Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Курраева В.А. Способы повышение качества образования в современной школе

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Современный ученый педагог Марк Поташник определяет:
“Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.
Что это означает? Это означает достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получаются, а вполне определённых, заранее спрогнозированных результатов в зоне потенциального развития учащегося, то есть речь всегда идёт о наивысших, возможных для конкретного школьника, оптимальных результатах
В идеале - каждый учащийся движется по своему образовательному маршруту.
Повышение качества образования учащихся зависит и от качества преподавания.
Проблема качества образования неразрывно связана с проблемой создания развивающей среды в классе. Задача учителя – создание в классе такой среды.
Во-первых, необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету, содержание учебного материала должно быть таким, чтобы школьники умели выходить за рамки образца.
Во-вторых, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к обучению.
В-третьих, строгий контроль знаний.
Интерес к предмету начинается с интересного урока. Интересным сделать урок нам помогают нетрадиционные формы: деловая игра, урок – викторина, смотр знаний, урок – конкурс, математическая игра, урок-КВН, урок-практикум.
Невозможно каждый день создавать праздник, поэтому необходим индивидуальный и дифференцированный подход, вариативные разноуровневые задания.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения.
У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Они отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Ярким примером работы таких групп может служить дифференцированный урок. На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок выполнять грамматические упражнения. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задания трёх уровней сложности, а право выбора сложности задания оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества выполненных упражнений. Для высокого рейтинга ученик должен выполнить, например, 2 сложных и 3 простых заданий – выбор за ним.
Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их. Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь упражнения с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другое упражнение или воспользоваться помощью консультанта.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно - познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль знаний осуществляется на каждом уроке, в каждом классе. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя. Слушая отвечающего товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они выучили сами накануне.
Если ответ или работа учащегося будет заслуживать отличной, или хорошей оценки, то всегда отметка выставляется и сопровождается оценочным суждением, из которого были бы ясно видны достоинства ответа, работы ученика. Если же ответ ученика оказывается слабым и будет заслуживать неудовлетворительной оценки, то применяют метод отсроченной отметки, т. е. неудовлетворительную отметку пока не выставлять, чтобы на первых порах не травмировать ученика, а ограничиться соответствующим оценочным суждением или тактичным внушением. Таким образом, у ученика возникает стремление воспользоваться этой возможностью, лучше овладеть учебным материалом и получить положительную оценку, т. е. этой мерой приводится в действие
Выставление неудовлетворительной отметки нерадивым ученикам должно принудить их к более прилежному учебному труду. Учителю следует иметь в виду, что полученная «двойка» у одного ученика вызывает огорчения, другой же воспринимает ее безразлично; одного ученика она может стимулировать к активному труду, направленному на повышение успеваемости, на другого действует парализующе, и он совсем «опускает руки», будучи уверен в безысходности создавшегося положения и в своей неспособности наверстать упущенное.
Нужно проявлять как можно больше чуткости, доброжелательности при разумных, педагогических требованиях и как можно меньше формализма — вот что требуется от каждого учителя. Учитель — не контролер и не фиксатор достижений или неудач, учащихся в учебном труде. Ему необходимы не только знания, но и поиски методических приемов, применение которых пробуждало бы и развивало у учащихся интерес к учению, делало бы обучение действительно развивающим и воспитывающим.
Для учащегося оценка — главный показатель его действительных успехов в учении. В то же время оценки, а точнее динамика их изменений, в какой-то степени отражают эффективность работы учителя.
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Необходимо подчеркнуть, что дети высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Вот что они пишут в своих анкетах:
… Почаще улыбаться (6 кл.,)
… Для меня очень важны личные качества учителя, особенно юмор! Ведь если все время без него, то можно стать унылым. (7 кл.,)
… Когда видишь учителя в хорошем настроении, то тебе сразу радостно и хорошо на душе. (8 кл.,)
…Всегда образ хорошего настроения. (8 кл.,)
…Нельзя прийти и без эмоций провести урок, нужно в меру пошутить… (9 кл.)
Психологи считают положительные эмоции могучими побудителями и вдохновителями человеческой деятельности, ибо без них никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Опираясь на данное утверждение можно с уверенностью сказать, что благоприятный микроклимат на уроке это один из главных факторов, влияющий на повышение качестве образования.
2018