Задачи: Развивающие: - развивать эмоционально-доброжелательное отношение к объектам живой природы; - развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой. Обучающие: - учить ориентироваться по карте-схеме экологической тропы; - учить бережно относиться с окружающим миром. Воспитывающие: - воспитывать чувственно-эмоциональные реакции на окружающую среду; - воспитывать дружеские взаимоотношения и целеустремленность. Предварительная работа: - заучивание стихов про природу; - беседы на темы: «Птицы леса», «Лекарственные растения на территории детского сада»; «Пожар в лесу»; - наблюдения «Деревья и кустарники»; - просмотр мультфильмов «Высокая горка», «Лесные путешественники»; - слушание песен «Песня про экологию», «Лесная песенка».
Ход игры:
Дети с воспитателем вышли на прогулку по территории детского сада. На лесной полянке они замечают фигурку Старичка-Боровичка, на плече которого висит сумка. Воспитатель: Ребята, посмотрите, это Старичок-боровичок, он проводник по экологической тропе нашего детского сада. Все про растения и животных живущих в нашем детском саду знает и ребятам рассказывает. Ой, да у него на плече сумка висит. Раньше этой сумки не было. Скорее всего она не просто так на нем появилась. Давайте посмотрим, что в ней? Дети: Давайте. Педагог снимает сумку, открывает ее и достает из нее карту и письмо. Воспитатель: Дети, а тут целая карта лежит и письмо к ней. Хотите, чтобы я прочла письмо? Дети: Да. Воспитатель зачитывает письмо, в котором говорится о том, что в детском саду появился какой-то проказник, который устраивает везде беспорядок: деревья ломает, мусор разбрасывает... Карта поможет вам этого безобразника отыскать. А чтобы легче было найти нарушителя, на каждом участке с беспорядком будет находиться часть фотопортрета этого проказника. Нужно собрать все части и тогда найдется тот, кто устроил беспорядок в нашем саду. Воспитатель: Вот так дела! Кто же интересно решил пошалить в нашем детском саду? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Давайте теперь посмотрим карту? Дети: (ответ детей) Разворачивают карту и внимательно её изучают. На карте указаны места, где имеется какой-то беспорядок и стрелками показано как до него дойти. Воспитатель: Ребята, посмотрите, под номером один указана ведь наша спортивная площадка, а она очень близко к нам находится. Пойдемте туда скорее. Участок № 1 «Спортивная площадка» Приходят к первому указателю и замечают, что повсюду разбросан мусор. Воспитатель: Ой, как тут грязно, как много здесь мусора. Посмотрите, мусор лежит под деревьями и кустарниками, и даже в ветвях деревьев запутался. Разве так должно быть? Дети: Нет. Воспитатель: Правильно, нельзя. Что нам теперь с этим всем мусором делать? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Алиса, ты совершенно права! Мы соберём его в мусорный мешок и вынесем туда, откуда его увезут на машине «Мусоровоз». А для того, чтобы нам его собрать, Старичок-Боровичок положил в свою сумку и мусорный пакет. Вот и он! Педагог показывает пакет и вместе с детьми приступает к сборке мусора. Воспитатель: Молодцы! Мы весь мусор собрали. Так чисто стало. Посмотрите внимательно, теперь где-то должна лежать часть фотопортрета нашего нарушителя. Воспитатель: Влад нашел! Ура! Посмотрите на нее. Что тут указано? Дети: (ответ детей) Воспитатель: Побежали, ребята, дальше, пока этот проказник еще чего-нибудь не натворил, нам нужно скорее его найти. Смотрят карту и с помощью стрелок направляются к следующему участку. Участок № 2 «Лесная опушка» Воспитатель: Ребята, на первый взгляд здесь кажется, что всё в порядке, но не зря ведь нас сюда карта привела. Посмотрите внимательно, что-то тут должно быть не так. Дети: Находят костер и коробок со спичками. Воспитатель: Ого! Да тут непотушенный костер остался и разбросаны спички. Это очень опасно. Как вы думаете, чем это опасно для леса? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Всё верно. Пламя от костра может распространиться дальше, попадет на ветки деревьев и тогда может случиться пожар во всём лесу. Все растения, птицы и животные погибнут. Давайте скорее соберем все спички в коробок, положим в сумку и отнесем подальше от нашего леса. Ребята вместе с воспитателем собирают спички. Педагог рядом с одной спичкой находит часть от фотопортрета, показывает ее ребятам. Воспитатель: Смотрите, ребята, я нашла еще одну часть. А сейчас давайте костер с вами быстренько потушим. Посмотрите, тут и лейки с водой есть. Нужно построиться в две команды и каждый по очереди зальет костер водой. Дети строятся в две команды, и проводится эстафета с лейками. Воспитатель: Как быстро мы тут справились и самое главное – смогли уберечь лес от беды. Я вами очень горжусь! Но наш путь ещё не окончен. Побежали дальше. Смотрят на карте дальнейшее действие. Участок № 3 «На лесной лужайке» Находят банку, в которую были пойманы и закрыты улитка, божья коровка и муравей. Воспитатель: Ой, вы только посмотрите на этих бедняжек. Их словили и посадили в банку, а в банке ведь они долго не проживут. Как вы думаете, почему? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Правильно, Кирилл. Насекомым, как и всему живому, нужен свежий воздух и ползать по земле, где они находят себе пищу. Вне воли им тяжело и они со временем могут погибнут, ведь остаются без еды и воды. Что необходимо сделать нам в этом случае? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Умница, София, конечно мы их отпустим на волю. Открывают банку и выпускают насекомых. На дне банки обнаруживают очередную часть фотопортрета. Воспитатель: А вот и еще одна часть. Берем ее с собой и спешим на помощь дальше. Смотрят по карте дальнейший путь. Участок № 4 «Птичья роща» Приходят на участок и видят упавшую с дерева и перевернутую кормушку. Вокруг нее осталось совсем мало корма. Воспитатель: Посмотрите, ребята, что этот безобразник натворил здесь. Он же попросту лишил птиц еды. Птицы, которые остались зимовать в наших краях всегда находят себе пропитание за счет помощи людей. Люди мастерят для них кормушки, в которые насыпают разные крупы, сухие крошки хлеба, а иногда и кусочки сала. Посмотрите, возле этой кормушки, почти не осталось еды. Как же нам быть? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Я тут в сумочку нашу заглянула и увидела пакетик с кормом. Вот его то мы птицам и отдадим. Хотите наполнить кормушку новой едой для птиц? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Тогда, давайте перевернем кормушку, поставим ее ровно и каждый из вас по небольшой жменьке насыпет в нее корма. Дети переворачивают кормушку и обнаруживают еще одну часть от фотопортрета проказника - последнюю. Внимательно ее рассматривают и объединяют с остальными частями. Фотопортрет собрался полностью и все увидели, как выглядит разбойник, которого нужно отыскать и остановить. Дальше дети приступают к пополнению кормушки кормом. Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте кормушку эту на дерево повесим. Ну вот и справились с проблемой. Весь корм оставили в кормушке. Птицы очень обрадуются такому обеду. Ну, а сейчас пойдемте на последнее задание, на котором мы с вами и найдем того, кто устроил такой беспорядок на территории нашего детского сада. Участок № 5 «Дупло белки» Участники подходят к месту и видят, как кто-то выбрасывает орехи из дупла белки и кладет в него пустые фантики от конфет. Смотрят на фотопортрет и узнают в нем того самого проказника. Воспитатель: Вот мы тебя и нашли. Это ты столько вреда природе нашего сада нанёс: мусор раскидал под деревьями и кустами, привязал его к веткам; костер оставил непотушенным, а ведь мог случиться сильнейший пожар; птиц еды лишил; насекомых бедных, маленьких чуть не погубил, и вот, белку без орехов на зиму решил оставить! Сейчас мы тебе покажем! Педагог грозит проказнику пальцем. Проказник: Ой,ой,ой… Не ругайте меня, я не специально… Воспитатель: Да мы сейчас полицию вызовем! Проказник: Пожалуйста, не надо полицию вызывать… Воспитатель: Ты понимаешь, сколько ты всего плохого натворил? Проказник: Я всё понял. Простите меня, я так больше не буду… Воспитатель: Ну, что, ребята, простим его? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Ну хорошо, простим мы тебя. Но впредь, чтобы ничего подобного больше не делал. Это тебе не игрушки! Проказник: Спасибо вам большое, ребята! А я вас конфетами за вашу доброту угощу. У меня тут как раз еще остались. Проказник угощает детей конфетами. Дети благодарят его и прощаются с ним. Воспитатель: Ну, что ребята. Молодцы мы с вами? Дети: (ответы детей) Воспитатель: Конечно молодцы! Мы с вами такое большое дело сделали: спасли наш детский сад от мусора, лес от пожара, птиц и белок от голода, насекомых выпустили на волю, проказника нашли и научили как нужно себя вести с природой. И сейчас нам с вами нужно вернуться к нашему Старичку-Боровичку и отдать ему его сумку и карту, и обязательно расскажем ему как мы выполнили всё, о чем он нас попросил. Подходят к Старичку-Боровичку и видят – на шее у него висят медали, а рядом лежит письмо. Воспитатель зачитывает письмо. «Дорогие, ребята, вы молодцы! Большое вам спасибо! Выполнили все мои просьбы, нашли проказника и спасли наш детский сад. За ваш труд, доброту, отзывчивость и заботу, я награждаю вас медалями «Юных экологов» - защитников природы!». Воспитатель вешает на шею каждому ребенку медаль. Дети благодарят Старичка-Боровичка и радостные возвращаются в группу.