НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Филимонова М. Г. Конспект квест-игры по экологии в средней группе на тему «По следам нарушителя природы»

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (37) https://f.almanah.su/37.pdf


Задачи:
Развивающие:
- развивать эмоционально-доброжелательное отношение к объектам живой природы;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обучающие:
- учить ориентироваться по карте-схеме экологической тропы;
- учить бережно относиться с окружающим миром.
Воспитывающие:
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции на окружающую среду;
- воспитывать дружеские взаимоотношения и целеустремленность.
Предварительная работа:
- заучивание стихов про природу;
- беседы на темы: «Птицы леса», «Лекарственные растения на территории детского сада»; «Пожар в лесу»;
- наблюдения «Деревья и кустарники»;
- просмотр мультфильмов «Высокая горка», «Лесные путешественники»;
- слушание песен «Песня про экологию», «Лесная песенка».

Ход игры:

Дети с воспитателем вышли на прогулку по территории детского сада. На лесной полянке они замечают фигурку Старичка-Боровичка, на плече которого висит сумка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это Старичок-боровичок, он проводник по экологической тропе нашего детского сада. Все про растения и животных живущих в нашем детском саду знает и ребятам рассказывает. Ой, да у него на плече сумка висит. Раньше этой сумки не было. Скорее всего она не просто так на нем появилась. Давайте посмотрим, что в ней?
Дети: Давайте.
Педагог снимает сумку, открывает ее и достает из нее карту и письмо.
Воспитатель: Дети, а тут целая карта лежит и письмо к ней. Хотите, чтобы я прочла письмо?
Дети: Да.
Воспитатель зачитывает письмо, в котором говорится о том, что в детском саду появился какой-то проказник, который устраивает везде беспорядок: деревья ломает, мусор разбрасывает... Карта поможет вам этого безобразника отыскать. А чтобы легче было найти нарушителя, на каждом участке с беспорядком будет находиться часть фотопортрета этого проказника. Нужно собрать все части и тогда найдется тот, кто устроил беспорядок в нашем саду.
Воспитатель: Вот так дела! Кто же интересно решил пошалить в нашем детском саду?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Давайте теперь посмотрим карту?
Дети: (ответ детей)
Разворачивают карту и внимательно её изучают. На карте указаны места, где имеется какой-то беспорядок и стрелками показано как до него дойти.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, под номером один указана ведь наша спортивная площадка, а она очень близко к нам находится. Пойдемте туда скорее.
Участок № 1 «Спортивная площадка»
Приходят к первому указателю и замечают, что повсюду разбросан мусор.
Воспитатель: Ой, как тут грязно, как много здесь мусора. Посмотрите, мусор лежит под деревьями и кустарниками, и даже в ветвях деревьев запутался. Разве так должно быть?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, нельзя. Что нам теперь с этим всем мусором делать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Алиса, ты совершенно права! Мы соберём его в мусорный мешок и вынесем туда, откуда его увезут на машине «Мусоровоз». А для того, чтобы нам его собрать, Старичок-Боровичок положил в свою сумку и мусорный пакет. Вот и он!
Педагог показывает пакет и вместе с детьми приступает к сборке мусора.
Воспитатель: Молодцы! Мы весь мусор собрали. Так чисто стало. Посмотрите внимательно, теперь где-то должна лежать часть фотопортрета нашего нарушителя.
Воспитатель: Влад нашел! Ура! Посмотрите на нее. Что тут указано?
Дети: (ответ детей)
Воспитатель: Побежали, ребята, дальше, пока этот проказник еще чего-нибудь не натворил, нам нужно скорее его найти.
Смотрят карту и с помощью стрелок направляются к следующему участку.
Участок № 2 «Лесная опушка»
Воспитатель: Ребята, на первый взгляд здесь кажется, что всё в порядке, но не зря ведь нас сюда карта привела. Посмотрите внимательно, что-то тут должно быть не так.
Дети: Находят костер и коробок со спичками.
Воспитатель: Ого! Да тут непотушенный костер остался и разбросаны спички. Это очень опасно. Как вы думаете, чем это опасно для леса?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Всё верно. Пламя от костра может распространиться дальше, попадет на ветки деревьев и тогда может случиться пожар во всём лесу. Все растения, птицы и животные погибнут. Давайте скорее соберем все спички в коробок, положим в сумку и отнесем подальше от нашего леса.
Ребята вместе с воспитателем собирают спички. Педагог рядом с одной спичкой находит часть от фотопортрета, показывает ее ребятам.
Воспитатель: Смотрите, ребята, я нашла еще одну часть. А сейчас давайте костер с вами быстренько потушим. Посмотрите, тут и лейки с водой есть. Нужно построиться в две команды и каждый по очереди зальет костер водой.
Дети строятся в две команды, и проводится эстафета с лейками.
Воспитатель: Как быстро мы тут справились и самое главное – смогли уберечь лес от беды. Я вами очень горжусь! Но наш путь ещё не окончен. Побежали дальше.
Смотрят на карте дальнейшее действие.
Участок № 3 «На лесной лужайке»
Находят банку, в которую были пойманы и закрыты улитка, божья коровка и муравей.
Воспитатель: Ой, вы только посмотрите на этих бедняжек. Их словили и посадили в банку, а в банке ведь они долго не проживут. Как вы думаете, почему?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, Кирилл. Насекомым, как и всему живому, нужен свежий воздух и ползать по земле, где они находят себе пищу. Вне воли им тяжело и они со временем могут погибнут, ведь остаются без еды и воды. Что необходимо сделать нам в этом случае?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Умница, София, конечно мы их отпустим на волю.
Открывают банку и выпускают насекомых. На дне банки обнаруживают очередную часть фотопортрета.
Воспитатель: А вот и еще одна часть. Берем ее с собой и спешим на помощь дальше.
Смотрят по карте дальнейший путь.
Участок № 4 «Птичья роща»
Приходят на участок и видят упавшую с дерева и перевернутую кормушку. Вокруг нее осталось совсем мало корма.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что этот безобразник натворил здесь. Он же попросту лишил птиц еды. Птицы, которые остались зимовать в наших краях всегда находят себе пропитание за счет помощи людей. Люди мастерят для них кормушки, в которые насыпают разные крупы, сухие крошки хлеба, а иногда и кусочки сала. Посмотрите, возле этой кормушки, почти не осталось еды. Как же нам быть?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Я тут в сумочку нашу заглянула и увидела пакетик с кормом. Вот его то мы птицам и отдадим. Хотите наполнить кормушку новой едой для птиц?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Тогда, давайте перевернем кормушку, поставим ее ровно и каждый из вас по небольшой жменьке насыпет в нее корма.
Дети переворачивают кормушку и обнаруживают еще одну часть от фотопортрета проказника - последнюю. Внимательно ее рассматривают и объединяют с остальными частями. Фотопортрет собрался полностью и все увидели, как выглядит разбойник, которого нужно отыскать и остановить. Дальше дети приступают к пополнению кормушки кормом.
Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте кормушку эту на дерево повесим. Ну вот и справились с проблемой. Весь корм оставили в кормушке. Птицы очень обрадуются такому обеду. Ну, а сейчас пойдемте на последнее задание, на котором мы с вами и найдем того, кто устроил такой беспорядок на территории нашего детского сада.
Участок № 5 «Дупло белки»
Участники подходят к месту и видят, как кто-то выбрасывает орехи из дупла белки и кладет в него пустые фантики от конфет. Смотрят на фотопортрет и узнают в нем того самого проказника.
Воспитатель: Вот мы тебя и нашли. Это ты столько вреда природе нашего сада нанёс: мусор раскидал под деревьями и кустами, привязал его к веткам; костер оставил непотушенным, а ведь мог случиться сильнейший пожар; птиц еды лишил; насекомых бедных, маленьких чуть не погубил, и вот, белку без орехов на зиму решил оставить! Сейчас мы тебе покажем!
Педагог грозит проказнику пальцем.
Проказник: Ой,ой,ой… Не ругайте меня, я не специально…
Воспитатель: Да мы сейчас полицию вызовем!
Проказник: Пожалуйста, не надо полицию вызывать…
Воспитатель: Ты понимаешь, сколько ты всего плохого натворил?
Проказник: Я всё понял. Простите меня, я так больше не буду…
Воспитатель: Ну, что, ребята, простим его?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Ну хорошо, простим мы тебя. Но впредь, чтобы ничего подобного больше не делал. Это тебе не игрушки!
Проказник: Спасибо вам большое, ребята! А я вас конфетами за вашу доброту угощу. У меня тут как раз еще остались.
Проказник угощает детей конфетами. Дети благодарят его и прощаются с ним.
Воспитатель: Ну, что ребята. Молодцы мы с вами?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Конечно молодцы! Мы с вами такое большое дело сделали: спасли наш детский сад от мусора, лес от пожара, птиц и белок от голода, насекомых выпустили на волю, проказника нашли и научили как нужно себя вести с природой. И сейчас нам с вами нужно вернуться к нашему Старичку-Боровичку и отдать ему его сумку и карту, и обязательно расскажем ему как мы выполнили всё, о чем он нас попросил.
Подходят к Старичку-Боровичку и видят – на шее у него висят медали, а рядом лежит письмо. Воспитатель зачитывает письмо.
«Дорогие, ребята, вы молодцы! Большое вам спасибо! Выполнили все мои просьбы, нашли проказника и спасли наш детский сад. За ваш труд, доброту, отзывчивость и заботу, я награждаю вас медалями «Юных экологов» - защитников природы!».
Воспитатель вешает на шею каждому ребенку медаль. Дети благодарят Старичка-Боровичка и радостные возвращаются в группу.
2020