Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf
Логично, что в современном мире активно развивающихся технологий компьютерное обучение активно используется на уроках в школах. Согласитесь, ведь сейчас ни один урок не проходит без применения технических средств. На каждом уроке с помощью компьютера мы показываем обучающимся различные презентации, видеоролики, используем виртуальные лаборатории, а на уроках информатики обучающиеся сами выполняют различные задания (от создания простой презентации до программирования).
Но что же мешает нам создать курс внеурочной деятельности на основе компьютерного бучения? Что мешает нам помочь обучающимся узнать больше о современных технологиях? Ничего. Мы можем это сделать.
Допустим, что мы готовимся разработать курс внеурочной деятельности «Цифровой карвинг». Что нам для этого надо? Просто есть и написать рабочую программу и подготовить оборудование? Нет, этого мало. Нам надо узнать заинтересованы ли обучающиеся в этом.
Данный курс будет создаваться на основе САПР КОМПАС-3D.
КОМПАС- 3D – является комплексной системой автоматизированного проектирования, направленная на разработку чертежей, проектирование кабельных систем и создание документов для инженерных проектов [1]. Возможности 3D- моделирования в этой программе позволяют развивать творческие способности учащихся, совершенствовать пространственное мышление.
Обучающиеся могут выполнять задания связанные с построением чертежа и созданием объемного объекта. Дальше уже можно применить технологии 3D печати, и тогда в руках можно подержать объект труда. Развитие технологии 3D-печати уже идет полным ходом. К 2030 году 3D-принтеры станут пищевыми, то есть с их помощью мы будем готовить продукты [2]. Значит теоретически мы сможем распечатать резное яблоко (Рисунок 1), и оно будет съедобно.
Рисунок 1. Резная модель яблока
Это все интересно, возможно к внедрению и перспективно. Но есть предположения, что данный курс будет интересен только обучающимся профильного класса информатики.Проверим это предположение. На базе МБОУ «Гимназия №2» г.о. Коломна был проведен опрос среди восьмиклассников социально-экономического и информационно-математического классов. Они прошли простой опрос (Рисунок 2).
Рисунок 2. Бланк опроса
Вопрос 3 показывает хотят ли обучающиеся заниматься цифровым карвингом. Анализ ответов именно на этот вопрос даст понять актуален ли курс для обучающихся.Кодируем ответы на 3 вопрос. Присваиваем ответу «да» значение «1», а ответу «нет» присваиваем значение «0». Результаты опроса представляем в виде таблицы (Таблица 1).
Таблица 1.
Результаты опроса обучающихся
Социально-экономический класс
Информационно-математический класс
Общее количество обучающихся, чел
14
16
Количество, ответивших «да», балл
8
16
Процентное соотношение, %
57
10
Результаты опроса подтвердили наше предположение, и логичнее будет добавить темы курса в основную программу по информатике для информационно-математического класса. Но так ли это?
Для более точного анализа данных используем U-критерий Мана-Уитни. Это статистический непараметрический критерий, который используется для сравнения 2-х независимых выборок по уровню какого-либо количественно измеренного признака [3].
Исходные ответы обучающихся вносим в таблицу (Таблица 2)
Таблица 2.
Исходные данные
Социально-экономический класс
Информационно-математический класс
Код испытуемого
Балл опроса
Код испытуемого
Балл опроса
БП1
АА
1
ЕИ
0
БЯ
1
ЕА
1
БА
1
ЖВ
0
БА1
1
ЗЯ
1
БР
1
КЕ
0
ВД
1
КЗ
1
ВД1
1
КВ
1
ВМ
1
МК
1
ГА
1
ММ
0
ГТ
1
НВ
0
ЗП
1
ПД
1
КД
1
СМ
1
МА
1
ФВ
1
ПА
1
СА
1
СЕ
1
Следуя методике проводим ранжирование (Таблица 3).
Таблица 3.
Ранговые суммы обучающихся социально-экономического и информационно-математического классов
№
Социально-экономический класс
Информационно-математический класс
118
18
2
18
3
3
18
18
4
18
3
5
18
18
6
18
3
7
18
18
8
18
18
9
18
18
10
18
3
11
18
3
12
18
18
13
18
18
14
18
18
15
18
16
18
Сумма
288
177
По сумме рангов мы снова делаем предположение, что обучающиеся информационно-математического класса в большей степени заинтересованы в изучении курса «Цифровой карвинг». Но мы продолжаем выполнять расчеты по данной методике.
Общая сумма рангов: 288+177=465.
Расчетная сумма рангов: (N*(N+1))/2=(30*(30+1))/2=465.
N – общее количество испытуемых.
Суммы рангов совпали, значит ранее сделанные расчеты верны, можно двигаться дальше.
Определяем U- критерий по формуле:
U=(N1*N2)+(NX*(NX+1))/2-TX
N1 – количество испытуемых в информационно-математическом классе.
N2 – количество испытуемых в социально-экономическом классе.
TX – полученная ранговая сумма.
NX – количество испытуемых в рассчитываемой выборке.
U1=(16*14)+(16*(16+1))/2-288=72
U2=(16*14)+(14*(14+1))/2-177=152
Для сопоставления с критическим значением выбираем меньший U -критерий.
По таблице Манна-Уитни определяем критические значения соответствующих N.
Uкрит.=56(p≤0.01 );71 (p≤0.05 ).
Рассчитанный нами U- критерий находится в зоне незначимости (Рис. 3), соответственно предположение опровергается. Значит, что обучающиеся не зависимо от профильного класса одинаково заинтересованы в изучении курса.
Рис. 3. Ось значимости
Таким образом мы узнали, что обучающимся действительно интересен курс, а при его создании нам необходимо строить программу и занятия так, что бы они были понятны для обучающихся с разным уровнем владения САПР.Библиографический список
1. Хабр: САПРв машиностроении [Электронный ресурс]. - URL: https://habr.com/ru/company/roi4cio/blog/518656/ (дата обращения 06.11.2021).2. Курпатов А.В. Четвертая мировая война. Будущее уже рядом! / Андрей Курпатов. - Спб: ООО «Дом Печати Издательства Книготорговли «Капитал», 2019. -39с.
3. Методы статистики [Электронный ресурс]. - URL: https://medstatistic.ru/methods/methods2.html (дата обращения 06.11.2021).