Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Туковская С.А. Использование в ДОУ квест-технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного участия в дорожном движении

Библиографическое описание:

Туковская С.А. Использование в ДОУ квест-технологии для обучения детей старшего дошкольного возраста правилам безопасного участия в дорожном движении // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/67-2.pdf.

В большинстве случаев, основной причиной дорожно-транспортных происшествий является пренебрежение требованиями Правил дорожного движения. Очень важно знакомить детей с Правилами дорожного движения, начиная как можно раньше. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. С учетом ФГОС ДО главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе - обновление содержания дошкольного образования и введение в образовательный процесс новых форм образовательной деятельности с дошкольниками. В связи с этим очевидна актуальность использования в образовательном процессе новых технологий и деятельностных форм взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы организации образовательной деятельности, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и мн. др. Все эти формы особенно хорошо сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест.

Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой взаимодействия педагога и детей. Реализуя определенные сюжеты и их вариации, при выполнении заданий, происходит формирование новых и закрепление имеющихся знаний, умений и навыков по той или иной проблеме. Конструкция квеста отличается от игры и имеет ряд особенностей: четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила.

Характеристика технологии квеста включает в себя:

· осуществление образовательных задач через игровую деятельность;

· целенаправленная мотивация эмоциональной и интеллектуальной активности воспитанника;

· исследовательский характер образовательной деятельности;

· развитие информационной и медиа грамотности.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ. Он доставляет детям радость не только самостоятельного поиска и нового открытия, но, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной деятельности дошкольников, их творческой активности. Способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревнования, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Организовывая квесты, необходимо соблюдать принципы доступности логической связи и эмоциональной окрашенности заданий для детей. Во время прохождения квеста использовать различные виды детской деятельности, рассчитывать разумность во времени при выполнении заданий. Игры должны быть безопасными. Вопросы и задания соответствовать возрасту.

Организация квестов требует тщательной подготовки педагога. Обычно подготовка осуществляется в несколько этапов: определяется тема, цели и задачи квеста; целевая аудитория и количество участников; сюжет и форма квеста (сценарий); пространство и ресурсы; количество помощников, организаторов; назначается дата; проведение игры; анализ полученных результатов. Проведение квеста начинается с постановки цели и задач, которые должны выполнить участники. Распределяются роли. На этапах прохождения выполняются ролевые задания, дети находят ответы на вопросы. Руководитель игры следит за порядком и правильностью выполнения заданий (бонусы и штрафы). В конце квеста подводятся итоги игры. Награждаются победители. Если игра командная, то и приз должен быть рассчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.

Проводить образовательные квесты можно в нескольких вариантах. Вариант квеста – Поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы. Аттракцион несложный, но, тем не менее, неизменно пользующийся успехом. Идеально подходит для праздников без гостей и частого использования. Более сложные и требующие большей предварительной подготовки варианты игры – Поиск по карте и Поиск по подсказкам (картинкам, указателям). Участники проходят маршруты квеста опираясь на маршрутный лист, где написаны последовательно станции и где они расположены; или загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать. Как вариант, маршрут можно пройти с «Волшебным клубком» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции). Или с помощью Карты, где маршрут изображен в виде схемы. Вариант «Волшебный экран» требует наличие планшета или ноутбука, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники.

Логически и последовательно составленная цепочка проведения квеста включает в себя направление игры (карта, стрелки, знаки); остановки (встреча с героями и выполнение заданий, поиск артефактов, получение дальнейшего направления); испытания (задания от героев, головоломки, опыты, викторины, подвижные игры); задания (загадки, ребусы, лабиринты, эксперименты, спортивные состязания).

В образовательные квесты включаются игры на познавательные процессы, пространственное ориентирование; творческие поделки; спорт-минутки и регулирующие игры. Темы квестов по формированию у дошкольников навыков безопасного участия в дорожном движении могут быть самыми различными. Поиск сокровищ (предметов): «Найди пропавший дорожный знак», «Безопасный маршрут», «Путешествие со Светофорчиком», «В поисках волшебного ключа», «Африканское путешествие в поисках клада». Помощь героям (сказки, мультфильма, фильма): «Собери светофор», «Помощники на дороге», «Зашифрованная надпись», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».

Познавательные: «Интересные факты из истории правил дорожного движения», «Отправляемся в путешествие по улицам нашего города», «Знают правила друзья, значит, знаю их и я», «Юные знатоки дорожного движения». С многообразием опытов и экспериментов: «Изготовление светоотражающих элементов для своей одежды», «Движение», «Что происходит при столкновении двух транспортных средств?», «Подушка безопасности», «Я заметен на дороге». По художественным произведениям (литературные квесты по книгам, фильмам, мультфильмам): «В стране правил дорожного движения», «Приключения в сказочной стране», «Как Колобок помог жителям автомобильного городка», «Путь по карте ты пройди, книгу в подарок получи».

Принимая участие в квестах, направленных на формирование и закрепление навыков безопасного участия в дорожном движении, дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг другу в выполнении заданий. У детей формируются соответствующие знания, элементарная дорожная грамотность, негативное отношение к нарушениям ПДД. Появляется способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения. Они учатся самостоятельно принимать нужные решения, проявляют гуманные чувства: отзывчивость и сострадание. Использование квест-технологии в ДОУ приведет не только к решению основных образовательных и воспитательных задач, но и окажет неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Самое главное, это то, что квесты помогают активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Это игра, способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, решая его задачи в игровой сюжетной и занимательной форме.

Список использованных источников:

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

2. Стеркина Р.Б. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Р.Б. Стеркина // Дошкольное воспитание – 1997 - №3 –С. 11 – 22.

3. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся//Вопросы Интернет-образования. 2010, № 7.

4. Осяк С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология. Современные проблемы науки и образования / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова – 2015. – № 1-2.;

5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста/Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
2023