Оригинaл материала размещен в выпуске № 5 (55) https://f.almanah.su/55.pdf
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».
Мишель де Монтень
В последние годы значительно увеличилось количество детей с задержкой речевого развития, имеющих проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, со сниженной функцией внимания и памяти. Перед педагогами все чаще встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с дошкольниками.Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур и комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получило наиболее эффективное направление – нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А.Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций. Этот подход дал возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы, в основе которых лежит системный подход к коррекции развития ребёнка.
Известно, что мозг ребенка анатомо-морфологически мало отличается от мозга взрослого человека, однако в функциональном отношении различия велики. Детский мозг, имея те же блоки и зоны, что и «взрослый», включает их в работу постепенно. Иными словами, многие мозговые структуры у ребенка, присутствуя, не «работают» или «работают» не в полном объеме. При этом необходимо знать, что не получив определенных стимулов внешней среды, они могут вообще остаться бездействующими, несмотря на отсутствие каких-либо анатомических повреждений. В этом и состоит главная опасность для развивающейся психики. Большая часть участков мозга способна включиться в функционирование только в детстве. В зрелом возрасте они лишь дозревают, опираясь на приобретенное в детские годы. То, что упущено в детстве, закрывает путь к овладению многим.
Чем больше нейронных связей образуется в мозге ребенка в детстве, особенно в дошкольном, чем шире спектр деятельности, в которую вовлечён ребёнок, тем продуктивнее работает ВПФ.
Нейропсихологический подход с опорой на мозговую организацию ребенка с помощью определенных упражнений и игр развивает и корригирует несформированные или нарушенные функции. При этом с точки зрения данного подхода, в рамках метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович), рассматривается физиологически обусловленное движение развития ребенка, в траектории которого первичное место занимают упражнения на крупную моторику, сенсомоторное развитие, межполушарное взаимодействие, пространственные отношения, зрительно-моторную координацию.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть:
-снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
-нарушение мыслительной деятельности;
-недостатки в речевом развитии;
-снижение функции внимания и памяти;
-несформированность пространственных представлений;
-недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.
В своей работе я широко применяю нейропсихологические упражнения (нейроигры) и хочу поделиться с вами некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.
Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений, дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.
В структуре логопедического занятия я использую следующие упражнения:
· дыхательная гимнастика;
· комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики;
· пальчиковые игры, самомассаж пальцев, кистей рук, в том числе по методике Су-Джок;
· кинезиологические упражнения (в том числе перекрестные движения);
· элементы логоритмики;
· упражнение на развитие межполушарного взаимодействия
Остановлюсь подробнее на некоторых из них.
Нейроигры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия при автоматизации звуков речи.
На этапе закрепления изолированного произнесения звуков я активно использую различные модификации межполушарных досок, а также линии разной направленности, когда дошкольник, проводя двумя руками по желобкам доски или линиям, произносит поставленный звук. Рисунок 1. Межполушарная доска.
Двуручная деятельность с проговариванием и одновременным зачеркиванием правой и левой рукой одинаковых картинок позволяет координировать работу левого и правого полушарий, направлена на развитие зрительного гнозиса, а также способствует прочному закреплению в речи поставленного звука. Рисунок 2. Двуручная деятельность
Использование визуально-ритмического круга и кинезиологических упражнений. На представленном рисунке мы сочетаем работу с кругом и подключением двуручной деятельности на этапе автоматизации звука в слогах. Рисунок 3.Визуально-ритмический круг
Визуально-ритмический круг - это логоритмический тренажёр для занятий с детьми, направлен на развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия. Для облегчения запоминания последовательности движений я сделала наглядные схемы к каждому слогу, которые предлагаю детям на этапе самостоятельного выполнения упражнения.
Необходимо отметить, что кинезиологическая тренировка движений тела и пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания, его распределения и концентрации, памяти, а так же подготовка ребёнка к школьному обучению. При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева – направо, от начала до конца ряда, чтобы дошкольники учились упорядочивать, организовывать своё внимание. На этапе автоматизации звука в слове я предлагаю 2 варианта игр с корректурными пробами:
1) прошу находить картинку, произносить слово с автоматизируемым звуком и попутно закрывать камешками марблс определенного цвета (обговаривается заранее). Рисунок 4. Корректурная проба
2) прошу находить картинку, произносить слово с автоматизируемым звуком и попутно зачеркивать, подчеркивать или обводить.
В статье я представила лишь малую часть того объёма нейроигр и упражнений, которые я использую при проведении логопедических занятий. Варианты их применения, сочетания разнообразны и бесконечны, зависят от конкретных целей и задач, которые ставит перед собой педагог.
Игровая форма обучения, эмоциональная привлекательность, многофункциональность, автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом, формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов, формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом – это далеко не полный перечень преимущества использования нейроигр в образовательном процессе.
В завершении хочется отметить, что нейроигры будут полезны детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как вторичная психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий.
Библиографический список
1. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М., Генезис, 2007
2. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии М., ТЦ Сфера, 2001
3. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Практическое пособие в 2-х частях — М., Айрис-пресс, 2015