Информационные технологии в современном образовательном процессе

Ольхин А. Н. Формирование мотивации учения на уроках ОБЖ как один из способов повышения качества образования (из опыта работы)


Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf

Социальная ситуация, сложившаяся в обществе, возрастание угроз безопасности жизни человека, приобретение ими комплексного характера, неблагоприятные условия внешней среды диктуют потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности, умениями преобразования общества и общественных отношений, способном транслировать образцы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, природой, а также делают жизненно важным обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности.
Однако анкетирование обучающихся показало, что школьники предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, а некоторые считают его необязательным для изучения. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 8-9 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкая. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового, нравственного воспитания школьников, формирования у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.
Для повышения уровня мотивации школьников в изучении ОБЖ и, соответственно, их качества образования необходима организация таких форм, способов и приемов учебной деятельности школьников на уроках ОБЖ, которые реально способствуют повышению и сохранению учебной мотивации учащихся, позитивным изменениям их познавательной активности и обеспечивают более качественный уровень их образованности и обучаемости.
В процессе работы выявлялись наиболее эффективные формы и методы проведения занятий для применения их в дальнейшем. Это дало положительные результаты. Качество знаний по ОБЖ в четырех 9 классах из 5 имеющихся повысилось до 94%.
А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности».
Целью педагогической деятельности в процессе обучения является не увеличение объема передаваемой информации или ее спрессовывание, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащихся на уровне не только интеллектуальной, но и личностной позиции.
Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:
- пробуждать внутреннюю мотивацию учения на всех его этапах;
- стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающий целеполагание и планирование предстоящей деятельности;
- обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;
- стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;
- обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Применить такие методы и приемы обучения, которые сделают урок насыщенным и занимательным, вызовут интерес у школьников к учебному предмету, будут способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки учения, развитию способностей обучающихся.
Современные педагогические технологии при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать мыслительную деятельность школьников, повысить познавательный интерес и, в конечном счете, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения курса ОБЖ.
Поставленная цель определяется предназначением школьного курса ОБЖ: воспитание личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизнедеятельности, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1) внедрение инновационных педагогических технологий в процесс преподавания курса ОБЖ: создание системы уроков, презентаций, заданий, дидактических материалов, обеспечивающих высокое качество преподавания;
2) создание ситуации успеха для каждого ученика на каждом занятии;
3) создание системы мониторинга качества обучения старшеклассников основам безопасности жизнедеятельности.
Для решения поставленных задач применялись методы:
- по степени активности познавательной деятельности: объяснительный, иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский;
- по источнику получения знаний: словесные, наглядные, практические;
- по форме взаимодействия: интерактивные, индивидуальные, групповые, фронтальные;
- по приоритету средств: визуальные, вербальные, компьютерные;
- по характеру учебной деятельности: игровые, поисковые, проблемные.
Первые опыты применения инновационных педагогических технологий сводились в основном к проведению уроков с использованием какого-либо одного элемента определенной технологии. Например, изучения нового материала в форме лекции-визуализации с использованием мультимедийного проектора. В ходе лекции демонстрировался специально подобранный видеоряд из текстов, схем, диаграмм, рисунков, фрагментов видеофильмов, звуковых и фотодокументов. Уже эта форма работы показала, что использование информационно-коммуникативных технологий действительно стимулирует интерес учащихся к предмету их познавательную активность.
Оценка возможностей использования учениками ИКТ на уроке ОБЖ выявила, что они заключаются в следующем:
- свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
- изучение конкретного Интернет-ресурса по указаниям учителя;
- использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства;
- выполнение практических заданий с оформлением результатов в различных приложениях Microsoft Office;
- компьютерное тестирование.
Реализация этих возможностей проходила в пошаговом режиме:
Шаг 1. Определено, какие уроки целесообразно проводить в форме лекции-визуализации - в начале изучения новой темы программы (15% уроков).
Шаг 2. Стали проводиться уроки-семинары, построенные на основе предварительно подготовленных учениками дома докладов с презентациями к ним, их обсуждении. Эта форма предполагает самостоятельное получение знаний через поиск материалов в Интернет-ресурсах и дает возможность реализовать творческие способности через наглядное предъявление результатов своей работы. Но предъявить эти результаты на семинаре могут максимум 8-9 учеников, остальные вовлекаются в работу через анализ и оценку работы товарищей.
Шаг 3. Работа над созданием электронной библиотеки по предмету. Библиотека структурирована тематически, и по каждому разделу курса ОБЖ содержит презентацию лекции, учебный текст, дополнительные и справочные материалы, графические изображения, компьютерные задания, тесты, ссылки на тематические сайты в образовательных ресурсах Интернет. В ходе работы добавляются цифровые копии документальных и учебных фильмов, звуковые и музыкальные ресурсы, тематические электронные игры, электронные продукты, созданные учениками. Привлечение учеников к пополнению электронной библиотеки помогает развивать их умение самостоятельно планировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
Шаг 4. Проведение уроков ОБЖ в компьютерном классе. Организационно это возможно, когда один из компьютерных классов свободен, или на информатике изучается тема, не требующая применения компьютерной техники.
Перемещение урока ОБЖ в компьютерный класс позволило в полном объеме реализовать выявленные возможности использования учениками ИКТ для повышения их познавательной активности. Для этого можно использовать следующие виды уроков:
1. Комбинированный урок, сочетающий рассказ преподавателя с самостоятельной работой учеников. После изложения учителем нового материала ученики за компьютерами работают над отдельными вопросами, с дополнительной информацией и выполняют задания на компьютере.
3. Урок на основе индивидуального изучения конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.
4. «Диагональная схема» урока. Класс разбивается на три-пять групп. Каждой из них дается задание на урок, включающее и 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Пока одна группа работает на компьютерах, остальные заняты другими формами работы, в том числе и с использованием печатных учебников.
5. Урок на основе групповой работы. Несколько групп за компьютерами, связанными локальной сетью, изучают различный материал по заранее подготовленным преподавателем инструкциям. Ученики каждой группы готовят выступление по результатам проделанной работы, сопровождая его показом иллюстративного ряда.
6. Урок на основе использования Интернет-ресурса в качестве дидактического средства. Большую часть урока ученики работают с компьютерной информацией по карточкам-заданиям. Демонстрируется ссылка сайт, с которым обучаемые работают по индивидуально-групповой схеме. Составляют схемы, таблицы, диаграммы, выполняют полученные задания и результаты работы оформляют, используя различные приложения Microsoft Office.
Проведение уроков в компьютерном классе позволило создать систему мониторинга уровня знаний с помощью тестовых сред. Были созданы тесты для проверки знаний по уроку, по теме и по разделу. Тестирование проводится как в начале урока по предыдущей теме, так и в завершении изучения нового материала. Мгновенная оценка работы ученика компьютерной программой решает несколько проблем. В том числе объективности контроля, закрепления знаний, создания ситуации успеха, поскольку при неудовлетворительном результате ученику предлагается самостоятельно восполнить пробелы в знаниях, отыскав правильные ответы.
Для оценки уровня учащихся мотивации и познавательной активности старшеклассников был использован диагностический метод мотивации учения и эмоционального отношения к учению основанный на опроснике Ч.Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой, 1987г.), направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева. Было проведено два среза. По полученным данным учащихся можно разделить на 5 групп с различным уровнем мотивации.
Сравнительный анализ уровня мотивации школьников на 1 и 2 срезах показывает, что у учащихся происходят значимые сдвиги в сторону позитивного отношения к учению. Изменения можно проследить в таблице 1.
Таблица 1. Динамика изменения уровня мотивации к учению:

Уровень мотивации

Характеристика уровня мотивации

2017-2018 учебный год

2018-2019 учебный год

1уровень
продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему
6,2
11,3
2 уровень
продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению
29,3
38,1
3уровень
средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией
48,5
43,6
4уровень
сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению
8
6
5уровень
резко отрицательное отношение к учению
8
1
Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности реализуемых приемов и методов обучения, направленных на формирование положительной мотивации учения, воспитание личности безопасного типа, обеспечение успешного обучения школьников ОБЖ на основе применения современных педагогических технологий, создание условий для самореализации школьников в учебной деятельности.
На основе анализа результатов проведенной работы были сделаны следующие выводы:
- мотивация учения обучающихся на уроках ОБЖ к 9 классу в течение трех лет изменяется, что объясняется превращением ученика из объекта учебного процесса в его субъект посредством применения новых педагогических технологий в процессе обучения;
- формирование мотивации обучения способствует повышению качества образования.
Библиографический список:
1. Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2002.– № 4.– с. 12–23.
2. Воробьева, М.И. Фалеева. – М.: Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2002. – 335 с.
3. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999. – 150 с.
4. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 1999.– 120 с.
5. Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с.4–5.
6. Котов В. А., преподаватель-организатор ОБЖ МОУ «СОШ № 40» г. Старый Оскол, опыт работы по теме: «Повышение познавательной активности старшеклассников в процессе преподавания ОБЖ на основе применения современных компьютерных технологий»
7. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208 с.
8. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/ И.С.Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
2021