Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Абдуллаев Н.М. Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей учащихся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Поэтому целью педагогической деятельности является развитие творческих способностей обучающихся средствами изобразительного искусства через организацию проектной деятельности. Исходя из новых подходов, для уроков изобразительного искусства характерна свободная, динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементами. В деятельность учащихся включается работа над проектами. Основными формами нетрадиционных форм проектной деятельности с учащимися становятся: проект-открытие, проект-удивление, проект-полёт фантазии, проект-обозрение, проект-панорама, мульти – проект, проект-исследование, проект - свободный выбор, проект-сюрприз и др.
Личный интерес обучающихся в данной деятельности является необходимым условием успешной работы. Проблема должна быть из реальной жизни и являться знакомой и значительной для ребенка. Такой проблемой в 5классе может стать тема «Зимние забавы детей». К этому времени ученики уже получили представление о работе с натуры (это натюрморты, пейзажи на пленэре в теплое время года или из окна мастерской, рисунки фигур своих одноклассников, где главной задачей является передача движения). Дети активно включаются в обсуждение этой темы и рассказывают интересные истории из личного опыта. Наиболее интересные моменты зарисовываем, моделируем различные ситуации, дети показывают различные движения. Идет обсуждение места действия. После создания серии эскизов, идет отбор одного из них для будущей композиции. Создается черновой эскиз по выбранной теме, где разрабатывается и композиционное размещение персонажей на листе и место действия, обсуждается время суток, состояние погоды и т. д. После этого приступаем непосредственно к работе. Дети охотно позируют друг другу, изображая лыжников, саночников, людей, которые чистят снег, кормят птиц и т.д.
По содержанию проекты на уроках изобразительного искусства могут быть монопредметным (выполняется на материале только изо) и межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов, чаще всего литературы и истории).
Например, для темы «Дом» используем географический аспект – «Дом в разных странах», исторический аспект – «Дом в разные времена», культурный аспект – «Дома литературных героев», «Дома в сказках», «Дома на картинах».
Организация учебно-воспитательного процесса с использованием проектного метода предусматривает переход от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
Мини-проекты могут укладываться в один урок. Большой интерес в 5 классе вызвали индивидуальные мини-проекты древние образы в народном искусстве Белгородчины; народные промыслы Белгородской области, их истоки и современное развитие и др.
Коллективными проектами на уроках изобразительного искусства стали темы народные праздничные обряды Белгородской области; создание герба школы; музей народных промыслов Новооскольского района; интерьер музея Гуся и др.
Школьники реализуют свой творческий потенциал выполняя творческие проекты по темам: «Витраж», «Мозаика» (тема «Монументальная живопись»); «Гравюра» (тема «Графика»); «Барельеф», «Рельеф», «Лепка» (тема «Скульптура»), «Дымковская игрушка», «Роспись по дереву», «Жостовский поднос» (тема «Декоративное народное прикладное искусство») и т.д. У каждого ученика есть свои предпочтения в работе.
Создать мотивацию проектной деятельности помогает выбор интересной, неординарной техники исполнения творческого проекта: батик, граттаж, пастель, эстамп и т.д. Так, в результате проекта «Журнал мод Василисы Прекрасной» была создана коллекция костюмов: «Времена года» из природного материала, бросового материала.
Презентация проекта проводится в различных формах: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация, стендовая защита и т.д. Результатами проектной деятельности школьников могут стать: альбом; журнал; книжка-раскладушка; коллаж; коллекция; костюм; макет; модель; наглядные пособия; плакат; план; реферат; серия иллюстраций; сказка; стенгазета; сувенир-поделка; сценарий праздника. Результаты выполненных работ должны быть материальны и иметь практическую и познавательную значимость. Социальная значимость работ учащихся поднимает их на новый этап развития. Школьник создал свой творческий продукт, который доставляет радость и ему, и окружающим – сверстникам, учителям, родителям. Ученики видит, как серьезно оценивают их работу, и сами серьезно относятся к ней. Так, в 8 классе в результате работы над проектом «Стань волшебником» выполнены экологические панно для учащихся 1-2 класса.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.
Гордостью учащихся 9 класса стал проект детской зимней площадки, которому предшествовала большая работа, включающая оформление эскизов снежных скульптор (каждый в отдельности), эскиза общей композиции, решения скульптурной группы.
Проекты могут выполняться учащимися в качестве зачётной работы. Так учащимся 8класса был предложен проект-полёт фантазии: «Искусство на улицах нашего поселения».

Темы проектов

Учебная задача

(что узнают, чему научаются)

Изобразительная техника исполнения

Материалы

1. Парки, скверы, сел Оскольское и Голубино.

Знакомство с разными видами парков, дизайном парков, скверов, Овладение способами изображения природы в разных состояниях, изображение парков, скверов, бульваров города. Усвоение основ перспективы.

Живопись «по сырому»

Бумага гуашь, тонкая и толстая кисть.

2. Ажурные ограды парков, школ, ДК.

Дать представление о создании ажурной решетки. Развитие интереса к работе художника в окружающей среде города.

Воспитание эмоциональной отзывчивости на многообразие форм в природе. Овладение технологией конструирования ажурной решетки или ворот

.

Прорезная аппликация из черной бумаги.

Черная бумага, ножницы, клей.

3. Фонари на улицах наших сел.

Знакомство с видами фонарей.

Конструирование формы фонаря в соответствии с выбранным стилем.

Аппликация или бумажная пластика.

Цветная бумага, ножницы, клей.


Одним из перспективных направлений проектной деятельности являются семейные художественно-творческие проекты. Они призваны объединить детей, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними нити сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем. Большой интерес вызвал проект «Птица семейного счастья». Каждой семье предстояло создать из разнообразных материалов художественный объект - птицу семейного счастья. В результате семьи представили на обозрение свое произведение - свою птицу семейного счастья, а также рассказали небольшую историю ее жизни.
Логическим продолжением является внеурочная деятельность, в ходе которой учащиеся с большим интересом участвовали в создании проектов: «Поляна сказок», «Интерьер моей комнаты», «Эмблема школьного государства».
Использование проектной деятельности школьников позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей
Библиографический список.
1.       Неменский Б.М. Мудрость красоты// О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М. 1987;
2.       Полат Е.С. Метод проектов. М.: Академия, 2001.
3.       Пьянкова Н.И.Изобразительное искусство в современной школе: Книга для учителя – М.: Просвещение, 2006.
Е-mail: ya.sveta3007@yandex.ru
2017