Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И.Тютчев.
Природа… Что это такое? Солнце? Лес? Река?.. Как объяснить это маленькому человеку, как научить его дружить с природой? Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. И одной из важнейших задач современной школы является повышение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школьников экологической культуры.
Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограниченных возможностях познавательной деятельности младших школьников, что создаёт основы для изменения и обновления всех компонентов начального экологического образования. Главный вопрос такого обновления – определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям обучающихся младших классов.
В основе построения современных курсов с экологической направленностью лежат следующие целевые установки:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса, способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Экологическое воспитание школьников должно проводиться с учётом всех аспектов его содержания: научно-познавательного, ценностного, нормативного, практически-деятельностного. Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Ценностный аспект призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Нормативный аспект – это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п. Основы экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Ребёнок младшего школьного возраста – не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. Он будет идти по лесу тихо, спокойно, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, что отлов бабочек ради праздного любопытства или из-за внешней привлекательности принесёт большой вред луговым растениям и загубит жизнь прелестного существа, на которую оно имеет право, как и все земные обитатели. Поэтому содержание нормативного аспекта должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так! Практически-деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль, чем нормативный. Практическая деятельность – конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц; собирать грибы, ягоды; соблюдать правила личной гигиены.
Формы и методы экологического образования и воспитания младших школьников очень разнообразны. Правильное их использование позволяет учителю обогащать нравственный опыт детей, воспитывать положительные качества личности, бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему, формировать этические и эстетические чувства. Основы экологической культуры закладываются на уроке, в кружковой и внеклассной работе. Принципами организации методической системы экологического образования являются краеведческий, гуманизации, интеграции. Основными методическими приёмами служат приёмы сравнения, обобщения, прогнозирования, классификации и т.д. В систему практических работ входит: решение экологических задач, обсуждение по выбору поведения в природной среде, составление опорных схем, цепей питания, алгоритмов наблюдений, исследований; ролевые, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования и др. Целевое назначение образования определяется необходимостью в единстве со знаниями формировать умение работать с различными источниками, содержащими экологическую информацию: с учебниками, картами, картинами, журналами, справочниками, коллекциями, гербариями и т.д. Большую роль играют практические, исследовательские методы работы. Теоретические знания, получаемые детьми на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, опытов, наблюдений, умения обобщать результаты. Беседы – наиболее распространённые формы экологического образования. Они могут использоваться как учебные (в составе уроков экологического содержания) и как внеучебные, дополняющие получаемую информацию. Внеучебные беседы, в свою очередь, могут рассматриваться как программные, рассчитанные на проведение в определённой последовательности в течение года, и как спонтанные, ситуационные, необходимость проведения которых возникает неожиданно в связи с произошедшим событием, затрагивающим интересы и чувства детей. В беседы можно включать разные игровые задания, помогающие детям быть объективными, видеть реальность глазами других. Например, «Встретились ёж с белкой и разговорились…», «Выглянул из-под снега подснежник, огляделся и подумал…», «В новогоднюю ночь разговорились шишки на ёлке…» и др.
Проблемы экологического воспитания детей рассматриваются и в процессе анализа и детальной разработки технологии проектов. Различают 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский (его целью является потребление в широком смысле слова, включая развлечение), проект решения проблемы (или каких-либо интеллектуальных затруднений, которые могут являться сопутствующими и в созидательном проекте, но здесь выступают как ведущие), проект-упражнение. Выделяют следующие основные этапы:
1) целеполагание. Педагог помогает ребёнку определить наиболее актуальную и в то же время посильную для него задачу на более-менее продолжительный отрезок времени (или работает с детским коллективом в случае коллективного проекта).
2) разработка проекта – плана деятельности по достижению намеченной цели. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому придётся обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности, «снаряжение» пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т.д.
3) выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к
намеченной цели).
4) подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов (возможно, более узких, конкретизирующих его, более углубленных и сложных).
Эту методику можно использовать при проведении уроков, на факультативных занятиях, во внеурочной работе. Например, проект «Строим город Экоград» представляет собой длительную игру-программу экологического воспитания младших школьников, акцентирующую внимание на социальной среде, экологии города. Спецификой проекта является его комплексный, интегрированный характер; практическая направленность; включение ребёнка в экологически ориентированную творческую деятельность; организация экологически обоснованного взаимодействия ребёнка с социальной городской средой. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практической деятельности. в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды ( экскурсии, разведки, встречи, игры, практические полезные дела и др.). В качестве первого шага на пути к проекту предлагается использовать мультфильм «Экотопик ищет Экогород». Экотопик – это маленькая росинка. Он начинает путешествовать в поисках самого лучшего города на Земле – города Экограда. В пути Экотопик встречается с разными героями, попадает в жизненные ситуации. Его поиски приводят к выводу, что дорогу в Экоград может найти только человек. И он обращается к детям: «Ребята, помогите найти дорогу в чудесный город Экоград!» От беседы по содержанию мультфильма необходимо перейти к главному вопросу: «Как найти дорогу?» Ответ один: человек может и должен сделать каждый город Земли Экоградом. Выполняя различные полезные дела, дети подтверждают свой вывод. Например, «Чистое утро» - уборка своей комнаты, класса, территории школы; «Берёзкины слёзки» - уход за зелёными насаждениями; «Кошкин дом» - уход за домашними животными, «Капелька»-бережное отношение к запасам воды, «Окно радости»-украшение окон своего дома и др. В ходе реализации методики представление детей о своей малой родине наполняется новым гуманитарно-экологическим и культурологическим содержанием. Собственный дом воспринимается как одухотворённое пространство, нуждающееся в заботе и любви, вырабатывается личностное отношение к улице как своеобразному продолжению дома, общему достоянию. И родной город предстаёт перед детьми как часть культуры, истории, традиций и характеров людей, которые создали его и живут в нём, как часть их самих.
Младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Очень важно на этом этапе пробудить чувства ребёнка, научить его наблюдать, любоваться природой. Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. И это задача учителя: помочь ребёнку найти правильное решение, выслушать его, разъяснить то, в чём он заблуждается.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Г. Рыленков
Список литературы
1. Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. - Ж-л « Начальная школа», 2002., №3.
2. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. - Ж-л «Начальная школа», 2000, №10.
3. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль, « Академия развития», 2004.- 124с.
a.a.tolmasheva@mail.ru, 8-960-689-55-21