Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (48) https://f.almanah.su/48.pdf
Актуальность данной темы проявляется в необходимости возрождения и собирания положительных семейных традиций, организации обмена положительным опытом семейного воспитания, что является задачей всей системы воспитания России.
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Но важно семью рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев. [6]
Семейные традиции – это духовный феномен, заключающийся в процессе создания в пределах семьи никакими юридическими законами не регламентированных ном и ценностей, принимающих статус незыблемого семейного закона.
Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколений в поколения. Т.е. к традициям семьи можно отнести:
− манеры поведения, общения друг с другом;
− способы распоряжения средствами;
− способы воспитания детей;
− семейный отдых и многое другое.
Патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранения культурных традиций. Бабушки и дедушки все реже передают традиции семьи, особенно если они не живут вместе с внуками. Да и сами родители крайне редко, например, играют с детьми в игры своего детства и рассказывают малышам сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребенок узнает о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с фольклором, со старинными вещами в музеях народного творчества, с жизнью и историей своей страны.[5]
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого должны быть педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной и воспитательной работе. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Всю работу детского сада с семьей С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Л. П. Тарасова делят на две основные группы: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся беседы, консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, родительские конференции, дни открытых дверей, педагогический лекторий. К индивидуальным формам относятся также беседы, консультации и посещение семьи ребенка.
Существует и другая классификация форм работы с родителями. [1]
Формы работы с семьей внутри детского сада
Формы работы детского сада за пределами детского сада
· Презентация дошкольного учреждения
· Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей
· Педагогический совет с участием родителей
· Посещение семьи
· Педагогические беседы с родителями
· Тематические консультации
· Групповые собрания родителей
· «Круглый стол» с родителями
· Конференция с родителями
· Общие собрания с родителями
· Наглядная пропаганда
· Университет педагогических знаний и лекторий
· Киноуниверситет или кинолекторий
· Школы для родителей
· Читательские конференции по книгам о воспитании
· Тематические выставки
· Информационные бюллетени
· Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях
· Родительские конференции
· Консультации для родителей
· Библиотечки для родителей при ДОУ
· Выступления воспитанников детских садов
· Выступления педагогов
Анализ работ Н.А. Каратаевой [3], В.П. Новикова [4] позволил выделить инновационную форму взаимодействия с семьей – родительский клуб.
Семейный клуб – это неформальное объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. [2] Обычно они организуются педагогами и родителями. Деятельность родительских клубов основана на добровольных началах.
В практической части нашего исследования мы провели диагностику педагогов и родителей с целью выяснения их представлений о семейных традициях, их позиции на проблему возрождения семейных традиций. Обобщение полученных данных констатирующего этапа исследования позволил сделать общий вывод о том, что и родители и воспитатели имеют представление о семейных традициях, но не осведомлены об их разнообразии. В 46 % семей сохраняются и поддерживаются определенные традиции. Опрос родителей показал, что литература и советы педагогов представляют для родителей достаточную значимость. Но, тем не менее, по опыту рассмотренного нами детского сада мы можем наблюдать, что ведется систематическая работа по возрождению семейных традиций.
Также нами был проанализирован передовой опыт работы детских садов России по организации работы с родителями. Опыт коллег всегда обогащает работу, заставляет сравнивать и анализировать, выделять главное и избегать ошибок.
Наиболее популярными формами взаимодействия ДОУ с родителями являются:
· родительские собрания
· дни открытых дверей
· совместные праздники
· педагогические беседы
· библиотека для родителей
Инновационными формами работы с семьей в практике детских садов являются следующие:
· тематический вечер
· педагогическая гостиная
· создание музея
· дни семьи
· игровой практикум
· газета для родителей
· семейный клуб/клуб для родителей
На следующем этапе работы на основании анализа литературы и опыта работы МДОУ по возрождению семейных традиций нами было осуществлено проектирование деятельности в рамках родительского клуба.
Анализ научной литературы и передового педагогического опыта позволил определить основные задачи родительского клуба:
− осуществление организационно-педагогических функций по созданию образовательной среды в МДОУ;
− создание и развитие социально-педагогической базы для воспитания и развития детей, оказания помощи родителям и педагогам в психолого-педагогическом воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания;
− создание механизма привлечения родителей в образовательное и социальное пространство ДОУ;
− создание системы взаимодействия семьи и ДОУ, ее дальнейшее развитие, выход на уровень добровольчества, родительских и детских инициатив; возрождение семейных традиций;
− повышение психолого-педагогической компетентности и социальной активности родителей.
В работе родительского клуба выделено также несколько этапов.
I этап – диагностический.
Для этого этапа нами были разработаны примерные планы бесед с родителями с целью выяснения общих сведений о семье воспитанника, воспитательных возможностей семьи, изучения семейных традиций и взаимоотношений в семье.
II этап – информационный.
Для решения задач этого этапа нами была разработана тематика мини-лектория для родителей «Традиции семьи».
Информационная часть взаимодействия с родителями осуществляется через программу мини-лектория.
Каждая тема лекции наполнена конкретным содержанием. Для осмысления информации в работе с родителями планируется использование активных методов, среди которых особая роль принадлежит анализу педагогических ситуаций. Например:
III этап – деятельностный.
Этап предполагает организацию совместной деятельности детей и их родителей. Для реализации этого составлен перспективный план работы с родителями и детьми всех возрастных групп. Эта задача решалась через организацию родительского клуба «Семейные традиции».
Цель «Родительского Клуба» - повысить активность родителей в вопросах воспитания детей, включить родителей в решение проблем ребенка в сотрудничестве с педагогами-психологами. Задачами «Родительского Клуба» является формирование образа семьи и культуры семейного воспитания в новых социально-экономических условиях, способов помощи своему ребенку в различных ситуациях, коррекция и развитие детско-родительских отношений. Раз в месяц родители собираются в нашем Центре. Каждая встреча посвящена определенной теме, которая заранее выбирается инициативной группой родителей. Проводятся психологические и практические занятия, которые помогают родителям не только в общении с детьми, но и в умении строить свое личное пространство, быть успешным в роли родителя и уметь на время выходить из этой роли. Ведь у родителей тоже есть свои потребности.
На заключительном (контрольном) этапе исследования повторно было проведено исследование детско-родительских отношений и осуществлена оценка результативности деятельности семейного клуба.
На первых встречах родители в доступной форме получили информацию о семейных традициях и способах их возрождения. Родителям были даны рекомендации по созданию новой семейной традиции.
Для оценки работы клуба как одной из форм возрождения семейных традиций родителям было предложено высказать свои суждения. Следующие суждения родителей подтверждают еще раз актуальность и востребованность педагогического просвещения и родителей и необходимость их взаимодействия под руководством специалистов МДОУ:
− Считаю, что семейные традиции очень полезны - они помогают создать "ощущение дружной семьи". Поэтому стараюсь кроме общепринятых - Новый год, Рождество вместе маленькой или большой (с родителями) семьей собираться, вводить в жизнь частные традиции - празднование годовщины совместной жизни, дня знакомства с мужем, правило "воскресный завтрак - только всей семьей только за столом и только одновременно". К последнему правилу хочу в будущем внести добавку - "и только папа готовит" - веду работу по развитию у папы условного рефлекса.
− Я люблю маленькие традиции - елку всей семьей наряжать, пасхальным яйцом друг друга угощать ну и т.п. А еще вспомнила - мы иногда первый день весны празднуем или последний день - лето провожаем - обязательно на природе.
Уже первые встречи по проблеме семейных традиций показали необходимость дальнейших встреч, которые будут продолжены.
На завершающем этапе исследования, в соответствии с задачами, на основе изученной литературы нами были составлены рекомендации по организации работы с семьей по возрождению семейных традиций
Опрос родителей в конце работы показал: удовлетворенность работой детского сада в данном направлении составила 95%, необходимость продолжения работы в данном направлении – 90 %.
Беседы, проведенные с руководителем ДОУ и воспитателями, показали, что благодаря целенаправленной работе была определена главная позиция в работе с родителями - их активное вовлечение в жизнь детского сада.
Список использованной литературы:
1. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
2. Дядюнова И.А. Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе воспитания детей дошкольного возраста // И.А. Дядюнова // Сборник «Воспитание духовной культуры детей младшего возраста». М.: Изд-во АРКТИ, 2004. с. 51–56.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.-М: СФЕРА, 2005.
4. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.,2001.
5. Рофаль Н.А. Газета для родителей// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.-2008.-№9.-с.61-66.
6. Семейное воспитание: Краткий словарь/ Сост.: И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. - М., 1990.