Библиографическое описание:
Долинина Н.Н. Использование в образовательном процессе пособия «Круги Луллия» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
В настоящее время мир вокруг нас стремительно меняется. Педагогам сложнее стало влиять на мировоззрение детей, формировать их представления, знания и навыки. Современные условия требуют от детей умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Ребенку нужно уметь видеть проблему в целом, предвидеть отдаленные последствия своих поступков. Следовательно, педагог должен в своей работе стремиться сделать обучение развивающим, то есть направленным не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. Педагогу необходимо поддерживать у детей интерес к познанию своим вниманием и вызывать положительные эмоции, такие как удивление и радость. Это создает у ребенка уверенность в своих силах, порождает познавательную активность, жажду новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, исследовать, искать новые сведения о мире.
Исследования показывают, что освоив основные мыслительные операции по созданию творческого продукта, ребенок стремится к новым знаниям и успешно учится в школе. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
Ценным средством воспитания познавательной активности детей является дидактическая игра, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Лёгкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой, неоднократно подчеркивал К.Д. Ушинский. Такого же мнения придерживались и ведущие отечественные педагоги А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др. В играх дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. Психологами Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и др. установлено влияние игровой деятельности на психическое, интеллектуальное и нравственно-волевое развитие дошкольника. Именно в играх наиболее эффективно происходит развитие и обучение детей, так как это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Наиболее эффективно в работе с детьми использование дидактических игр в сочетании с проблемными ситуациями. Такие игры положительно влияют на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Из всего многообразия пособий обратить внимание хочу на интереснейшее пособие «Круги Луллия».
«Круги Луллия» построены на изобретении Раймонда Луллия. Французский монах, богослов и алхимик Раймонд Луллий в XIII веке создал логическую машину, представляющую собой бумажные круги для открытия новых истин и умозаключений. Круги разного диаметра, нанизанные на общий стержень, и представляют собой пособие «Круги Луллия». В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Если привести систему кругов во вращение, можно получить, по замыслу Луллия, ответ на любой вопрос, связанный с аксиомами, начертанными на кругах. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Иными словами, Луллий считал, что его машина охватывала все знания, которые может вместить наш разум.
В дошкольном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Для работы с детьми четвертого года жизни берут только два круга разного диаметра с четырьмя секторами на каждом. В работе с детьми пятого года жизни возможно использовать два-три круга по четыре-шесть секторов на каждом. Дети седьмого года жизни справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с восьмью секторами.
Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка. Перемещая картинки, ребенок ищет нужный результат. Например: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Чей хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда»). Содержание пособия можно подобрать по темам недели, постепенно усложняя.
Простота конструкции понятна и интересна детям, а эффект огромен. Педагог не даёт детям готовые знания, а учит находить их, приглашает к рассуждению для поиска ответа. Обнаружив проблему, дети строят предположения, выдвигают гипотезы, аргументируют их, анализируют полученные факты и обобщают их. Основным средством обучения выступает самостоятельный поиск верного ответа. Поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в детях азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает необходимость в оценке, и дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться, или высказать неправильное мнение. Необычная форма заданий позволяет не только научить различать признаки предметов, но и развивает умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). Кроме того «Круги Луллия» вносят элемент игры в занятие и помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, постепенно расширяя и углубляя знания детей, развивают наблюдательность, внимание, память и интеллектуально – творческие способности детей, способствуют развитию творческого воображения (фантастическое преобразование объектов); создают условия для формирования способности увидеть суть проблемы. А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Таким образом «Круги Луллия» можно применять в любой из образовательных областей, сочетая образование, воспитание и развитие детей в игре.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: развитие навыков общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и навыков контроля собственных действий;
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях между объектами;
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: создание замысла;
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.
Однако, чтобы развитие знаний и представлений у детей проходило эффективно, необходимо соблюдать некоторые условия:
1. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы;
2. В играх необходимо закреплять знания, полученные на занятиях;
3. Нужно учитывать уровень подготовленности детей
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний (например, на один круг прикрепляются изображения животных, на второй детёныши этих животных). Детям предлагается подобрать для каждого детёныша маму;
На развитие воображения, фантазии и творчества (например, при выпадении медведя и зайчонка придумать, как малыш оказался в такой ситуации; или придумать чему медведь может зайчонка научить и т. п.).
Раймонд Луллий предлагал использовать это пособие в трёх вариантах:
Первый вариант: найди реальное сочетание. Если на первом круге расположены изображения животных, то на втором можно разместить изображения детёнышей, еды, жилища (т. е. «Чей детёныш?»; «Где живёт?»; «Чем питается?»). После вращения верхнего круга нужно крутить второй и под стрелкой объединить картинки, формирующие реальную картину мира.
Второй вариант: найди несоответствие (объясни необычное сочетание). Для этого крутим круги, смотрим, что получилось под стрелкой, исправляем несоответствие. В пределах одного сектора мы решаем реальную логическую задачу.
Третий вариант: составление рассказа по любой выпавшей комбинации. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может. Круги раскручиваем в хаотичном порядке и по любой выпавшей комбинации составляем небольшой рассказ или историю. Вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане, активизируют мышление детей.
Можно дополнить четвертым вариантом: решение проблемы. Учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Для примера можно взять развитие знаний о животных у детей пятого года жизни. Используя «Круги Луллия» для развития знаний о животных можно избежать скучного и неинтересного погружения детей в мир научных понятий, создать благоприятную атмосферу на занятиях и превратить знакомство с животными в увлекательное приключение. Можно дать детям представление о животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей, показать взаимосвязь со средой обитания и приспособленность к условиям существования. С помощью «Кругов Луллия» педагог может помочь детям осознать то, что все животные связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие).
В играх с «Кругами Луллия», направленных на развитие знаний о животных, опираясь на имеющиеся знания и представления, дети углубляют знания о них, так как требуется их использовать в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно находят признаки сходства и различия, выделяют характерные, называют их, решают разнообразные мыслительные задачи.
В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми животными. На пятом году жизни педагоги знакомят детей: с новыми представителями животных и их детёнышами; с особенностями внешнего строения (внешний вид животного, его жизненные проявления, части тела, издаваемые звуки, характерные движения); с изменениями во внешнем виде (строении) в процессе роста и развития (некоторые яркие стадии и их последовательность); со способами приспособления животных к изменяющимся сезонным условиям среды; с признаками живого у животных (двигаются, питаются, дышат, растут).
Достаточно легко дети находят различия и общие признаки, т. е. появляется возможность познакомить их с классификацией животных. У детей формируется большое количество разных обобщений: живое - неживое, рыбы, птицы, звери, насекомые, среда обитания и др. В основу формирования у детей обобщенных представлений (основание для группировки) могут быть положены:
1) степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние и дикие животные), приносимая польза;
2) способ питания (хищные, растительноядные, всеядные);
3) среда обитания (наземные, наземно-воздушные, водные, наземноводные); установление связей приспособления отдельных хорошо знакомых детям животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т. д.);
4) способ передвижения (летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т.д.);
Указанные способы группировки животных дают возможность упорядочить конкретные знания детей о многообразии животного мира.
Все дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей, по мере усвоения материала, от простого к сложному. Изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Усложнение - идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность. Используя «Круги Луллия» в играх для развития знаний о животных у детей пятого года жизни в начале обучения стоит использовать только два круга по четыре сектора на каждом, далее постепенно усложняя: добавляя сектора и дополнительный круг.
Также, в начале обучения следует давать задания на реальное сочетание объектов, т. е. под стрелкой объединить картинки, формирующие реальную картину мира: «Чей детёныш?»; «Где живёт?»; «Чем питается?». Далее, усложняя обучение можно дать задания на нахождение несоответствия. Дальнейшим усложнением будет создание фантастических историй, выявление проблемы и поиск её решения.
В какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально решает педагог в каждом конкретном случае. Тем не менее, когда работа проводится в групповой форме, у детей развивается способность сомневаться и критически мыслить. В совместной деятельности со сверстниками ребёнок может высказывать свои мысли, следить за ответами товарищей, сравнивать, оценивать, соглашаться или не соглашаться, спорить, делать выводы. Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Каждому ребёнку предоставляется возможность применить свои полученные ранее знания, они становятся необходимыми, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях способствует присутствие сказочного персонажа (например, Старичка-Лесовичка и т. п.). Сказочный персонаж может предложить детям решить проблему (звери заблудились – найди, кто где живёт; детки потерялись – найди каждому маму; и т. п.), пробуждает в детях заинтересованность, радость самостоятельных находок, радость познания. Также он может наблюдать за соблюдением правил игры (раскручивать круги и отвечать по очереди, спорить, не оскорбляя друг друга, а просто высказывая своё мнение и т. п.). А в конце игры поможет обобщить высказывания детей, подвести их к правильному решению. Очень важно правильно оценить, как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание нужно уделять неправильным ответам. Анализировать их вместе с детьми, помогать понять им свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. По сути – это этап закрепления материала, дети еще раз убеждаются, что выбрано верное решение. Сказочный персонаж поощряет познавательную активность ребёнка, поддерживает его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.
В игре обнаруживается уровень знаний детей, проявляются особенности характера каждого ребёнка. Поэтому игра требует индивидуального подхода. Сказочный персонаж (или педагог) косвенно руководит игрой, используя наводящие вопросы, активизирующие психические процессы детей. При этом недопустимы прямые указания и замечания в адрес играющего ребёнка, так как это может вывести его из состояния включенности в игру. Так как каждый ребёнок обладает индивидуальными особенностями, нужно это учитывать при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Робким и застенчивым детям необходимо помочь преодолеть застенчивость, их нужно одобрять и хвалить за малейшую удачу, стараться приучить выступать перед коллективом.
Кроме того, когда найден ответ, выход из проблемной ситуации, сказочный персонаж поможет детям сделать вывод. А главное, овладение знаниями о животных, помогает ребёнку осознать себя человеком и частью природы. Также эти знания являются неотъемлемой частью экологического образования.
Проводить игры необходимо систематически, поддерживая интерес детей и предоставляя им возможность применять полученные на занятиях знания на практике. Частое повторение игры развивает самостоятельность детей – им нравится играть без воспитателя.
Таким образом, можно утверждать, что помощью пособия «Круги Луллия» обучение проходит гораздо эффективнее, появляется возможность изучать учебный материал в игровой, занимательной форме, дети меньше утомляются, лучше усваивают и запоминают материал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. и др. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
2. Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина. – М.: Прометей, 2013. - 253 с.
3. Газина О.М. Знакомим дошкольников с миром животных / Газина О. М. // Воспитатель ДОУ. М. Сфера №12, 2013.
4. Сидорчук Т.А., С.В.Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2019.
5. Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015.
6. Рябенко В. Современные научные исследования проблем экологического образования детей, [Электронный ресурс] / В. Рябенко – Режим доступа: https://magref.ru/sovremennyie-nauchnyie-issledovaniya-problem-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey / свободный. - Современные научные исследования проблем экологического образования детей.
Долинина Н.Н. Использование в образовательном процессе пособия «Круги Луллия» // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/71-2.pdf.
В настоящее время мир вокруг нас стремительно меняется. Педагогам сложнее стало влиять на мировоззрение детей, формировать их представления, знания и навыки. Современные условия требуют от детей умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Ребенку нужно уметь видеть проблему в целом, предвидеть отдаленные последствия своих поступков. Следовательно, педагог должен в своей работе стремиться сделать обучение развивающим, то есть направленным не столько на накопление знаний, сколько на развитие умения думать, рассуждать, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. Педагогу необходимо поддерживать у детей интерес к познанию своим вниманием и вызывать положительные эмоции, такие как удивление и радость. Это создает у ребенка уверенность в своих силах, порождает познавательную активность, жажду новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, исследовать, искать новые сведения о мире.
Исследования показывают, что освоив основные мыслительные операции по созданию творческого продукта, ребенок стремится к новым знаниям и успешно учится в школе. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
Ценным средством воспитания познавательной активности детей является дидактическая игра, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Лёгкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой, неоднократно подчеркивал К.Д. Ушинский. Такого же мнения придерживались и ведущие отечественные педагоги А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др. В играх дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания. Психологами Д.Б. Элькониным, Л.С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и др. установлено влияние игровой деятельности на психическое, интеллектуальное и нравственно-волевое развитие дошкольника. Именно в играх наиболее эффективно происходит развитие и обучение детей, так как это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Наиболее эффективно в работе с детьми использование дидактических игр в сочетании с проблемными ситуациями. Такие игры положительно влияют на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Из всего многообразия пособий обратить внимание хочу на интереснейшее пособие «Круги Луллия».
«Круги Луллия» построены на изобретении Раймонда Луллия. Французский монах, богослов и алхимик Раймонд Луллий в XIII веке создал логическую машину, представляющую собой бумажные круги для открытия новых истин и умозаключений. Круги разного диаметра, нанизанные на общий стержень, и представляют собой пособие «Круги Луллия». В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Если привести систему кругов во вращение, можно получить, по замыслу Луллия, ответ на любой вопрос, связанный с аксиомами, начертанными на кругах. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. Иными словами, Луллий считал, что его машина охватывала все знания, которые может вместить наш разум.
В дошкольном образовательном процессе это круги с картинками, подобранные по изучаемым темам («Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Деревья» и др.). Для работы с детьми четвертого года жизни берут только два круга разного диаметра с четырьмя секторами на каждом. В работе с детьми пятого года жизни возможно использовать два-три круга по четыре-шесть секторов на каждом. Дети седьмого года жизни справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с восьмью секторами.
Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка. Перемещая картинки, ребенок ищет нужный результат. Например: «Подбери цвет» (в темах «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»), «Чей хвост», «Чей малыш?» (в теме «Животные»), «Соедини части в целое» (в темах «Посуда», «Обувь», «Одежда»). Содержание пособия можно подобрать по темам недели, постепенно усложняя.
Простота конструкции понятна и интересна детям, а эффект огромен. Педагог не даёт детям готовые знания, а учит находить их, приглашает к рассуждению для поиска ответа. Обнаружив проблему, дети строят предположения, выдвигают гипотезы, аргументируют их, анализируют полученные факты и обобщают их. Основным средством обучения выступает самостоятельный поиск верного ответа. Поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в детях азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает необходимость в оценке, и дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться, или высказать неправильное мнение. Необычная форма заданий позволяет не только научить различать признаки предметов, но и развивает умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения). Кроме того «Круги Луллия» вносят элемент игры в занятие и помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу, постепенно расширяя и углубляя знания детей, развивают наблюдательность, внимание, память и интеллектуально – творческие способности детей, способствуют развитию творческого воображения (фантастическое преобразование объектов); создают условия для формирования способности увидеть суть проблемы. А самое главное – они создают для ребенка условия для того, чтобы почувствовать себя творцом, умеющим объяснять, сочинять, решать, пусть пока сказочные, но проблемы и обрести веру в свой успех.
Таким образом «Круги Луллия» можно применять в любой из образовательных областей, сочетая образование, воспитание и развитие детей в игре.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: развитие навыков общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и навыков контроля собственных действий;
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о их свойствах и отношениях между объектами;
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: создание замысла;
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.
Однако, чтобы развитие знаний и представлений у детей проходило эффективно, необходимо соблюдать некоторые условия:
1. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы;
2. В играх необходимо закреплять знания, полученные на занятиях;
3. Нужно учитывать уровень подготовленности детей
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний (например, на один круг прикрепляются изображения животных, на второй детёныши этих животных). Детям предлагается подобрать для каждого детёныша маму;
На развитие воображения, фантазии и творчества (например, при выпадении медведя и зайчонка придумать, как малыш оказался в такой ситуации; или придумать чему медведь может зайчонка научить и т. п.).
Раймонд Луллий предлагал использовать это пособие в трёх вариантах:
Первый вариант: найди реальное сочетание. Если на первом круге расположены изображения животных, то на втором можно разместить изображения детёнышей, еды, жилища (т. е. «Чей детёныш?»; «Где живёт?»; «Чем питается?»). После вращения верхнего круга нужно крутить второй и под стрелкой объединить картинки, формирующие реальную картину мира.
Второй вариант: найди несоответствие (объясни необычное сочетание). Для этого крутим круги, смотрим, что получилось под стрелкой, исправляем несоответствие. В пределах одного сектора мы решаем реальную логическую задачу.
Третий вариант: составление рассказа по любой выпавшей комбинации. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может. Круги раскручиваем в хаотичном порядке и по любой выпавшей комбинации составляем небольшой рассказ или историю. Вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане, активизируют мышление детей.
Можно дополнить четвертым вариантом: решение проблемы. Учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Для примера можно взять развитие знаний о животных у детей пятого года жизни. Используя «Круги Луллия» для развития знаний о животных можно избежать скучного и неинтересного погружения детей в мир научных понятий, создать благоприятную атмосферу на занятиях и превратить знакомство с животными в увлекательное приключение. Можно дать детям представление о животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах удовлетворения этих потребностей, показать взаимосвязь со средой обитания и приспособленность к условиям существования. С помощью «Кругов Луллия» педагог может помочь детям осознать то, что все животные связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие).
В играх с «Кругами Луллия», направленных на развитие знаний о животных, опираясь на имеющиеся знания и представления, дети углубляют знания о них, так как требуется их использовать в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно находят признаки сходства и различия, выделяют характерные, называют их, решают разнообразные мыслительные задачи.
В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми животными. На пятом году жизни педагоги знакомят детей: с новыми представителями животных и их детёнышами; с особенностями внешнего строения (внешний вид животного, его жизненные проявления, части тела, издаваемые звуки, характерные движения); с изменениями во внешнем виде (строении) в процессе роста и развития (некоторые яркие стадии и их последовательность); со способами приспособления животных к изменяющимся сезонным условиям среды; с признаками живого у животных (двигаются, питаются, дышат, растут).
Достаточно легко дети находят различия и общие признаки, т. е. появляется возможность познакомить их с классификацией животных. У детей формируется большое количество разных обобщений: живое - неживое, рыбы, птицы, звери, насекомые, среда обитания и др. В основу формирования у детей обобщенных представлений (основание для группировки) могут быть положены:
1) степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние и дикие животные), приносимая польза;
2) способ питания (хищные, растительноядные, всеядные);
3) среда обитания (наземные, наземно-воздушные, водные, наземноводные); установление связей приспособления отдельных хорошо знакомых детям животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т. д.);
4) способ передвижения (летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т.д.);
Указанные способы группировки животных дают возможность упорядочить конкретные знания детей о многообразии животного мира.
Все дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей, по мере усвоения материала, от простого к сложному. Изучение нового в процессе обучения должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Усложнение - идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность. Используя «Круги Луллия» в играх для развития знаний о животных у детей пятого года жизни в начале обучения стоит использовать только два круга по четыре сектора на каждом, далее постепенно усложняя: добавляя сектора и дополнительный круг.
Также, в начале обучения следует давать задания на реальное сочетание объектов, т. е. под стрелкой объединить картинки, формирующие реальную картину мира: «Чей детёныш?»; «Где живёт?»; «Чем питается?». Далее, усложняя обучение можно дать задания на нахождение несоответствия. Дальнейшим усложнением будет создание фантастических историй, выявление проблемы и поиск её решения.
В какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально решает педагог в каждом конкретном случае. Тем не менее, когда работа проводится в групповой форме, у детей развивается способность сомневаться и критически мыслить. В совместной деятельности со сверстниками ребёнок может высказывать свои мысли, следить за ответами товарищей, сравнивать, оценивать, соглашаться или не соглашаться, спорить, делать выводы. Ребёнку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Каждому ребёнку предоставляется возможность применить свои полученные ранее знания, они становятся необходимыми, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
Созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях способствует присутствие сказочного персонажа (например, Старичка-Лесовичка и т. п.). Сказочный персонаж может предложить детям решить проблему (звери заблудились – найди, кто где живёт; детки потерялись – найди каждому маму; и т. п.), пробуждает в детях заинтересованность, радость самостоятельных находок, радость познания. Также он может наблюдать за соблюдением правил игры (раскручивать круги и отвечать по очереди, спорить, не оскорбляя друг друга, а просто высказывая своё мнение и т. п.). А в конце игры поможет обобщить высказывания детей, подвести их к правильному решению. Очень важно правильно оценить, как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание нужно уделять неправильным ответам. Анализировать их вместе с детьми, помогать понять им свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. По сути – это этап закрепления материала, дети еще раз убеждаются, что выбрано верное решение. Сказочный персонаж поощряет познавательную активность ребёнка, поддерживает его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.
В игре обнаруживается уровень знаний детей, проявляются особенности характера каждого ребёнка. Поэтому игра требует индивидуального подхода. Сказочный персонаж (или педагог) косвенно руководит игрой, используя наводящие вопросы, активизирующие психические процессы детей. При этом недопустимы прямые указания и замечания в адрес играющего ребёнка, так как это может вывести его из состояния включенности в игру. Так как каждый ребёнок обладает индивидуальными особенностями, нужно это учитывать при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Робким и застенчивым детям необходимо помочь преодолеть застенчивость, их нужно одобрять и хвалить за малейшую удачу, стараться приучить выступать перед коллективом.
Кроме того, когда найден ответ, выход из проблемной ситуации, сказочный персонаж поможет детям сделать вывод. А главное, овладение знаниями о животных, помогает ребёнку осознать себя человеком и частью природы. Также эти знания являются неотъемлемой частью экологического образования.
Проводить игры необходимо систематически, поддерживая интерес детей и предоставляя им возможность применять полученные на занятиях знания на практике. Частое повторение игры развивает самостоятельность детей – им нравится играть без воспитателя.
Таким образом, можно утверждать, что помощью пособия «Круги Луллия» обучение проходит гораздо эффективнее, появляется возможность изучать учебный материал в игровой, занимательной форме, дети меньше утомляются, лучше усваивают и запоминают материал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. и др. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
2. Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина. – М.: Прометей, 2013. - 253 с.
3. Газина О.М. Знакомим дошкольников с миром животных / Газина О. М. // Воспитатель ДОУ. М. Сфера №12, 2013.
4. Сидорчук Т.А., С.В.Лелюх Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2019.
5. Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю. Технология развития интеллекта дошкольников. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015.
6. Рябенко В. Современные научные исследования проблем экологического образования детей, [Электронный ресурс] / В. Рябенко – Режим доступа: https://magref.ru/sovremennyie-nauchnyie-issledovaniya-problem-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey / свободный. - Современные научные исследования проблем экологического образования детей.