Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Бирюкова Л.В., Маслова Т.С. Театрализация на занятиях по физической культуре (из опыта работы)

Библиографическое описание:

Бирюкова Л.В., Маслова Т.С. Театрализация на занятиях по физической культуре (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/68-1.pdf.

Аннотация. В статье представлен опыт работы с использованием театрализации на занятиях по физической культуре и во внеурочное время.

Ключевые слова: эмоциональный мир ребёнка, всестороннее развитие, физкультура.

Физическая культура – обязательная составляющая для развития. При этом, если она приносит позитивные эмоции и ощущение радости, то положительный эффект только усиливается. Физическая культура интересна ребёнку, когда она разнообразна: тренировка должна быть игрой, театрализованной игрой, сказкой. В таком случае у детей появляется большой интерес к занятиям - играть роль, соревноваться, быть артистом.

Про театр сказано уже немало. Детский театр очень точно описан в стихах:

Вот и сказка к нам пришла,

Смех и радость принесла.

Там герои все сильны,

Все правдивы и храбры.

Слабым все там помогают,

От беды зверей спасают.

В сказке можно полетать,

От медведя убежать.

При работе инструкторами по физической культуре в детском саду «свою играем каждый роль». А роли бывают разные: баба Яга, лягушка, Дед Мороз, Алёнушка, Леший.

Так появилась идея создать свой мини-театр на занятиях по физической культуре.

«Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Хочется добавить: волшебный край, в котором ребенок, играя, развивается и познает мир.

Значение театральной деятельности сложно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: улучшаются речь и память, совершенствуются физические навыки, развиваются усидчивость, внимательность, целеустремлённость. Кроме этого, такая деятельность требует от ребенка трудолюбия, решительности, а порой и смекалки.

В основе театра лежит игра, поэтому детям близко и понятно театральное искусство. Театр также обладает большой силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

В данной статье представлен опыт использования на занятиях по физической культуре театральной составляющей – обыгрывание сюжета сказки.

Создание мини-театра на занятиях мы начали с показа детям сказки, создав импровизированную сцену с ширмой и декорациями. После этого было принято решение полностью интегрировать сюжет сказки в занятия по физической культуре. Важно, что на театрализованных занятиях каждый из детей полностью играет ту или иную роль в сказке.

Порой инструкторам по физической культуре в детском саду сложно соединить сказку и физические упражнения, так как при проведении занятия необходимо использовать различные методы и приёмы, и при этом не забывать про сюжет сказки, в который должны гармонично вписываться все необходимые элементы физической культуры, развивающие двигательные качества детей.

Чтобы организовать и сюжетное театрализованное занятие, необходимо провести большую подготовительную работу: анализ текста и экранизации выбранной сказки, включение в сюжет сказки основных видов двигательных упражнений, создание декораций и костюмов. При этом декорации и костюмы не должны мешать детям выполнять физические упражнения: маски либо шапки героев, накидки или жилетки для маленьких артистов не должны сковывать движения и затруднять передвижения.

Для декораций могут быть использованы мягкие модули, ширма (декор под сказку), искусственные деревья, муляжи (овощи, фрукты, игрушки), плакаты, воздушные шары, мячи.

Все эти преображения способствуют большему вовлечению ребят: им хочется зайти в домик к поросятам и козлятам, потрогать дерево, собрать яблоки и конечно построить теремок, помочь героям, которые попали в беду.

Занятия строятся по обычной форме (вводная, основная и заключительная части), при этом дополняются сюжетом сказки.

Отмечено, что интерес к таким занятиям у детей гораздо выше, следовательно, качество занятий по физической культуре растёт, что дополнительно способствует всестороннему развитию детей.

Ниже представлен конспект (сценарий) по сказке С. Маршак «Курочка ряба и десять утят».

Цель: познакомить детей с литературной сказкой, передать прочитанное посредством упражнений и заданий по физической культуре.

Задачи:

- развивать двигательные качества;

- развивать творческие способности;

- формировать положительные эмоции.

Действующие лица: ведущий – ИФК (инструктор по физической культуре), курочка Ряба – воспитатель, утята – дети, кошка – второй ИФК.

Место проведения: спортивный зал.

Атрибуты: декорация: занавес, 2 домика из мягких модулей, один домик из картона, два дерева, дед и баба – ростовые куклы; маски утят, костюм для курочки, большие яйца (киндер), мячи, 2 конуса, музыкальный центр, флешка с детскими песнями.

Предварительная работа

Воспитатели читают детям сказку, просматривают иллюстрации, мультфильм. ИФК отрабатывает ОВД, оформляет зал, готовит музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

(одна сторона зала закрыта полотном, за которым декорация

по сюжету сказки)

(под весёлую детскую музыку, дети организованно

входят в спортивный зал и строятся)

ИФК: Здравствуйте ребята! У нас сегодня в спортивном зале небольшие изменения. Для того, чтобы наше мероприятие получилось самым весёлым, необходима маленькая тайна и мы с вами сейчас узнаем, что находится за этим полотном. Дети, а вы любите сказки? (ответы детей) Замечательно! Тогда проведём небольшую разминку и отправимся в сказку.

Дети выполняют задания под руководством ИФК:

- мы пойдём по дорожке – разомнём немного ножки - (обычная ходьба);

- руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем - (ходьба на носках, руки

вверх);

- через ямки перешагнём и в канаву не попадём – (ходьба широким шагом);

- можно яму перепрыгнуть – (прыжки);

- можно яму обойти – (ходьба «змейкой»);

- быстро, дружно побежали, никого, не задевая (обычный бег, друг за другом);

- на полянку прибежали и немного подышали (упражнения на дыхание);

ОРУ под музыку(по показу ИФК): Танец – игра «Да – да - да» (рисунок №1)

Рисунок №1

ИФК: Ребята, пока мы на полянке делали разминку, сказка в гости к нам пришла.

(открывается занавес)

ИФК:

Жили-были другие дед и баба,

И была них другая курочка ряба.

Снесла курочка яичко,

Не золотое,

Простое.

Не всмятку

И не крутое,

А самое обыкновенное

Сырое.

ИФК: Дети посмотрите, курочка ряба плачет. Давайте её развеселим. (ИФКобращается к курочке).Курочка посмотри, как умеют наши дети летать, играть, веселиться.

(ребята бегают по залу имитируя полёт птиц)

ИФК: Что – то никак у нас не получается, развеселись курочка. Что случилось, расскажи (обращается к курочке).

Курочка Ряба: Для бабушки и дедушки снесла яичко, яичко не золотое, а простое, мышка бежала, хвостиком махнула и яичко разбилось.

(показывает детям разбитое яичко, рисунок №2)

Рисунок №2

ИФК: Не переживай Ряба, мы с ребятами что – нибудь придумаем.

(ИФК предлагает ребятам собрать яички, помочь курочке)

Дети перестраиваются в две команды:

От черты, где расположены команды, на определённом расстоянии стоят корзины с яйцами (киндер). По сигналу первый ребёнок бежит к корзине и берёт одно яйцо, возвращается обратно, передаёт эстафету следующему и так до последнего участника.

ИФК: Вот Курочка Ряба собрали тебе детки (показывает на корзину с яйцами), иди их в тёплое место положи, а мы подождём, очень хочется нашим ребятам на цыплят посмотреть (рисунок №3)

фото

(Курочка уходит)

Рисунок №3

ИФК: А сейчас мы немного поиграем.

Дети перестраиваются в две команды:

У первого ребёнка в руках мяч. По сигналу он начинает прокатывать мяч до ориентира и обратно, передаёт мяч следующему и так до последнего участника.

ИФК: Молодцы, ребята. Наши мячи похожи на яички, только оно не разбиваются. Ой, а что там наша курочка.

Ничего ей больше не надо.

Дни и ночи сидит напролёт.

Редко-редко поест и попьёт.

Скоро вылупились у наседки

Из скорлупок пушистые детки

(пока ИФК разговаривает, воспитатель помогает надеть на детей маски утят)

ИФК: Ой, ребятки! Так это не цыплята, а утята. Курочка Ряба, очень довольна.

Целый десяток

Жёлтых утяток.

Запищали один за другим:

- Есть хотим!

Пить хотим!

Жить хотим!

На цыплят они не похожи:

На ногах - перепонки из кожи,

А носы у них плоские, длинные,

Не куриные,

А утиные.

Вышла с детками курочка-мать

Из ворот погулять, поклевать.

Разгребает землю проворно,

Ищет лапкою крошки и зерна.

Отыскала и кличет утят,

А утята идти не хотят

Убежали куда-то в канавку,

Щиплют клювами свежую травку.

(дети – утята бегают по залу, курица с ними)

Курочка Ряба:

Ко-ко-ко! - говорит. - Ко-ко-ко!

Не ходите далеко

ИФК:

Смотрит курица-мать на утят,

Беспокойно здесь она ходит,

Глаз с детей непослушных не сводит.

Собрала всех своих утят, друг за другом за неё стоят.

(дети – утята построились друг за другом и идут за Курочкой Рябой)

Курочка Ряба:

Ко-ко-ко! - говорит. - Ко-ко-ко!

Не ходите далеко

Нам пора идти домой.

ИФК:

Вдруг навстречу - усатая кошка.

Притаилась она за травой,

Только водит слегка головой,

На утят, ковыляющих, щурится.

Её заприметила курица.

Поглядела сердитым глазом,

Пух и перья взъерошила разом

Налетела и ринулась в бой,

Всех утят прикрывая собой.

Плохо кошке пришлось в этой схватке.

Удирает она без оглядки

По траве между кочек и пней.

А наседка

Вдогонку

За ней

Через ямы, бугры и ухабы...

Ну и храбрая курочка ряба! (рисунок №4)

Рисунок №4

ИФК: Стой, Ряба! Давай лучше с кошечкой наши дети поиграют. Посмотри, какая кошечка красивая и глаза у неё добрые, она, наверное, хотела поиграть с утятами.

Игра «На скамейке у дорожки»:

На скамейке у дорожки,

Разлеглась и дремлет кошка.

Подойдём к ней и разбудим

И посмотрим, что же будет.

После этого дети – утята убегают к маме курочке и прячутся, а кошка догоняет утят. Игра повторяется 3 раза (рисунок №5)

Рисунок №5

ИФК: Отлично! Вы ребята молодцы! А теперь пусть наша курочка и кошечка идут в свою сказку, а мы дети отправляемся обратно, в детский сад. Все готовы? Полетели!

Полетим к себе домой

В уголок родной.

(дети организованно строятся в колонну, друг за другой, руки в стороны – имитация полёта самолёта, либо птицы)

ИФК: На
полянку прибежали и немного подышали (упражнения на дыхание). Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец. С вами мы прощаемся, все в группу отправляетесь.

(ребята строятся и организовано, под весёлую, детскую песню, выходят из спортивного зала)

Библиографический список

1. С.Я. Маршак «Курочка Ряба и десять утят»

2. Танец – игра «Да – да - да» https://youtu.be/qcIr-rUDCG4

3. М.Ю. Картушина «Сюжетные физкультурные занятия» (для детей средней группы)

4. Подвижная игра «Курочка хохлатка»

https://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnaja-igra-kurochka-hohlatka-dlja-detei-mladshego-vozrasta.html
2023-06-30 10:08 2023