НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Булыгина Е. Л., Берестнева В. В. Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


С каждым годом растет количество детей с отклонениями в речевом развитии. Это напрямую связано с тем, что в настоящее время родители стали меньше общаться с детьми, у детей появились гаджеты, на детской одежде присутствуют липучки вместо шнурков и пуговиц, что препятствует речевому развитию. Если страдает речь, как правило, ребенок будет отставать и в физическом и психическом развитии. Поэтому для полноценного развития детей важно начинать работу по речевому развитию с самого раннего возраста.
Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления.
Развивать речь детей важно начинать с самого раннего возраста, именно от уровня сформированности речи зависит насколько легко ребенок освоит процессы письма и чтения в дошкольном и школьном возрасте.
Вернувшись к истории можно проследить процесс развития речи общества, первым средством общения были жесты. В дальнейшем жесты стали сопровождаться возгласами и криками. Для того, чтобы появилась речь словесная, которой мы пользуемся в настоящее время, потребовались тысячелетия. Развитие речи на протяжении долгого времени сопровождалось жестикуляцией, что вело за собой развитие речи.
Процесс развития речи у дошкольников также протекает, как и в прошлом. Сначала у ребенка появляются жесты, затем движения пальцев рук, появляется артикуляция слогов, что способствует речевому развитию. Насколько успешным будет совершенствоваться речь ребенка зависит от степени тренировки движений пальцев.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальцами и ладонями.
Начинать работу по развитию мелкой моторики следует начинать с самого младенчества, еще грудному младенцу необходимо массировать пальчики, тем самым воздействуя на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. Если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика долго неумело держат ложку, карандаш, не умеют застегивать пуговицы, шнуровать обувь. Такие дети не проявляют интерес к конструктору с мелкими деталями, они испытывают трудности в собирании пазлов, в выкладывании фигур из счетных палочек. Как правило, отстают от сверстников в продуктивных видах деятельности, отказываются от аппликации и лепки.
Учеными доказано, что в головном мозге человека речевая область находится рядом с двигательной областью. Следовательно, развитие мелкой моторики ребенка стимулирует речевое развитие, а значит и улучшению артикуляционных движений, четкости звукопроизношения, ребенок легче освоит письмо. Регулярные тренировки движений пальцев и кистей рук будут стимулировать развитие речи у детей. Самые обычные движения пальцев рук помогают убрать напряжение артикуляционного аппарата, снять умственное напряжение.
Дети, обладающие высоким уровнем мелкой моторики, способны логически мыслить, у них развита память, внимание и связная речь.
Исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если у ребенка движения пальцев рук соответствует возрасту, следственно и речевое развитие будет соответствовать возрасту. Сухомлинский отмечал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Мария Монтессори отметила взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речевым развитием детей. Если ребенок плохо говорит, следственно у него недостаточно развита мелкая моторика.
По уровню развития мелкой моторики можно судить о готовности ребенка к школе, если мелкая моторика будущего первоклассника развита, следственно ребенок легко освоит школьную программу. Дети с достаточно развитой мелкой моторикой умеют логически мыслить и рассуждать, имеют хорошую память, внимательны, что обеспечивает успешную учебу в школе.
Мелкую моторику рук развивают: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук и пальцев, рисование и раскрашивание, конструирование, ниткография, рисование, пальчиковый театр, шнуровка, вырезание ножницами, графические упражнения, штриховка, пластилинография, лепка из пластилина, глины, соленого теста, плетение, складывание оригами из бумаги, игры с песком и водой, игры с предметами домашнего обихода ( фасоль, кофейные зерна, макароны различной формы, крупа, прищепки, мелкие камешки, бусы). Упражнений на развитие мелкой моторики очень много. При выборе и изготовлении заданий и упражнений необходимо применить фантазию. Многие пособия можно изготовить из подручных средств.
В работе по развитию мелкой моторики необходимо соблюдать следующие правила:
·          Упражнения необходимо выполнять регулярно.
·          Начинать следует от самых простых действий, по ходу их освоения постепенно переходить к более сложным упражнениям.
·          Работу нужно вести в системе.
·          Учитывать индивидуальные особенности ребенка.
·          Следить за правильностью выполнения упражнений.
·          Необходимо подкреплять интерес ребенка к выполнению заданий.
·          Необходимо чередовать новые и старые упражнения и игры.
·          Необходимо хвалить ребенка за успехи!
Следует начинать работу по развитию мелкой моторики с самого раннего возраста, наряду с этим у ребенка будет развиваться речь и мышление ребенка, ребенок будет успешно осваивать многие виды деятельности в детском саду и в дальнейшем в школе.
Библиографический список
1.       А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»
2.       А.М. Бородич «Теория и методика развития речи»
3.       Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»
4.       Г.А. Османов «Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику»
2020