Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Укрепляется нервная система, крепче становиться сон, улучшается аппетит, совершенствуются движения. Плавание называют «крепостью здоровья», благодаря ему повышается сопротивляемость растущего организма к холоду, оказывается тонизирующее воздействие. Однако методика обучения дошкольников плаванию в минимальной степени предусматривает развитие их творческой сферы. Дети используют полученные навыки в том виде, в каком они преподнесены педагогом.
Особенность дошкольного периода в том, что обучение проводится в игре. Но добиться качественных плавательных навыков в игровой форме крайне сложно, так как требуется отработка одних и тех же движений. Поэтому приходится комбинировать игровые и тренировочные задания для детей, создавая такие ситуации, в которых отработка плавательных навыков является главным условием. Используя сюжетные, игровые, соревновательные занятия, постоянно следует обращать внимание дошкольников на красоту и разнообразие упражнений в воде.
Использование на занятиях музыки обеспечивает эмоциональный подъем, что очень важно для психоэмоционального развития ребенка.
Занятия аквааэробикой: представляют собой выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они быстро утомляются при статистических нагрузках. Им свойственна динамика. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Аквааэробика – ритмичная водная гимнастика под музыку – представляет собой вид аэробики, предусматривающий выполнение упражнений в воде и сочетающий в себе физические нагрузки на все основные группы мышц человека, чем обусловлена высокая эффективность занятий. Как показали исследования, именно такие упражнения оказывают превосходный тренировочный и оздоровительный эффект. Поддерживаемый спасательным жилетом, ребенок находится в воде как бы в подвешенном состоянии. Это способствует повышенной двигательной активности, позволяет ему включать в работу почти все группы мышц, эффективно развивать функцию органов дыхания,сердечно-сосудистую систему, улучшение гибкости суставов. Такие условия как никакие более способствуют укреплению мышц-стабилизаторов. Комплекс упражнений аквааэробикой в воде включают в себя:
- разминочные упражнения и упражнении на растяжку;
- основной комплекс упражнений. В этот комплекс могут быть включены
кардио упражнения, упражнения на выносливость, на развитие силы и гибкости.
-разминочные (восстановительные) упражнения, включая упражнения на
растяжку.
- комплекс упражнений разрабатывается так, чтобы задействовать все основные группы мышц, однако основная нагрузка все-таки приходится на нижнюю часть тела. Упражнения выполняются как с использованием специального оборудования, так и без него.
Использование элементов синхронного плавания является средством развития творческих способностей детей. Синхронное плавание включает в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивает гибкость, правильное дыхание формирует осанку, воспитывает чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма.
Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому используем только элементы. Для достижения результатов необходимо развивать плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество. Для украшения и усложнения композиции используем атрибуты: обручи, нудлсы, мячи, что даёт ребёнку возможность проявить себя.
Занятия по синхронному плаванию следует проводить не более двух раз в неделю по 25-30 минут.
Куда входят: разминка на суше (ОРУ, элементы комбинаций по аквааэробике), вводная часть в воде, плавание и игры.
Каждое занятие включает в себя:
изучение элементов комбинации на суше,
изучение элементов комбинации в воде, без музыки и под музыку,
- игра с элементами синхронного плавания, творческое задание.
При разучивании композиции используется принцип поэтапности, с учѐтом
умений и навыков детей, их возрастных особенностей.
Фигурное плавание в детском саду – это вид деятельности, основанный на одновременном выполнении движений в паре, группе в воде под музыку. Основу комплексов по фигурному плаванию составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (общеразвивающие, имитационные, танцевальные и др.), позволяющие выразить эмоциональные состояния, сюжеты, образы.
Фигурное плавание является одним из важнейших звеньев в воспитании
ребенка, содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует
деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Фигурное плавание – одно из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.
Особенности влияния плавания на организм ребенка определяются средой, в
которой он выполняет движения, так как вода – одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и развитию гигиенических навыков, коррекции нарушений осанки. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий по плаванию мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствует самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка.
Аквабилдинг – это выполнение физических упражнений в воде.
Аквабилдинг проводится с использованием спасательного жилета или резинового надувного круга, которые дают возможность бегать и двигаться в воде, не соприкасаясь с дном.
Занятия в водной среде способствуют профилактике ожирения у детей. При выполнении упражнений в воде ребенок затрачивает гораздо меньше энергии, чем при занятии физкультурой на земле. Облегчает выполнение упражнений выталкивающая сила воды. Вода обладает тонизирующим эффектом на нервную систему, благодаря чему плавание приносит ощущение бодрости, снимает стресс, повышает энергичность, работоспособность и настроение, улучшает сон. Также занятия фигурным плаванием стимулируют развитие творческих способностей ребенка, элементов актерского мастерства, формируют умение произвольно управлять своим телом и движениями, развивают умение согласовывать движения с характером и темпом музыки. Занимаясь фигурным плаванием, ребенок реализует свою естественную потребность в двигательной активности.
В целом отличительными особенностями синхронного плавания в дошкольном учреждении являются:
- основная цель – не обучение умению держаться на воде и основам плавания, а обучение синхронному плаванию, умению проявлять творчество в движениях в воде, согласовывать движения с музыкой, исполнять коллективные композиции;
- обязательное музыкальное сопровождение как композиций в воде, так и ОРУ на суше;
- активное использование художественного слова;
- активное использование игровых приемов, образных имитационных
упражнений;
- включение познавательной информации о водных видах спорта.
Степень освоения элементов фигурного плавания 3-7 летними детьми в
условиях малогабаритного бассейна в детском саду является критерием,
позволяющим проводить в дальнейшем отбор в специализированные секции.
Фигурное плавание в спорте – вид спорта, связанный с выполнением в воде
различных фигур под музыку.
При постановке произвольных программ важно соблюдать следующую
последовательность работы:
- Прослушивание и просчет музыкального сопровождения: определение ритма музыкального сопровождения, определение тематики музыки.
- Изучение движений композиции: порядок движения композиции, движения на суше, вход в воду, базовые элементы, синхронная работа.
- Изучение перестроений и равнений: рисунок композиции, порядок
перестроения, базовые точки равнения; равнение: в кругу, в линии.
- Согласование движений и музыкального сопровождения: имитационные
упражнения на суше под счет и музыкальное сопровождение.
- Для достижения результатов в фигурном плавании, необходимо развивать
плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в
украшении композиций на воде.
- При разучивании композиций используется принцип этапности. Необходимо помнить, что композиции составляются с учетом умений и навыков детей. Задача инструктора и музыкального руководителя совместно с дошкольниками придумать композицию с учетом особенности музыки, показать на собственном примере правильное выполнение комплекса упражнений и постепенно научить детей выполнять их красиво и
непринужденно.
Игры проводятся в порядке постепенного увеличения нагрузки на протяжении всех занятий. В процессе закрепления умений и навыков предполагается варьирование сроков при выполнении той или иной задачи. При повторении упражнений, чтобы не было утомительного однообразия, используются задания одного типа, но разного содержания.
Упражнения на релаксацию помогают одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому приему дается образное название. Дети выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления.
Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки.
I этап. Лечь удобно и расслабиться. Дети ложатся на полиуретановые коврики, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещены.
II этап. Прочувствовать и "осмотреть все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла последовательно "осмотрев" все его части: голову, руки, ноги туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
III этап. Ощущение приятного тепла – комфорта от расслабленного тела,
удовольствия, покоя.
Библиографический список
1. Воронова Е.К. Программа обучения детей плаванию в детском саду СПб. Детство -пресс, 2010. 59с.
2. Рыбак М.В. Занятия в бассейне с дошкольниками. М., ТЦ Сфера, 2012. 96с.
3. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб «Детство-пресс», 2003,321с.
4. Шишкина В.А. Движение движения. «Просвещение», 1992, 93с.
5. М.Д. Маханева Фигурное плавание в детском саду. Сфера, Москва 2009г, 21с.
6. Н.В. Микляева Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности. Москва, Аркти, 2011г, 102 с.