НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Кадырова Г.М. Воспитание финансовой грамотности детей в старшем дошкольном возрасте

Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf

Современное общество диктует новые направления в образовании детей дошкольного возраста. Одним из таких направлений в XXI веке становится воспитание финансово-грамотного подрастающего поколения. Актуальность финансового воспитания в столь раннем возрасте обусловлена динамично развивающейся экономической ситуацией в мире. Всё существование человечества с древнейших времен построено на финансовом отношении: от выгодного двустороннего бартера провизией и вещами до покупки необходимых человеку предметов быта. Таким образом, экономическая сфера стала связующим звеном между политическими, нравственными, трудовыми и многими другими отношениями.
Согласно трудам Л.Н. Галкиной, Е.А. Курак, А.А. Смоленцевой и других педагогов, экономическое воспитание дошкольников формирует отношение детей к будущим покупкам, товарам, и собственно, к деньгам. К сожалению, ситуация в мире складывается таким образом, что уже подросток оказывается втянутым в денежные отношения с банками, а дети еще не до конца понимают эти социально-экономические ситуации. Финансовая грамотность направлена на то, чтобы научить подрастающее поколение правильному обращению с деньгами и не вгонять их в долговые обязательства в моменты экономических кризисов внутри семьи.
Формируя финансовую грамотность детей старшего дошкольного возраста, я не только удовлетворяю любопытство детей к деньгам, но и учу их не растеряться в современном мире. И эффективнее всего это получается при организации выстроенного образовательного процесса. Опираясь на труды И.Ф. Исаева и В.А. Сластениной, я подбираю познавательный материал по следующим критериям:
- соответствие предмету экономики как особой отрасли знаний;
- содержание знаний, отражающих современный уровень развития экономики;
- учет принципов, технологий и методов подачи материала;
- интеграция экономического воспитания с другими образовательными областями.
Экономическое воспитание дошкольников начала с формирования знаний у детей о труде и трудовых отношениях, о деньгах и семейном бюджете, о полезных навыках и привычках обращения с финансами. Эффективно такое обучение оказалось в игре, которая приобрела ведущий вид детской деятельности. Именно в игре успешнее всего были отработаны навыки обращения дошкольников с деньгами, их бережливое отношение, грамотное пользование. Недостатка в выборе игровых методов и приемов, уже хорошо освоенных в практической деятельности, не было. На сайтах сетевых сообществ педагогов, на прилавках магазинов, можно встретить достаточное количество авторских пособий, которые имеют несомненную ценность при формировании у дошкольников финансовой грамотности. Однако уровень финансовой грамотности детей зависит от внедрения экономического воспитания в образовательный процесс и систематического обучения дошкольников основам финансовых отношений. Поэтому открытым остается вопрос в планировании детской деятельности в этом направлении.
Работа по ознакомлению детей с миром финансов, с понятиями о деньгах, их значении в жизни человека, историей возникновения была реализована на начальном этапе. Далее детям было интересно узнать, что все их желания принято называть потребностями, которые человек может удовлетворить благодаря трудовым отношениям, как на наемной работе, так и в самостоятельной предпринимательской деятельности. И только после систематической работы с детьми по азам финансов, мы приступили к сложной теме товарно-денежных отношений. Изучая педагогический опыт коллег по данной теме, я заметила, что зачастую воспитатели переводят этот раздел в ряд арифметических. Например, решая задачу о покупке продуктов питания, педагог обращает внимание на то, сколько денег в итоге тратится на покупку. Хотя, следовало бы обращать внимание на то, какой купить продукт, чтобы он был выгоден и по цене и по качеству. Именно в таком ключе и строилась моя работа. Считаю, что именно такое логическое заключение будет верным для формирования пониманий детьми экономии. В этом контексте необходимо помнить, что бюджет – это свод как доходов, так и расходов.
Венцом обучения стала сама наука о деньгах. Дети уже в дошкольном возрасте должны понимать, что деньги – это одна из ценностей, без которых, к сожалению, человек не сможет существовать в современном мире. В этом разделе финансовой грамотности мы говорили о деньгах, ценных бумагах (чеках, акциях, векселях), об иностранной валюте и банках.
Ну и, конечно же, организация соответствующей развивающей среды в должной мере способствовала развитию познавательной активности дошкольников. В групповом помещении был оборудован уголок, отображающий сферы экономики: дидактические и настольно-печатные игры, разнообразные пособия, игрушки и предметы-заместители для сюжетно ролевых игр, а так же модели денежных знаков. Занимательный материал в виде головоломок, кроссвордов, ребусов и занимательных задач, способствовал закреплению полученных знаний и тренировке логического мышления. Художественная литература в виде красочных книг со сказками и стихами, красочных словарей, иллюстраций с героями сформировала живой интерес дошкольников к изучаемому материалу.
На мой взгляд, самым важным направлением при ознакомлении дошкольников с миром финансов, является всё же формирование устойчивых знаний детей о семейном бюджете. Ребенок в любом возрасте должен понимать, что все заработанные семьей деньги являются доходом, который нужно тратить благоразумно и запланировано. Необходимо объяснять детям, к каким последствиям приводят необдуманные траты семьи. Некоторые педагоги, занимающиеся этой темой, оправданно рекомендуют планировать с детьми список покупок и брать дошкольников с собой в магазины, аптеки, и даже банки. Такой способ практически увидеть ситуацию, с малых лет формирует у воспитанников финансовую грамотность при обращении с денежными средствами. Закладывая, таким образом, у детей основы экономического образа мышления, мы можем рассчитывать на то, что они вырастут экономически образованными, способными грамотно распоряжаться своими средствами людьми.
Считаю важным напомнить педагогам, которые выбрали своей целью формировать у дошкольников основы финансовой грамотности, методические рекомендации:
1.       Повысить свою финансовую грамотность. Педагог, обучающий детей такому важному направлению, обязан быть не только методически подкован (знать методику преподавания и историю денежных отношений человечества), но и практически освоить технику экономии распределения денежных средств в семье.
2.       Разработать четкую программу, позволяющую регулярно и постепенно вводить детей в мир финансов.
3.       Подобрать такие методы и приемы работы, которые будут эффективны и позволят добиться желаемого результата.
4.       Выстроить работу с родителями воспитанников. Только совместная работа всех участников образовательного процесса выведет детей на высокий уровень в вопросах финансов и экономики.
Итак, воспитание финансовой грамотности можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте формируются первые представления об экономическом развитии общества.

2019