Задачи: Развивающие: - расширять представления детей о лесе и его обитателей; - развивать логическое мышление, речь, кругозор. Обучающие: - учить бережно относиться к природе; - учить правильно вести себя на природе, с растениями и животными. Воспитывающие: - формировать представление о взаимосвязи леса и человека, растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга; - воспитывать любовь, доброе и бережное отношение к миру природы, интерес и эстетическое отношение к окружающему миру. Материалы: звонок, письмо, мяч, видео-презентация, цветная бумага, клей, кисточки, цветной картон, карандаши, мелки. Предварительная работа: повторить диких животных, их детёнышей, название их домов, поведение на природе. Ход занятия 1. Организационный момент: Звенит гудок. В дверях появляется почтальон. Почтальон: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Почтальон: Я вашей группе письмо принес. Письмо не простое, а очень важное. Прочтите его, пожалуйста. Передает письмо воспитателю. Дети и педагог благодарят почтальона и прощаются с ним. Воспитатель: Дети, давайте скорее откроем письмо и узнаем, что же в нем важного нам сообщить кто-то хочет? Дети: Да, давайте. Воспитатель вскрывает конверт и зачитывает послание, в котором говорится о том, что в лесу произошла беда: пришли люди отдыхать в лес, делали пикники и разжигали костры, а когда уходили, то забыли костры потушить. Так же забывали и забрать с собой весь мусор. Из-за костров появились большие пожары, которые сжигают всё в лесу. Животным приходиться уходить из леса, птицам улетать, чтобы спастись, а растения просто гибнут. Поэтому дедушка Дуб просит нашей помощи. Воспитатель: Ребята, это очень серьезная проблема. Мне очень стало жаль лес, всё ведь в нем может погибнуть. Я хочу помочь лесу, а вы хотите? Дети: Да, хотим! Воспитатель: Как здорово! Я рада, что вы отзывчиво отнеслись к такой проблеме. Скажите, а кто из вас был в лесу? Дети: (ответы детей) Воспитатель: А что там есть? Что вы видели? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Красиво в лесу? Вам понравилось там находиться? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, для чего нужен лес? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Правильно! Лес – это дом для многих диких животных, для птиц и для разнообразных видов растений, насекомых. К нему нужно относиться очень бережно, ведь, если не беречь его, то из него могут уходить животные, улетать птицы и погибать растения, а благодаря растениям очищается наш воздух. Так же могут высохнуть реки и озера. Поэтому, ребята, важно беречь и охранять лесную местность. А для этого дедушка Дуб описал в письме то, в чем состоит наша помощь. Он хочет, чтобы все узнали о том, как правильно нужно людям вести себя в лесу, как обращаться с лесными жителями, и то, как обогащать и беречь природу леса. И мы с вами поможем ему в этом, верно? Дети: Да! 2. Дидактическая игра о правилах поведения в лесу «Можно – нельзя»: Воспитатель: Молодцы! Мы с вами в лесу всегда гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения. И я вам предлагаю сейчас сыграть в игру «Можно – нельзя» (с мячом), чтобы узнать, как вы соблюдаете правила поведения в лесу. 1. Ходить в лесу по тропинкам (можно); 2. Рвать в лесу цветы (нельзя); 3. Кричать в лесу, громко слушать музыку (нельзя); 4. Слушать пение птиц (можно); 5. Пугать животных (нельзя); 6. Забирать детенышей диких животных домой (нельзя); 7. Наблюдать за жизнью насекомых (можно); 8. А бросать и оставлять мусор (нельзя); 9. Собирать грибы (можно); 10. Разжигать и оставлять костры (нельзя). Воспитатель: Очень хорошо! Вы все знаете о правилах поведения во время отдыха в лесу, но не все люди знают эти правила, и не все понимают важность природы. Многие любят ходить в лес гулять, собирать грибы, но при это вырывают их с корнем, чего делать нельзя, ведь на том месте грибы больше уже не вырастут. Так же люди приходят в лес, чтобы отдохнуть, на пикник, и разжигают костер. И вот кто-то, уходя домой, забыл костер потушить и пламя маленького костра превратилось в очень большое пламя – пожар. Этот пожар навредил лесу и погубил много растений. Пожар – это самый страшный враг леса. 3. Лесная физминутка: Воспитатель: А сейчас давайте с вами представим, что мы оказались с вами в чудесном лесу, в котором всё хорошо с спокойно, и немного поиграем. Ветер лесные деревья качает, (дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками) Яркие бабочки всюду порхают, (взмахивают руками, словно крыльями) Скачут по веткам белка с бельчонком, (прыгают) Ходят по лесу медведь с медвежонком, (ходят вперевалочку) Ест землянику в лесу детвора. (приседая, дети изображают, как они едят землянику) Вот и закончилась наша игра. Воспитатель: Отлично поиграли! Были внимательными и не запутались в движениях. А кто мне скажет, какие лесные жители присутствовали в нашей игре, о ком в ней говорилось? Дети: (деревья, бабочки, бельчата, медвежата, дети, ягоды). Воспитатель: Замечательно! Всех вспомнили. А теперь давайте с вами посмотрим на то, как все эти растения, животные, насекомые и птицы живут в лестной местности, и на то, как может себя вести человек, находясь в гостях у природы. 4. Презентация «Лесная жизнь» 1 слайд: «Деревья леса» Воспитатель: Ребята, весь лес в первую очередь состоит из растений: это деревья, кустарники, цветы и т.д. А как вы думаете, для чего нужны лесу деревья? Дети: (они очищают воздух, под ними есть норы животных, на деревьях стоят гнезда птицы). 2 слайд: «Птицы» Воспитатель: Посмотрите, какое дерево. Скажите, кто это на нем сидит? Дети: Птицы. Воспитатель: Как много на этом дереве птиц. Назовите их. Дети: (ответ детей). Воспитатель: Ребята, а как называется дом у птиц? Дети: Гнездо. Воспитатель: Из чего птицы строят гнёзда? Дети: Из веток, соломы, пуха. Воспитатель: А какая птица не строит гнёзда? Дети: Кукушка. Воспитатель: Правильно. Она подкладывает яйца в другие гнезда. Воспитатель: А кто еще живет на дереве, кроме птиц? Дети: Белка. Воспитатель: Правильно. Как называется ее дом? Дети: Дупло. 3 слайд: «Белка» Воспитатель: А вот и белочка, грызет орешек. С кем она? Дети: С детенышем. Воспитатель: Как называется детеныш белки? Дети: Бельчонок. 4 слайд: «Медведь» Воспитатель: Смотрите, а вот проснулся медведь после зимней спячки. Где он спал? Дети: В берлоге. Воспитатель: С кем он вышел погреться на солнышке? Дети: со своей семьей: медведицей и медвежатами. 5 слайд: «Волк» Воспитатель: Смотрите, а это кто? Дети: Волки. Воспитатель: Это волчья семья. Мы видим волка, волчицу и волчат. Как называется их дом? Дети: Логово. 6 слайд: «Лиса» Воспитатель: А вот и лиса. С кем она? Дети: С лисятами. Воспитатель: Сколько лисят? Дети: Трое. 7 слайд: «Заяц» Воспитатель: смотрите, появился заяц. С кем? Дети: с зайчонком. Воспитатель: Какая у них шубка? Дети: серая. Воспитатель: А зимой какая? Дети: Белая. Воспитатель: Почему? Дети: Чтоб его не заметили на снегу. Воспитатель: А от кого прячется заяц? Дети: от волка и лисы. 8 слайд: «Ёж» Воспитатель: А вот посмотрите, выполз ёж. С кем? Дети: с ежонком. Воспитатель: Где живет ёж? Дети: В норе. Воспитатель: Какая у ежа шубка? Дети: Колючая. Воспитатель: Зачем ему иголки? Дети: Чтобы защищаться от врагов. 9 слайд: «Люди в лесу» Воспитатель: А вот, ребята, появились люди. Где они находятся? Дети: В лесу. Воспитатель: А что делают дети в лесу? Дети: Нюхают цветы, слушают пение птиц, наблюдают за муравейником. Воспитатель: Правильно они себя ведут? Дети: Да. Воспитатель: А сейчас, что вы видите? Дети: Мусор, рогатки, костёр, рвут цветы. Воспитатель: Правильно они поступают? Дети: Нет. Воспитатель: Да, ребята, ни в коем случае нельзя, находясь в гостях у природы, губить её и вредить ей. 10 слайд: «Пожар» Воспитатель: Посмотрите, люди оставили после себя костёр и в лесу начался самый настоящий пожар. Вот так выглядит лес при пожаре. Взгляните, как напуганы звери, птицы, насекомые. Как больно растениям. Всё живое гибнет, когда происходит такая беда. 11 слайд: «Жизнь леса» Воспитатель: А теперь посмотрите. Как сейчас лесу и его жителям: плохо или хорошо? Дети: Хорошо. Воспитатель: Конечно, все счастливы, все спокойны, никто не напуган. Вот так, дети, должно быть в лесу всегда. Поэтому людям нужно бережно относиться к природе и не вредить ей, когда приходим к ней в гости. Согласны? Дети: Да! Воспитатель: Вот мы и посмотрели, как проходит жизнь в лесу. Вам понравилось наблюдать за лесными жителями? Дети: Да, конечно? 5. Изготовление карточек – запоминалочек на тему «Как нужно себя вести на природе» Воспитатель: А сейчас, давайте мы с вами сделаем карточки-запоминалочки о том, как нужно всем людям вести себя на природе, чтобы никто не забывал её беречь и охранять. Эти карточки вы можете подарить своим родителям, друзьям, рассказать всем о том, как важно не разжигать костёр в лесу, не мусорить и беречь диких животных. Дети вместе с педагогом приступают к изготовлению карточек. Рефлексия: 1. Ребята, что нам сегодня принес почтальон? 2. Кто нам написал письмо? 3. О чём говорилось в письме? 4. Из-за чего появился в лесу пожар? Кто не сберег природу? 5. Кому сильно навредил огонь? 6. Что случилось с растениями, с животными и птицами? 7. Чего нельзя делать, когда приходишь в лес? 8. Что можно делать, находясь в лесу? 9. Как мы смогли помочь лесным обитателям? 10. Вам понравилось помогать? Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были такими активными, отзывчивыми, добрыми. Так сопереживали лесу и его жителям. Я очень рада, что вы согласились помочь. Надеюсь, что все люди узнают о том, как нужно себя вести на природе, как её беречь и помогать ей.