НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Коренева А.А. Развитие мотивации у детей подготовительной к школе группы

Библиографическое описание:
Коренева А.А. Развитие мотивации у детей подготовительной к школе группы // Образовательный альманах. 2023. № 11 (73). Часть 3. URL: https://f.almanah.su/2023/73-3.pdf.

Мотивация играет ключевую роль в процессе обучения и успешной адаптации ребенка в школе. Поэтому, создание стимулирующей обстановки, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, положительное подкрепление, помощь в установлении целей и создание положительной атмосферы в группе - все это способы, которые помогут развить мотивацию у детей и подготовить их к успешной адаптации в школе.

Говоря о мотивах учения в структуре стартовой готовности к школе, имеются в виду те факторы внешнего и внутреннего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение новых знаний на данном этапе развития и которые могут служить основой для формирования собственно учебных мотивов в школе.

Учебная деятельность дошкольников побуждается системой разнообразных мотивов. В структуре мотивов обычно выделяют шесть групп мотивов.

Первую группу определяют социальные мотивы, основанные на необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника.

Ко второй группе относятся учебно-познавательные мотивы, то есть интерес к новой информации.

Третья группа это - оценочные мотивы, а именно стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение.

В четвертую группу входят позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника.

К пятой группе относятся внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказали родители»).

Шестая группа игровых мотив, неадекватно перенесенных в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.

Что же поможет развить мотивацию у детей в группе подготовки к школе? Во-первых, важно создать стимулирующую обстановку, где дети будут чувствовать себя заинтересованными и вовлеченными в обучение. Для этого необходимо использовать разнообразные методы и формы работы, которые будут интересны и понятны детям. Игры, конкурсы, групповые задания и творческие проекты могут помочь привлечь внимание и мотивацию детей. Например, можно проводить соревнования по выполнению заданий, где дети будут получать награды и похвалу за свои достижения. Это поможет им чувствовать себя ценными и мотивированными к дальнейшему обучению.

Во-вторых, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый ребенок имеет свои интересы, потребности и способности, поэтому важно адаптировать образовательную программу под них. Например, если ребенок проявляет больший интерес к математике, можно предложить ему дополнительные задания и материалы по этой теме, чтобы поддержать его мотивацию и развить его способности. Важно также учитывать ритм и темп обучения каждого ребенка, чтобы не создавать лишнего давления или ограничений на его развитие.

В-третьих, положительное подкрепление и поощрение играют важную роль в развитии мотивации у детей. Ребенок должен получать поддержку и признание за свои достижения и усилия. Родители и педагоги могут выражать свою радость и гордость за каждый прогресс ребенка, что поможет ему чувствовать себя ценным и мотивированным. Необходимо поощрять их усилия, даже если результаты не всегда идеальны. Это поможет детям развивать уверенность в себе и стремиться к новым достижениям.

Также важно помочь детям установить цели и планы на будущее. Ребенок должен видеть смысл и значимость своих усилий. Например, можно помочь ребенку поставить перед собой цель по освоению определенных навыков или достижению успеха в конкретной области. Это поможет ребенку ориентироваться на результат и сохранять мотивацию на протяжении всего процесса обучения.

Положительная атмосфера в группе играет немаловажную роль. Дети должны чувствовать себя комфортно и безопасно, чтобы могли свободно выражать свои мысли и идеи. Это поможет им развивать свою мотивацию и уверенность в себе. Педагоги могут создавать условия для сотрудничества и взаимодействия между детьми, что поможет им поддерживать мотивацию друг друга. Важно также учить детей быть терпимыми и уважительными к мнению других, что способствует развитию их социальных навыков.

Важно также помнить, что мотивация у детей может меняться со временем и в зависимости от различных факторов. Поэтому, родители и педагоги должны быть готовы адаптировать свои подходы и методы работы с детьми, чтобы поддерживать и развивать их мотивацию

В заключение, развитие мотивации у детей подготовительной к школе группы является важной задачей для родителей и педагогов. Создание стимулирующей обстановки, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, положительное подкрепление, помощь в установлении целей и создание положительной атмосферы в группе - все это способы, которые помогут развить мотивацию у детей и подготовить их к успешной адаптации в школе. Развитие мотивации у детей - это долгосрочный процесс, который требует постоянной работы и внимания со стороны взрослых. Однако, результаты такой работы будут оправданы, так как мотивированный ребенок будет готов к новым знаниям и испытаниям, которые ждут его в школе.

Список литературы:

1. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику: - СПб: Валери СПД, 2002. - 180 с.

2. Севостьянова Е.О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения: - М.: 2006. - 226 с.

3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии: - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. - 176 с.
2023