Оригинaл материала размещен в выпуске № 07 (09) https://f.almanah.su/09.pdf
В современном мире обществу требуются личности, которые способны самостоятельно поставить учебную цель, спроектировать путь ее реализации, проконтролировать и дать оценку результатам, работать с различными источниками информации, уметь верно, сформулировать свое мнение и на его основании оценить их. Современный челок должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться.
В последнее время все институты образования стали оснащаться современными техническими средствами, такими как: компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски, а также постоянное подключение к сети интернет.
В школе обучающиеся получают знания с помощью технических средств. К примеру: с помощью компьютера можно просмотреть фильмы и фотографии, запрограммировать задачи, с помощью интерактивной доски управлять виртуальными системами и так далее. Но все знания, полученные, с помощью технических средств являются виртуальными они приходят со страниц учебников или экрана компьютера, в который они попадают с мобильных носителей информации или по каналам связи.
Для того, чтобы дети не избегали обучение естественно-научному циклу, чаще всего учителя используют лабораторные работы или эксперименты. Но, чаще всего, лабораторное оборудование не обладает достаточной точностью, для того чтобы в полной мере качественно реализовать эксперимент. Решением данной проблемы является использование робототехнических конструкторов LEGO Mindstorms. С помощью этих конструкторов можно провести ряд экспериментов, создав различные модели. Например: приборы, которые используются в быту и работают от электричества, солнечную систему, мобильных роботов с датчиком температуры и датчиком для измерения магнитного поля и другие.
Так как современное образование должно соответствовать целям опережающего развития, был выдвинут ряд требований:
1. изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем;
2. обучение, ориентированное как на знаниевый, так и деятельностный аспекты содержания образования.
Этим требованиям отвечает робототехника в образовании.
Элементы робототехники, введенные в школьные предметы, станут заинтересовывать обучающихся, позволят внести разнообразие в учебную деятельность, также будут использоваться различные методы обучения и решаться задачи практической направленности.
Например, спрограммировав реального робота мы сможем рассмотреть законы математики не в учебнике, а на практике в окружающем нас мире.
Конструкторы LEGO Mindstorms NXT дает возможность взглянуть на школьные предметы с другой стороны. Роботы позволяют организовывать метапредметные и интегрированные уроки информатики с математикой и физикой. К тому же, если учитель обладает специальной квалификацией, то связи можно организовать и с кибернетикой, биологией и психологией.
В современных образовательных институтах робототехнические наборы используются и для проведения экспериментов по физике, химии, биологии, математике и ОБЖ. Все эти возможности позволяют познакомить ребенка с реальным миром и особенностями его восприятия.
Несмотря на все положительные моменты, существует ряд минусов. Для того чтобы осуществить внедрение робототехники в школьные предметы необходимо время для организации дополнительных учебных занятий, а также большие средства для закупки этих конструкторов.
Но, в современном мире, нет нерешаемых проблем. В последнее время было создано большое количество дистанционных курсов, с помощью которых индивидуально можно изучить новую технологию. Обучаться на этих курсах могут в свободное от учебы время.
Очень важно осознавать, что робототехника на разных ступенях образования будет иметь различные цели. Поэтому для различных возрастных групп были созданы различные робототехнические конструкторы. При помощи различных видов конструкторов соответственно и проводятся различные мероприятия. На данном этапе современного образования это возможно при организации специальных кружков и элективных курсов по робототехнике.
Для начальной школы рассматривают конструктор Lego WeDo, в любой его модификации. На данном этапе рассматривается конструирование и начальное техническое моделирование. По инструкции можно собрать 12 различных моделей, а также при помощи компьютера запрограммировать их, наделив модели интеллектом.
В среднем звене усложняется уровень моделирования, программирования, соответственно усложняются языки программирования. Для данного уровня, в качестве базового оборудования используется LEGO Mindstorms NXT. Дополнив их датчиками Vernier можно расширить спектр опытов на разных предметах.
Для старших классов изучение программирования углубляется, соответственно усложняется конструирование робототехнических комплексов. Примером одного из языков программирования, который способны осваивать старшеклассники, является язык LabVIEW.
Бесспорно, помимо основных уроков по робототехнике, необходимо регулярно проводить всевозможные внешкольные мероприятия, которые позволили бы привлечь должное внимание к данной отрасли. Это могут быть конкурсы по робототехнике, конференции, мастер классы по программированию и конструированию роботов, олимпиады, где обучающиеся могут продемонстрировать свои таланты, а также посоревноваться и поделиться собственным опытом.
К примеру, в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете ежегодно проводится региональные соревнования по робототехнике «ROBOMIR».
Возможности, формы и методы изучения робототехники еще не исчерпали себя. Отрасль имеет достаточно весомые перспективы развития. Вполне возможно, что роботы станут необходимым техническим средством для изучения всех школьных предметов, без исключения. Обществу не нужно забывать о развитии науки. Именно с роботами дети создают модель автоматизированного устройства. Теория, как всем известно, отличается от того, что бывает на практике, а роботы, созданные детьми, поспособствуют к приближению к реальности. Тем более, что физический эксперимент является наиболее важным, чем любые информационные модели и вычисления.
Для того, чтобы обучающийся сформировал учебную успешность, необходимо, чтобы он понимал, что вся учебная деятельность, должна повлечь за собой успех в любой другой деятельности. Существует большое количество обучающих технологий, ноне все их них являются привлекательными и не все из них вдохновляют ученика к новаторству и к углублению в науку. С помощью робототехники можно привить любовь к технологии, математике, поощрять у детей творческое начало, а также научить их анализировать, мыслить и применять полученные навыки для решения, поступающих проблем.
Робототехника в школе является лицом технологий 21 века. Она способствует развитию не только коммуникативных способностей, но и прививает чувство ответственности, за созданное самостоятельно, а также за принятие решений.
Библиографический список
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: 2003. - 183 с.
2. Изучение элементов робототехники в базовом курсе информатики // Открытый урок URL: http://festival.1september.ru/articles/623491/ (дата обращения: 15.06.2018).
3. Свистун И.В. Системный подход к использованию Лего-технологий в преподавании предмета «Информатика и ИКТ» // Педагогический университетский вестник Алтая. - 2011. - №1.
margarita.ogannisyan@gmail.com, +7-(905)-396-23-00