Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Матвеенко А.Н., Нербышев А.П. Новые образовательные технологии как нестандартные средства при адаптивном воспитании детей младшего и среднего школьного возраста в условиях образовательных учреждений

Оригинaл материала размещен в выпуске № 4 (54) https://f.almanah.su/54.pdf


Аннотация

 В статье рассмотрены современные подходы применения нестандартных приемов в виде новых образовательных технологий, позволяющих совершенствовать процесс адаптивного физического воспитания учащихся в общеобразовательных и специальных коррекционных учреждениях.

Annotation

The article discusses modern approaches to the use of non-standard techniques in the form of new educational technologies that allow improving the process of adaptive physical education of students in general education and special correctional institutions.
Ключевые слова: Адаптивное физическое воспитание, образовательные технологии, школьный возраст.
Key words: Adaptive physical education, educational technologies, school age.

Как правило на практике одним из путей повышения уровня и эффективности физической подготовленности учащихся и развития физических качеств является применение нестандартных приемов и средств обучения на уроках по предмету «Физическая культура» [1, c. 68].
В настоящее время адаптированное физическое воспитание в школах вызывает массу проблем, которые не решены по сей день не только в нашей стране, но и во всем мире.
Следует обратиться к исследованиям ученых S. Sharma и S. Bhatt, которые показали, что большинство школ не используют и не готовы к концепции дифференцированного обучения и преподавания, как и не сенсибилизированой концепции равенства.
Авторы отмечают, что с повышением осведомленности об адаптивном физическом воспитании, произойдет непосредственное изменение подхода к предоставлению о физическом воспитании; от подхода, основанного на тренировке, к подходу, основанному на образовании, а также это приведет к повышению общей культуры физического воспитания.
Учеными была разработана и внедрена образовательная технология, основанная на подходе «FIVE KEY STAGES», с помощью данного подхода можно планировать учебный план на 5 важных ключевых этапах: 1 этап – работа над поведением ученика и его подготовка к работе в классе; 2 этап – происходит ориентир, на то, что ученики учатся принимать физическое воспитание в качестве части отдыха, а игровой фактор служит мотиватором для их участия в плане физического воспитания; 3 этап – сосредотачиваемся на потенциале ребенка и его навыков для конкретной игры; 4 этап – ориентируемся на инклюзивные занятия, в ходе которых ученики и используют не только свои навыки, но и познания которые они получили на третьем этапе и способность практиковать свои познания (навыки), 5 этап (основной) – ориентир на конкуренцию в обществе [4].
В продолжение нашего исследования, обратимся к трудам ученых T. Sato и J.А. Haegele, которые провели анализ опыта профессионального обучения в адаптивном физическом воспитании профессиональных учителей физического воспитания с помощью профессионального обучения в сети Интернет во время и после онлайн-обучения курсов по Программе «Введение адаптивного физического воспитания в практику адаптивного физического воспитания». Данное нововведение в процесс профессионального обучения учителей физической культуры, по мнению авторов позволит решить множество проблем, а именно: преодолеть значительную постоянную нехватку кадров в сфере адаптивного физического воспитания; подготовить учителей физической культуры для работы в инклюзивных классах, а также и эффективность интернет-профессионального обучения для сельских педагогов. Исходя из результатов внедрения онлайн-обучения были предложены три темы, которые взаимосвязаны между собой. I тема – Ролевая трансформация педагога; II тема – Наставничество, а именно профессиональное развитие сообщества; III - Понимающая нынешний статус физического воспитания [3].
B. Ray в своей статье описывает информацию по созданию сенсорной комнаты для группы детей различных нозологических групп или инклюзивных классов в школе на примере государственных школ. В продолжение сказанного, автор указывает, что в начальных школах, данная комната оказала положительное влияние на учащихся, которые в свою очередь стали лучше следовать указаниям, а также тратить больше времени на выполнение тех или иных задач, также замечено снижение негативного поведения и стремление детей заниматься в сенсорной комнате. В своем исследовании автор описывает сенсорную комнату в Ганновере, которая, по его словам, представляет собой терапевтическое пространство с разнообразным оборудованием, которое признано детям давать разнообразные сенсорные ощущения, чтоб дети могли спокойно сосредоточиться и лучше подготовиться к обучению и взаимодействию с другими. Так, например: фитбол-мячи используются для учащихся с проприоцептивными и вестибулярными проблемами, помогают им осознать, как двигаются их тела и как они могут контролировать свои движения; белая доска с магнитными буквами развивает мелкую моторику рук; стена света помогает успокоить свое тело и чувствовать себя более ориентированными в пространстве. Учащиеся могут заниматься как парами, так и по отдельности (индивидуально), в процессе занятий учащиеся используют красные шары и канаты, чтобы попасть в точку света на стене, зеркальная стена позволяет использовать визуальную обратную связь, учащиеся пишут и рисуют на зеркале, что процессе дает им возможность успокаивать тактильные ощущения. Цветовая лампа с пузырьками расслабляет обстановку и успокаивает с помощью визуальных эффектов и звуков; перемещение платформы – качели обеспечивают определенные вестибулярные движения, необходимые для успокоения и улучшения чувства равновесия ученика [2].
По ряду причин современный процесс физическому воспитанию может быть сложным. Во-первых, не все учителя обращаются к новым технологиям, мобильным приложениям, гаджетам для создания динамичности своего класса. Можно привести ряд примеров с использованием данных способов в классах: шагомер, считается самым простым способом измерения физической активности, также, как и фитнес-браслет. Используются в любых возрастных категориях и нозологических группах, при выполнении различных задач, как домашних, так и школьных. Но следует учитывать, что показатели будут разниться, поскольку все дети разные и активность их тоже. Фитнес-браслет и монитор сердечного ритма – используют для измерения сердечного ритма для измерения пульса учащегося во время занятий. Учитель и учащийся ориентируется с помощью данного устройства на свой индивидуальный целевой сердечный ритм. Что касается мобильных приложений, то у учителей есть такие приложения как MapMyFitness и MyFitnessPal, с помощью которых отслеживаются движения, а также помощь в правильном питании.
Существуют также интернет сайты YouTube и Vimeo, которые содержат большой спектр инструментов – практических видеороликов для учителей.
Игры – существует устойчивый рынок «игрсимуляторов», таких как Wii Sports и Dance Dance Revolution. Для того чтобы их применять для целого класса, следует назначать часть учеников игроками, а остальную часть – контролерами. Данные игры как правило проецируются на стену или экран и это видит весь класс.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что адаптация новых технологий как нестандартных средств при адаптивном воспитании детей может быть сложной задачей для учителей и инструкторов адаптивного физического воспитания. Очень часто учителя по физическому воспитанию не воспринимают в серьез современные технологии, считают, что они не имеют никакого отношения к их предмету. Но как показывает практика, что с помощью новых технологий занятия становятся интереснее и разнообразнее, дети проявляют интерес и их способности с каждым разом улучшаются.
Использование новых технологий для обучения физическому воспитанию детей различных нозологических групп позволяет педагогам создавать интерактивные занятия и показывать насколько важны их цели.

Библиографический список


1.  Прокопенко Т. И. Анализ концептуальных подходов к реформированию школьного образования в сфере физической культуры // Социально-экономические, психолого-педагогические, философские и правовые аспекты развития общества: сборник материалов Всероссийского научно-практического «круглого стола». М., 2016. С. 68-70.
2.  Ray B. (2017), «Sensory Room 101», Learning environments, No. 6, available at: www.edutopia.org/article/sensory-room-101-betty-ray.
3.  Sato T., Haegele J.A. (2017), «Professional development in adapted physical education with graduate web-based professional learning», Physical Education and Sport Pedagogy, No. 6, available at:.
4.  Sharma S., Bhatt S. (2017), «The relevance of adapted physical education in schools», Healthy living, No. 7, available at: www.patientsengage.com/ healthy-living/ relevance- adaptedphysical- education- schools.
2022