Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf
Одним из проблемных вопросов обучения при ФГОС является вопрос о систематизации знаний. Особенно острым он является в классах с профильным изучением математики. Так как учащиеся неплохо знают материал по отдельным темам, но не могут справиться с заданиями, требующими применить знания из разных тем, заданиями с нестандартно сформулированным вопросом и др.
Профильное обучение – система организации образования в старших классах, при которой за счет изменений образовательного процесса можно дифференцировать желание и способности учащихся, создавая образовательную среду для старшеклассников с учетом их планов на дальнейшее профессиональное обучение. Профильные классы формируются из учащихся, отличающихся уровнем знаний, поэтому одной из главных проблем в организации обучения является проблема диагностирования уровня обученности и систематизации знаний.
Из опыта работы можно сделать вывод, что некоторые учащиеся не владеют в необходимой степени опорными знаниями, умениями и навыками. Пробелы накапливаются, превращаются в тяжелый груз, мешают двигаться вперед. Никакая творческая инициатива, никакая познавательная самостоятельность не могут быть успешными, если у ученика отсутствует крепкая база элементарных умений и навыков. Известный педагог В.Ф.Шаталов по этому поводу пишет: «Без качественной диагностики уровней образовательной подготовки ученика, без своевременного определения истинных причин его ошибок во всех цепочках учебных действий, предъявляемые к ученику требования оказываются непосильными. Чем больше накопится у ученика пробелов и упущений, тем невыносимей становится для него школьная жизнь, тем беспощаднее школа калечит судьбу ребенка».
Для решения этих проблем активно используются элементы тестовой технологии. Систематизация знаний, используя тесты разного уровня, дает объективную картину реальных знаний учащихся, а это значит, что она дает возможность индивидуализировать изучаемый материал в соответствии со способностями ученика. Так как, имея результаты теста, и преподаватель, и ученик могут увидеть ошибки, которые были совершены, и определить круг вопросов, над которыми еще предстоит работать. Для реализации эффективной обратной связи используется учебно-методический комплекс, состоящий из учебников, тематических тестов и контрольных работ. УМК разработан группой авторов из НИУ ВШЭ под руководством А.П. Иванова, заведующего кафедрой математики.
Авторами разработана технология использования тестов для систематизации знаний учащихся. Использовать ее в полной мере не позволяет материально-техническая школьная база, но даже использование отдельных ее элементов дают положительные результаты.
Повышать предметные компетенции обучаемых удается за счет систематизирующего знания повторения. Например, с помощью тематических тестов [1,2,3] можно осуществить повторение по теме «Линейная функция» на следующих заданиях:
1. Через какую из точек (0,125;2,2), (1;3), (0,3;0,1), (0;7), (0,1;0,3) проходит прямая у=kх – 7,7, параллельная прямой у=80х+79?
2. Какие из прямых А) х – 3у=5; В) 3х+у=5; С) – 2х + 6у=7; Д) х + 3у = 2 параллельны.
3. Чему равно расстояние между точками пересечения прямых у=3х + 2 и у=х–5 с осью абсцисс? (с осью ординат?)
4. Найти угол между прямыми у=2х и у=-3х.
5. Чему равно расстояние от точки пересечения прямых у = 0,6х+5,6 и 5х+3у=10 до начала координат?
6. Чему равно наибольшее значение функции у =- 3х + 2 на отрезке [-1;2].
7. Написать уравнение прямой, проходящей через точки (0;2) и (-1;3).
8. Найти расстояние от начала координат до прямой у=2х – 3.
9. В какую линию переходит прямая у= - 0,75х+3 при симметрии относительно биссектрисы 2-го и 4-го координатных углов?
10. Найти функцию, обратную у = 2х – 6.
11. Чему равна площадь фигуры, задаваемой условиями
;
; 3х+2у–6
и т.д.
Неоднократное повторение заданий рассмотренного типа в процессе изучения математики позволяет систематизировать следующие предметные компетенции, без которых будет невозможно успешное изучение различных функций:
1) геометрический смысл параметров k и b в линейной функции у= kx + b;
2) знание условий принадлежности точки прямой или плоскости;
3) знание условий взаимного расположения прямых;
4) вычислительные навыки;
5) нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке и т.д.
Владение такими умениями являются обязательными для высокого уровня освоения и любых других функций.
С другой стороны эти же тесты можно использовать для создания тестовых заданий, отличающихся только уровнем сложности. В качестве примера можно привести следующую логическую цепочку задач:
1. В прямоугольнике с площадью 36 большая сторона меньше 15. Все возможные значения другой стороны образуют множество…
2. Если сумма сторон прямоугольника равна 2, то его площадь не больше чем …
3. Чтобы получить 500 г столового уксуса крепостью не менее 6% и не более 9%, разбавляя водой 60%-ую уксусную эссенцию, нужно взять ее в количестве …
4. Сплавили два металла с некоторым содержанием золота. Масса первого металла – 5кг, с содержанием золота не менее 12% и не более 32%. Масса второго сплава – 9кг, с содержанием золота не менее 40% и не более 60%. Все возможные значения доли золота в новом сплаве образуют множество …
Такие группы заданий позволяют проверить глубину стандартных знаний и умений, а также создавать узкотематические и индивидуально-ориентированные тесты, позволяющие ученику самостоятельно подниматься с первого уровня сложности до высшего.
Развитие техники, науки, общества неизменно вносят свои изменения и в педагогический процесс в целом, и в процесс обучения математике в частности. Происходит увеличение объема и сложности информации, с которой учащиеся раньше не сталкивались, и, как следствие, возникает необходимость в систематизации имеющихся информационных данных. Для совершенствования учебного процесса наиболее рациональным является использование тестов в дополнение к другим методам проверки знаний. Этот метод оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика, является одним из средств индивидуализации в учебном процессе.
Одной из главных целей использования тестовых заданий в профильных классах является систематизация знаний школьного курса математики и формирования у учащихся УУД таких, как способность применять знания в различных ситуациях, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические универсальные действия.
Библиографический список
- Иванов А.П. Тесты для систематизации знаний по математике (9класс): Учеб. пособие.7-е изд., перераб. и доп. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2007.
- Иванов А.П., Иванов А.А.Тематические тесты для систематизации знаний по математике: Учеб. пособие. Изд.3-е, испр. и доп. М.:Изд-во МФТИ, 2004. Ч.1.
- Иванов А.П., Иванов А.А.Тематические тесты для систематизации знаний по математике: Учеб. пособие. Изд.3-е, испр. и доп. М.:Изд-во МФТИ, 2004. Ч.2.