креповая, наждачная, копировальная и др.),
- разнообразные красители: пищевые и непищевые;
- предметы и материалы медицинского назначения: колбы, пинцеты, пипетки;
- приборы для экспериментирования: лупа, песочные часы, микроскоп.
В качестве оборудования стимулирующего характера в центре экспериментирования размещаются резиновые перчатки, фартуки и халаты для детей. Для развития детской самостоятельности целесообразно создание картотеки экспериментов и опытов. В карточке должна быть отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержании, алгоритме проведения, о необходимом оборудовании и предполагаемом результате экспериментирования. Использование картотеки позволяет систематизировать имеющиеся материалы по экспериментированию с учетом возрастного этапа развития детей дошкольного возраста, тематики опытов, программного содержания и его результативности.
В процессе развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования важную роль играет педагог. В зависимости от уровня сформированности исследовательских умений у детей доля активности педагога изменяется. При формировании первичных представлений и умений экспериментальной деятельности педагог ставит перед детьми проблему, выстраивает ход ее разрешения. Исследовательская активность детей в этом случае заключается в нахождении решения поставленной задачи. В процессе дальнейшего развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста их самостоятельность в процессе экспериментирования возрастает за счет поиска способов решения поставленной педагогом проблемы. Самостоятельность при этом может быть достигнута путем объединения детей в мини-группы для коллективного поиска решения поставленной проблемы. Следующий качественный этап в развитии исследовательских умений у детей – проявление ими активности и самостоятельности на всех этапах эксперимента: от постановки проблемы – до поиска способов ее решения и формулировки вывода. Независимо от того, какую роль играет педагог в экспериментировании детей – активного участника, помощника или наблюдателя – он помогает раскрывать потенциал детей, развивать их исследовательскую активность, формировать субъектную позицию в деятельности. Следует отметить, что педагог, выступая в роли равноправного партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, обеспечивает добровольное присоединение детей к деятельности без психологического и дисциплинарного принуждения. В процессе экспериментирования дети учатся ставить цель, определять задачи, решать поставленные проблемы опытным путем, выдвигать предложения-гипотезы, проверять их опытным путем и делать соответствующие выводы по результатам экспериментирования. Включение в процесс исследования развивает детскую любознательность, на основе которой формируется познавательный интерес к объектам познания [1].
Процесс экспериментирования может пронизывать все сферы деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ: игровую и непосредственную образовательную, прогулку, прием пищи. Например, во время прогулки дети могут подумать над такими важными вопросами, как, что происходит со снегом, сосульками, льдом, когда их пригревает солнце, как «устроена» снежинка и почему скрипит снег. В процессе развития исследовательской активности важное место должно быть отведено систематическим наблюдениям. Это позволит детям экспериментальным путем познакомиться с внешними признаками разнообразных объектов окружающего мира, сформировать необходимые умения и навыки, способствующие познанию окружающего мира, а также его преобразованию. Партнерами в этом процессе могут стать родители, как полноправные участники образовательных отношений, которые готовы заинтересовать детей, предоставляя им возможность для самостоятельных исследований, стимулируя внимание и интерес к новым интересным объектам для исследований [8].
Экспериментирование как особый вид деятельности, направленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует развитию исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста и предполагает активный поиск решения проблемы, выдвижение предположений, реализацию гипотезы в действии и выстраивание выводов на доступном для детей уровне. Экспериментирование рассматривается как основа познания окружающей действительности, в процессе которого ребёнок проявляет себя как субъект деятельности, самостоятельно выстраивая и проявляя в ней исследовательскую активность. Достоинства экспериментирования определяются тем, что оно позволяет детям сформировать представление о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и непосредственной средой его существования и функционирования. Экспериментирование привлекает ребенка как процесс, обеспечивающий условия для проявления самостоятельности, возможности реализации задуманного, создания ситуации выбора и изменения существующих вещей собственными действиями и усилиями, обеспечивая тем самым открытие нового. Исследовательская активность значима в развитии детей старшего дошкольного возраста, поскольку дает им возможность не только усваивать знания, но и получать их при помощи собственного опыта. Учитывая тот факт, что дошкольный возраст-это сензитивный период развития личности ребенка, исследовательская активность станет тем новообразованием, которое впоследствии станет основой учебной деятельности младшего школьника
Таким образом, экспериментирование можно определить как деятельность активно-преобразующего характера, способствующую развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Литература
1. Гилева А.В. Формирование позиции субъекта учебной деятельности как компонента школьной готовности: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.07 / А.В. Гилева. – Екатеринбург, 2001. – 120с.
2. Закон об образовании. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 17.02.2019)
3. Кириенко С.Д. Исследовательская деятельность дошкольников / С.Д. Кириенко, А.С. Микерина. Учебно-методическое пособие: в 2 ч. – Челябинск: Титул, 2016. – С.91.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы./ Ред. Т. В. Цветкова. – М.: Сфера, 2016. – 96с.
2020