Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Дудникова Е.А., Толстопятых И.А., Шаповалова А.А., Мальцева Ю.Ф. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Оригинaл материала размещен в выпуске № 7 (57) https://f.almanah.su/57.pdf


«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую,

какой ее ты в детстве увидал»

К. Симонов

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Советский режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Эйзенштейн говорил: «Без возврата к основам культуры невозможно творить для будущего».
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.
Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством. Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
Необходимо широко использовать все виды фольклора. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.
Пестушки, потешки и прибаутки – небольшие песенки, рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Их главное назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. О пословице хорошо сказал Я.А. Коменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое».
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Наиболее ярко народные представления о нравственности выражены в народных пословицах:
1.    Преданность Родине, народу – «Родина – мать, а чужбина – мачеха» , «Сокол не покидает гнезда».
2.    Трудолюбие – «Дерево ценится плодами, человек трудами», «Только труд кормит человека», «Любишь почет – люби труд.
3.    Правдивость и человечность – «Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть» , «Тяга к чужим местам – ногам в тягость, к чужим вещам – в сердце тягость»;
4.    Доброта – «Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – мудрец».
5.    Мужество – «Герои гибнут лишь однажды, а трус, что ни минута – дважды».
6.    Дружба и коллективизм – «Гора без гор других века стоит, свой жребий не кляня, а человек без человека не может обойтись и дня», «Колос к колосу – сноп получается».
7.    Уважение к старшим – «Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнем держи совет»; «Кто советуется, тот не ошибается», «Почтение к старшим – праздник воспитанности».
Трудно себе представить мир ребенка без сказок: «детство» и «сказка» - понятия неотделимые. Сказка – это особая фольклорная форма, основанная на парадоксальном соединении реального и фантастического. Она издавна составляет элемент народной педагогики. В сказочном эпосе различают следующие жанровые разновидности: сказки о животных, сказки на бытовые темы, волшебные сказки. В сказке обычно волки, медведи олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. Главный герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Окунувшись в сказку, дети учатся быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Сказка помогает реализовать свои мечты и желания.
Все сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. В каждом произведении содержится мораль, необходимая ребенку: он должен определять свое место в жизни, усваивать морально – этические нормы поведения в обществе. Сюжет сказок разворачивается стремительно, а счастливый конец сказки соответствует жизнерадостному мироощущению ребенка. Немаловажная особенность сказок заключается в том, что их герои всегда, при любых обстоятельствах остаются верны своим характерам. Через оценку взаимоотношений героев сказки дети с помощью взрослого, приходят к пониманию противоречий в окружающем мире, перед ними возникает необходимость выбора, потребность решать противоречия, возникающие в жизни. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование»
Таким образом, в сказке заключена та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена ребенком прежде, чем он научится понимать сложность иных дел и поступков. Поэтому начинать знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, лучше с раннего возраста. В последствии это будет способствовать формированию духовного, нравственного, патриотического воспитания. В будущем, став взрослыми, они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Список литературы

1.    А.Я.Чебан, Л.Л. Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой» Издательство Москва «ТЦ СФЕРА» 2011г.
2.    Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.
3.    Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;
4.    Воспитательная система «Маленькие Россияне» Арапова-Пискарева Н.А. М.: Мозаика-синтез, 2004.
5.    Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории культуре России. М.: АРКТИ, 2005.
6.    Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.
7.    Лопатина А.А. Воспитание нравственных качеств у детей. М.: Книголюб, 2007.
2022