Бирюкова Л.В., Маслова Т.С. Театрализация на занятиях по физической культуре (из опыта работы)
Библиографическое описание:
Бирюкова Л.В., Маслова Т.С. Театрализация на занятиях по физической культуре (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.
Аннотация. В статье представлен опыт работы с использованием театрализации на занятиях по физической культуре и во внеурочное время.
Ключевые слова: эмоциональный мир ребёнка, всестороннее развитие, физкультура.
Физическая культура – обязательная составляющая для развития. При этом, если она приносит позитивные эмоции и ощущение радости, то положительный эффект только усиливается. Физическая культура интересна ребёнку, когда она разнообразна: тренировка должна быть игрой, театрализованной игрой, сказкой. В таком случае у детей появляется большой интерес к занятиям - играть роль, соревноваться, быть артистом.
Про театр сказано уже немало. Детский театр очень точно описан в стихах:
Вот и сказка к нам пришла,
Смех и радость принесла.
Там герои все сильны,
Все правдивы и храбры.
Слабым все там помогают,
От беды зверей спасают.
В сказке можно полетать,
От медведя убежать.
При работе инструкторами по физической культуре в детском саду «свою играем каждый роль». А роли бывают разные: баба Яга, лягушка, Дед Мороз, Алёнушка, Леший.
Так появилась идея создать свой мини-театр на занятиях по физической культуре.
«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Хочется добавить: волшебный край, в котором ребенок, играя, развивается и познает мир.
Значение театральной деятельности сложно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: улучшаются речь и память, совершенствуются физические навыки, развиваются усидчивость, внимательность, целеустремлённость. Кроме этого, такая деятельность требует от ребенка трудолюбия, решительности, а порой и смекалки.
В основе театра лежит игра, поэтому детям близко и понятно театральное искусство. Театр также обладает большой силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
В данной статье представлен опыт использования на занятиях по физической культуре театральной составляющей – обыгрывание сюжета сказки.
Создание мини-театра на занятиях мы начали с показа детям сказки, создав импровизированную сцену с ширмой и декорациями. После этого было принято решение полностью интегрировать сюжет сказки в занятия по физической культуре. Важно, что на театрализованных занятиях каждый из детей полностью играет ту или иную роль в сказке.
Порой инструкторам по физической культуре в детском саду сложно соединить сказку и физические упражнения, так как при проведении занятия необходимо использовать различные методы и приёмы, и при этом не забывать про сюжет сказки, в который должны гармонично вписываться все необходимые элементы физической культуры, развивающие двигательные качества детей.
Чтобы организовать и сюжетное театрализованное занятие, необходимо провести большую подготовительную работу: анализ текста и экранизации выбранной сказки, включение в сюжет сказки основных видов двигательных упражнений, создание декораций и костюмов. При этом декорации и костюмы не должны мешать детям выполнять физические упражнения: маски либо шапки героев, накидки или жилетки для маленьких артистов не должны сковывать движения и затруднять передвижения.
Для декораций могут быть использованы мягкие модули, ширма (декор под сказку), искусственные деревья, муляжи (овощи, фрукты, игрушки), плакаты, воздушные шары, мячи.
Все эти преображения способствуют большему вовлечению ребят: им хочется зайти в домик к поросятам и козлятам, потрогать дерево, собрать яблоки и конечно построить теремок, помочь героям, которые попали в беду.
Занятия строятся по обычной форме (вводная, основная и заключительная части), при этом дополняются сюжетом сказки.
Отмечено, что интерес к таким занятиям у детей гораздо выше, следовательно, качество занятий по физической культуре растёт, что дополнительно способствует всестороннему развитию детей.
Ниже представлен конспект (сценарий) по сказке С. Маршак «Курочка ряба и десять утят».
Цель: познакомить детей с литературной сказкой, передать прочитанное посредством упражнений и заданий по физической культуре.
Задачи:
- развивать двигательные качества;
- развивать творческие способности;
- формировать положительные эмоции.
Действующие лица: ведущий – ИФК (инструктор по физической культуре), курочка Ряба – воспитатель, утята – дети, кошка – второй ИФК.
Место проведения: спортивный зал.
Атрибуты: декорация: занавес, 2 домика из мягких модулей, один домик из картона, два дерева, дед и баба – ростовые куклы; маски утят, костюм для курочки, большие яйца (киндер), мячи, 2 конуса, музыкальный центр, флешка с детскими песнями.
(одна сторона зала закрыта полотном, за которым декорация
по сюжету сказки)
(под весёлую детскую музыку, дети организованно
входят в спортивный зал и строятся)
ИФК: Здравствуйте ребята! У нас сегодня в спортивном зале небольшие изменения. Для того, чтобы наше мероприятие получилось самым весёлым, необходима маленькая тайна и мы с вами сейчас узнаем, что находится за этим полотном. Дети, а вы любите сказки? (ответы детей) Замечательно! Тогда проведём небольшую разминку и отправимся в сказку.
Дети выполняют задания под руководством ИФК:
- мы пойдём по дорожке – разомнём немного ножки - (обычная ходьба);
- руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем - (ходьба на носках, руки
вверх);
- через ямки перешагнём и в канаву не попадём – (ходьба широким шагом);
- можно яму перепрыгнуть – (прыжки);
- можно яму обойти – (ходьба «змейкой»);
- быстро, дружно побежали, никого, не задевая (обычный бег, друг за другом);
- на полянку прибежали и немного подышали (упражнения на дыхание);
ОРУ под музыку(по показу ИФК): Танец – игра «Да – да - да» (рисунок №1)
Рисунок №1
ИФК: Ребята, пока мы на полянке делали разминку, сказка в гости к нам пришла.
(открывается занавес)
ИФК:
Жили-были другие дед и баба,
И была них другая курочка ряба.
Снесла курочка яичко,
Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное
Сырое.
ИФК: Дети посмотрите, курочка ряба плачет. Давайте её развеселим. (ИФКобращается к курочке).Курочка посмотри, как умеют наши дети летать, играть, веселиться.
(ребята бегают по залу имитируя полёт птиц)
ИФК: Что – то никак у нас не получается, развеселись курочка. Что случилось, расскажи (обращается к курочке).
Курочка Ряба: Для бабушки и дедушки снесла яичко, яичко не золотое, а простое, мышка бежала, хвостиком махнула и яичко разбилось.
(показывает детям разбитое яичко, рисунок №2)
Рисунок №2
ИФК: Не переживай Ряба, мы с ребятами что – нибудь придумаем.
(ИФК предлагает ребятам собрать яички, помочь курочке)
Дети перестраиваются в две команды:
От черты, где расположены команды, на определённом расстоянии стоят корзины с яйцами (киндер). По сигналу первый ребёнок бежит к корзине и берёт одно яйцо, возвращается обратно, передаёт эстафету следующему и так до последнего участника.
ИФК: Вот Курочка Ряба собрали тебе детки (показывает на корзину с яйцами), иди их в тёплое место положи, а мы подождём, очень хочется нашим ребятам на цыплят посмотреть (рисунок №3)
фото
(Курочка уходит)
Рисунок №3
ИФК: А сейчас мы немного поиграем.
Дети перестраиваются в две команды:
У первого ребёнка в руках мяч. По сигналу он начинает прокатывать мяч до ориентира и обратно, передаёт мяч следующему и так до последнего участника.
ИФК: Молодцы, ребята. Наши мячи похожи на яички, только оно не разбиваются. Ой, а что там наша курочка.
Ничего ей больше не надо.
Дни и ночи сидит напролёт.
Редко-редко поест и попьёт.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки
(пока ИФК разговаривает, воспитатель помогает надеть на детей маски утят)
ИФК: Ой, ребятки! Так это не цыплята, а утята. Курочка Ряба, очень довольна.
Целый десяток
Жёлтых утяток.
Запищали один за другим:
- Есть хотим!
Пить хотим!
Жить хотим!
На цыплят они не похожи:
На ногах - перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.
Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зерна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
(дети – утята бегают по залу, курица с ними)
Курочка Ряба:
Ко-ко-ко! - говорит. - Ко-ко-ко!
Не ходите далеко
ИФК:
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно здесь она ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
Собрала всех своих утят, друг за другом за неё стоят.
(дети – утята построились друг за другом и идут за Курочкой Рябой)
Курочка Ряба:
Ко-ко-ко! - говорит. - Ко-ко-ко!
Не ходите далеко
Нам пора идти домой.
ИФК:
Вдруг навстречу - усатая кошка.
Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят, ковыляющих, щурится.
Её заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка
Вдогонку
За ней
Через ямы, бугры и ухабы...
Ну и храбрая курочка ряба! (рисунок №4)
Рисунок №4
ИФК: Стой, Ряба! Давай лучше с кошечкой наши дети поиграют. Посмотри, какая кошечка красивая и глаза у неё добрые, она, наверное, хотела поиграть с утятами.
Игра «На скамейке у дорожки»:
На скамейке у дорожки,
Разлеглась и дремлет кошка.
Подойдём к ней и разбудим
И посмотрим, что же будет.
После этого дети – утята убегают к маме курочке и прячутся, а кошка догоняет утят. Игра повторяется 3 раза (рисунок №5)
Рисунок №5
ИФК: Отлично! Вы ребята молодцы! А теперь пусть наша курочка и кошечка идут в свою сказку, а мы дети отправляемся обратно, в детский сад. Все готовы? Полетели!
Полетим к себе домой
В уголок родной.
(дети организованно строятся в колонну, друг за другой, руки в стороны – имитация полёта самолёта, либо птицы)
ИФК: На полянку прибежали и немного подышали (упражнения на дыхание). Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец. С вами мы прощаемся, все в группу отправляетесь.
(ребята строятся и организовано, под весёлую, детскую песню, выходят из спортивного зала)