Тагирова Л.Г. Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Библиографическое описание: Тагирова Л.Г. Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.
К шести годам у ребенка развивается глазомер, зрительная оценка пропорций, характеризующих какой-либо предмет, преднамеренное запоминание и умение воспроизводить усвоенное. О знакомых явлениях он может уже высказывать правильные суждения, делать умозаключения.
Словесно-логическое мышление – одно из трех видов мышления, характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
Так, слово начинает использоваться как самостоятельное средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий – знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Для ребенка используемые слова – это слова представления. Скажем, слово «цветок» может в сознании ребенка быть крепко связанным с образом конкретного цветка (например, розы), и предъявленный кактус в качестве цветка не рассматривается.
Различают три основных вида мышления:
1. Предметно-действенное (наглядно-действенное) - заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
2. Наглядно-образное - осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности.
3. Словесно-логическое – характеризуется использованием понятий, логических конструкций.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи таких мыслительных операций как:
- сравнение - установление отношений сходства и различия;
- анализ - мыслительное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
- синтез - воссоединение элементов в целостную структуру;
- абстракция и обобщение – выделение общих признаков.
В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития словесно-логического мышления.
В старшем дошкольном возрасте понятия детей становятся глубже, полнее, более обобщёнными, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого.
При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее. В дошкольном возрасте словесно-логическое мышление находится в стадии развития. Старший дошкольник уже способен усваивать логические формы мышления, но обязательно необходимо руководство со стороны взрослого.
Игры и упражнения, способствующие ускорению формирования и развития у ребенка простейших логических структур мышления и речи, обязаны быть яркими, интересными, и подобраны с постепенным усложнением.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей. Можно сказать, что складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Желание ребенка узнавать новое, задавать любопытствующие вопросы, все это становится естественным сопровождением его взросления и развития других познавательных способностей.
Для всесторонней работы над развитием словесно-логического мышления детей необходимо привлекать родителей. Для этого нужно просвещать родителей на групповых родительских собраниях, консультациях у психологов, организовывать семинары-практикумы по данной проблеме, предлагать им литературу и пособия.
При целенаправленном развитии у детей мышления следует помнить и придерживаться следующих правил:
- прежде всего, необходимо, чтобы у ребенка был интерес к предложенному материалу;
- материал лучше всего усваивается, если он будет организован в игровой форме;
- важно развивать умственные способности у детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
- необходимо учить детей составлять группу из отдельных предметов; выделять, обобщать, классифицировать предметы по назначению и характерным признакам;
- необходимо учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильно последовательности содержание текста с помощью вопросов;
- способствовать ребенку в познании свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.);
- способствовать в осмыслении содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими;
- развивать мышление у детей, используя сказки, поговорки, образные сравнения;
- учить детей выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
Развитие словесно-логического мышления включает в себя использование развивающих игр, смекалок, головоломок, решение разных логических игр и лабиринтов - вызывает у детей большой интерес.
Литература
1. Любченко, И. И. «Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребенка в современном обществе» // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – № 1.
2. Белошистая, А. В. «Развиваем логику» Журнал Дошкольное воспитание. – 2002. – №6.
3. Новикова, О. Н. «Логическое мышление старших дошкольников» // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – № 3.