НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Филимонова М. Г. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Спешим на помощь к лесу»

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (36) https://f.almanah.su/36.pdf


Задачи:
Развивающие:
- расширять представления детей о лесе и его обитателей;
- развивать логическое мышление, речь, кругозор.
Обучающие:
- учить бережно относиться к природе;
- учить правильно вести себя на природе, с растениями и животными.
Воспитывающие:
- формировать представление о взаимосвязи леса и человека, растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
- воспитывать любовь, доброе и бережное отношение к миру природы, интерес и эстетическое отношение к окружающему миру.
Материалы: звонок, письмо, мяч, видео-презентация, цветная бумага, клей, кисточки, цветной картон, карандаши, мелки.
Предварительная работа: повторить диких животных, их детёнышей, название их домов, поведение на природе.
Ход занятия
1.       Организационный момент:
Звенит гудок. В дверях появляется почтальон.
Почтальон: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Почтальон: Я вашей группе письмо принес. Письмо не простое, а очень важное. Прочтите его, пожалуйста.
Передает письмо воспитателю. Дети и педагог благодарят почтальона и прощаются с ним.
Воспитатель: Дети, давайте скорее откроем письмо и узнаем, что же в нем важного нам сообщить кто-то хочет?
Дети: Да, давайте.
Воспитатель вскрывает конверт и зачитывает послание, в котором говорится о том, что в лесу произошла беда: пришли люди отдыхать в лес, делали пикники и разжигали костры, а когда уходили, то забыли костры потушить. Так же забывали и забрать с собой весь мусор. Из-за костров появились большие пожары, которые сжигают всё в лесу. Животным приходиться уходить из леса, птицам улетать, чтобы спастись, а растения просто гибнут. Поэтому дедушка Дуб просит нашей помощи.
Воспитатель: Ребята, это очень серьезная проблема. Мне очень стало жаль лес, всё ведь в нем может погибнуть. Я хочу помочь лесу, а вы хотите?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Как здорово! Я рада, что вы отзывчиво отнеслись к такой проблеме. Скажите, а кто из вас был в лесу?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: А что там есть? Что вы видели?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Красиво в лесу? Вам понравилось там находиться?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, для чего нужен лес?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Лес – это дом для многих диких животных, для птиц и для разнообразных видов растений, насекомых. К нему нужно относиться очень бережно, ведь, если не беречь его, то из него могут уходить животные, улетать птицы и погибать растения, а благодаря растениям очищается наш воздух. Так же могут высохнуть реки и озера. Поэтому, ребята, важно беречь и охранять лесную местность. А для этого дедушка Дуб описал в письме то, в чем состоит наша помощь. Он хочет, чтобы все узнали о том, как правильно нужно людям вести себя в лесу, как обращаться с лесными жителями, и то, как обогащать и беречь природу леса. И мы с вами поможем ему в этом, верно?
Дети: Да!
2.       Дидактическая игра о правилах поведения в лесу «Можно – нельзя»:
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами в лесу всегда гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения. И я вам предлагаю сейчас сыграть в игру «Можно – нельзя» (с мячом), чтобы узнать, как вы соблюдаете правила поведения в лесу.
1.       Ходить в лесу по тропинкам (можно);
2.       Рвать в лесу цветы (нельзя);
3.       Кричать в лесу, громко слушать музыку (нельзя);
4.       Слушать пение птиц (можно);
5.       Пугать животных (нельзя);
6.       Забирать детенышей диких животных домой (нельзя);
7.       Наблюдать за жизнью насекомых (можно);
8.       А бросать и оставлять мусор (нельзя);
9.       Собирать грибы (можно);
10.   Разжигать и оставлять костры (нельзя).
Воспитатель: Очень хорошо! Вы все знаете о правилах поведения во время отдыха в лесу, но не все люди знают эти правила, и не все понимают важность природы. Многие любят ходить в лес гулять, собирать грибы, но при это вырывают их с корнем, чего делать нельзя, ведь на том месте грибы больше уже не вырастут. Так же люди приходят в лес, чтобы отдохнуть, на пикник, и разжигают костер. И вот кто-то, уходя домой, забыл костер потушить и пламя маленького костра превратилось в очень большое пламя – пожар. Этот пожар навредил лесу и погубил много растений. Пожар – это самый страшный враг леса.
3.       Лесная физминутка:
Воспитатель: А сейчас давайте с вами представим, что мы оказались с вами в чудесном лесу, в котором всё хорошо с спокойно, и немного поиграем.
Ветер лесные деревья качает,
(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками)
Яркие бабочки всюду порхают,
(взмахивают руками, словно крыльями)
Скачут по веткам белка с бельчонком,
(прыгают)
Ходят по лесу медведь с медвежонком,
(ходят вперевалочку)
Ест землянику в лесу детвора.
(приседая, дети изображают, как они едят землянику)
Вот и закончилась наша игра.
Воспитатель: Отлично поиграли! Были внимательными и не запутались в движениях. А кто мне скажет, какие лесные жители присутствовали в нашей игре, о ком в ней говорилось?
Дети: (деревья, бабочки, бельчата, медвежата, дети, ягоды).
Воспитатель: Замечательно! Всех вспомнили. А теперь давайте с вами посмотрим на то, как все эти растения, животные, насекомые и птицы живут в лестной местности, и на то, как может себя вести человек, находясь в гостях у природы.
4.       Презентация «Лесная жизнь»
1 слайд: «Деревья леса»
Воспитатель: Ребята, весь лес в первую очередь состоит из растений: это деревья, кустарники, цветы и т.д. А как вы думаете, для чего нужны лесу деревья?
Дети: (они очищают воздух, под ними есть норы животных, на деревьях стоят гнезда птицы).
2 слайд: «Птицы»
Воспитатель: Посмотрите, какое дерево. Скажите, кто это на нем сидит?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Как много на этом дереве птиц. Назовите их.
Дети: (ответ детей).
Воспитатель: Ребята, а как называется дом у птиц?
Дети: Гнездо.
Воспитатель: Из чего птицы строят гнёзда?
Дети: Из веток, соломы, пуха.
Воспитатель: А какая птица не строит гнёзда?
Дети: Кукушка.
Воспитатель: Правильно. Она подкладывает яйца в другие гнезда.
Воспитатель: А кто еще живет на дереве, кроме птиц?
Дети: Белка.
Воспитатель: Правильно. Как называется ее дом?
Дети: Дупло.
3 слайд: «Белка»
Воспитатель: А вот и белочка, грызет орешек. С кем она?
Дети: С детенышем.
Воспитатель: Как называется детеныш белки?
Дети: Бельчонок.
4 слайд: «Медведь»
Воспитатель: Смотрите, а вот проснулся медведь после зимней спячки. Где он спал?
Дети: В берлоге.
Воспитатель: С кем он вышел погреться на солнышке?
Дети: со своей семьей: медведицей и медвежатами.
5 слайд: «Волк»
Воспитатель: Смотрите, а это кто?
Дети: Волки.
Воспитатель: Это волчья семья. Мы видим волка, волчицу и волчат. Как называется их дом?
Дети: Логово.
6 слайд: «Лиса»
Воспитатель: А вот и лиса. С кем она?
Дети: С лисятами.
Воспитатель: Сколько лисят?
Дети: Трое.
7 слайд: «Заяц»
Воспитатель: смотрите, появился заяц. С кем?
Дети: с зайчонком.
Воспитатель: Какая у них шубка?
Дети: серая.
Воспитатель: А зимой какая?
Дети: Белая.
Воспитатель: Почему?
Дети: Чтоб его не заметили на снегу.
Воспитатель: А от кого прячется заяц?
Дети: от волка и лисы.
8 слайд: «Ёж»
Воспитатель: А вот посмотрите, выполз ёж. С кем?
Дети: с ежонком.
Воспитатель: Где живет ёж?
Дети: В норе.
Воспитатель: Какая у ежа шубка?
Дети: Колючая.
Воспитатель: Зачем ему иголки?
Дети: Чтобы защищаться от врагов.
9 слайд: «Люди в лесу»
Воспитатель: А вот, ребята, появились люди. Где они находятся?
Дети: В лесу.
Воспитатель: А что делают дети в лесу?
Дети: Нюхают цветы, слушают пение птиц, наблюдают за муравейником.
Воспитатель: Правильно они себя ведут?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас, что вы видите?
Дети: Мусор, рогатки, костёр, рвут цветы.
Воспитатель: Правильно они поступают?
Дети: Нет.
Воспитатель: Да, ребята, ни в коем случае нельзя, находясь в гостях у природы, губить её и вредить ей.
10 слайд: «Пожар»
Воспитатель: Посмотрите, люди оставили после себя костёр и в лесу начался самый настоящий пожар. Вот так выглядит лес при пожаре. Взгляните, как напуганы звери, птицы, насекомые. Как больно растениям. Всё живое гибнет, когда происходит такая беда.
11 слайд: «Жизнь леса»
Воспитатель: А теперь посмотрите. Как сейчас лесу и его жителям: плохо или хорошо?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Конечно, все счастливы, все спокойны, никто не напуган. Вот так, дети, должно быть в лесу всегда. Поэтому людям нужно бережно относиться к природе и не вредить ей, когда приходим к ней в гости. Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот мы и посмотрели, как проходит жизнь в лесу. Вам понравилось наблюдать за лесными жителями?
Дети: Да, конечно?
5.       Изготовление карточек – запоминалочек на тему «Как нужно себя вести на природе»
Воспитатель: А сейчас, давайте мы с вами сделаем карточки-запоминалочки о том, как нужно всем людям вести себя на природе, чтобы никто не забывал её беречь и охранять. Эти карточки вы можете подарить своим родителям, друзьям, рассказать всем о том, как важно не разжигать костёр в лесу, не мусорить и беречь диких животных.
Дети вместе с педагогом приступают к изготовлению карточек.
Рефлексия:
1.       Ребята, что нам сегодня принес почтальон?
2.       Кто нам написал письмо?
3.       О чём говорилось в письме?
4.       Из-за чего появился в лесу пожар? Кто не сберег природу?
5.       Кому сильно навредил огонь?
6.       Что случилось с растениями, с животными и птицами?
7.       Чего нельзя делать, когда приходишь в лес?
8.       Что можно делать, находясь в лесу?
9.       Как мы смогли помочь лесным обитателям?
10.   Вам понравилось помогать?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были такими активными, отзывчивыми, добрыми. Так сопереживали лесу и его жителям. Я очень рада, что вы согласились помочь. Надеюсь, что все люди узнают о том, как нужно себя вести на природе, как её беречь и помогать ей.
2020