НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Яценко Т. С. Умственное воспитание дошкольников посредством экологического развития

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf

В дошкольных учреждениях, в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, средства природы используются на всех занятиях, в режимных процессах, и, конечно же, в играх, т.к. природа окружает нас повсеместно, мы сами являемся частью природы, и для детей дошкольного возраста средства природы являются самыми оптимальными средствами для развития их умственных способностей. Особо можно отметить занятия по ознакомлению с природой, экскурсии на природу, прогулки. Здесь дети особенно приближены к природе, взаимодействуют с ней и визуально и физически, напрямую воспринимают разнообразные явления природы, исследуют и обследуют ее. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления Наблюдения на прогулках в лесу, на лугу, возле пруда, затем наглядное моделирование и обсуждение позволяют старшим дошкольникам понять идею «общего дома» - сообщества растений и животных, проживающих совместно на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязанных друг с другом.
В психологической и эстетической литературе особое значение уделяется вопросам эмоций, чувств и оценок в сфере отношений. Эмоции и чувства у дошкольников возникают в процессе сложного взаимодействия субъекта с субъектами и зависят как от особенностей объектов, так и от особенностей личности, ее индивидуальности.
С точки зрения Л. С. Выготского: «если явления действительности не затрагивают душу человека, то общение с ними не дает ожидаемого результата. Вне чувственно-эмоционального отношения ребенка к природе освоение ее, имеет рассудочный, схематический характер». На основании этого можно утверждать, что если не возникает чувственно- эмоционального контакта с природой у ребенка, то все задачи экологического воспитания являются нереализованными. Воздействуя на чувства ребенка, формируя их при использовании разнообразных методов и форм работы с детьми, главным из которых является непосредственный контакт ребенка с природой, можно воспитать гармонически развитую личность, ориентированную на общечеловеческие ценности.
Достижение первых семи лет считается формирование понимания: ребенок акцентирует себя из настоящего мира, приступает воспринимать свое место в кругу близких и друзей, сознательно осваивается в окружающем предметно-природном мире, вычленять его сокровище. В своей работе мы опираемся на воспринятые и эмоциональное понимание природного мира, представление красоты окружающей природы. Понимание природных предметов и явлений выполняется через наблюдение за объектом, наблюдение, прослушание издаваемых звучаний, распознавание вкусовых свойств, любование явлениями природы. Эта работа исполняется, во время экскурсии на прогулке, в живом уголке, в непосредственной образовательной деятельности. Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через эмоции, ребенок понимает окружающий мир. Подчеркивая воспринимаемые картины из охватывающей среды, у ребенка вырабатывается подробный, меняющийся облик природы. Освоение природного мира сопутствуется чувственными переживаниями. Эмоциональное восприятия мира, толкает ребенка к искательской деятельности, формирует созидательные возможности, заложенные в ребенке, формирование ручное искусство. Все эти заслуги важны ребенку для экологического формирования. Целью экологического образования представляется формирование экологически цивилизованной личности и общества как совокупности, практического и душевного навыка взаимодействия человека и природы, снабжающего его вышиванье и формирование. Эта цель соответствует с совершенством единого образования всесторонне развитой личности, одаренной жить в согласии с окружающей средой.
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности не только выступает как объективная потребность, но и становиться основной целью (идеалом) современного воспитания.
Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими.
Главными качествами ума являются сообразительность (умение создавать информацию и оперировать ею), любознательность (пытливость в учении), объективность (стремление к прочности и точности знаний), эрудированность (широта взглядов, научная информированность) и действенность мышления (умение видеть главное и применять теорию на практике). Совершенствование ума предполагает активное развитие мышления, памяти, речи и способности к творчеству.
Содержание умственного воспитания детей
старшего дошкольного возраста
В содержание воспитательного процесса детей дошколь­ного возраста входит умственное воспитание. Чтобы пра­вильно подойти к реализации задач умственного воспитания, необходимо глубоко знать закономерности умственного раз­вития ребенка. Именно в этом направлении работают ученые психологи и педагоги. Изучение возрастных возможностей умственного развития детей направлено на выяснение зако­номерностей и особенностей развития способностей детей, познавательных интересов, формирования наглядно-образного мышления детей, предпосылок логического мышления. На основе всех выявленных закономерностей умственного раз­вития детей дошкольного возраста определяется содержание и методы умственного воспитания на разных этапах возраст­ного становления ребенка.
Умственное воспитание — это прежде всего развитие ак­тивной мыслительной деятельности дошкольников. Полноцен­ное умственное воспитание происходит только в педагогически правильной организованной деятельности.
У детей старшего дошкольного возраста развиваются способности к аналитико-синтетической деятельности. Дети не ограничиваются узнаванием конкретных фактов, внешних свойств предметов и явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учётом этих факторов в старшей группе усложняются задачи и программы их обучения, в том числе и по ознакомлению с природой. У детей этого возраста формируется система представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода за ними; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных и пр. В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Основой умственного развития и воспитания ребенка яв­ляется сенсорное воспитание, которое направлено прежде всего на развитие ощущений и восприятий. Ребенок познает окру­жающий мир через ощущения и восприятие. Уровень разви­тия ощущений и восприятия определяет и успешность по­знавательной деятельности ребенка.
В дошкольном возрасте усваиваются пространственные и временные представления, которыми дети руководствуются в общении со взрослыми и сверстниками, особенно в разго­ворной речи. Сенсорное воспитание направлено и на развитие тактиль­ной чувствительности — умения различать на ощупь качества предметов и правильно их называть. При этом дети опериру­ют такими понятиями, как «гладкий», «мягкий», «пушистый», «твердый», «холодный», «теплый». Одна из сторон сенсорно­го воспитания — развитие обонятельных и вкусовых ощу­щений.
Таким образом, в целом можно определить, что для умственного воспи­тания используются самые разнообразные средства, которые помогают интеллектуальному развитию ребенка и его инди­видуальной интеллектуальной деятельности. Основное направление подготовки ребёнка к школе состоит в том, чтобы воспитать у него готовность к любому виду труда, в частности умственному, сформировать потребность в получении знаний, подготовить к дальнейшей самостоятельной работе.
Роль природы в умственном воспитании ребёнка.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и вос­питании правильного отношения к ней.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действитель­ность, приводит нередко к образованию у них различных пред­рассудков и суеверий. Неправильные представления часто слу­жат причиной недоброжелательного отношения детей к живот­ным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся непра­вильные представления значительно труднее, чем образовать но­вые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в до­школьном возрасте получили верные сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления при­роды, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умствен­ного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Умение видеть природу — первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой. Возраст 6–7 лет является сенситивным для развития восприятия. Дети интересуются окружающим миром, а взрослым необходимо направлять их внимание на полное осмысленное восприятие, осознание этого мира. В своей работе мы опираемся на восприятие и чувственное познание природного мира, понимание красоты окружающей природы. Восприятие природных объектов и явлений осуществляется через наблюдение за объектом, рассматривание, прослушание издаваемых звуков, определение вкусовых качеств, любование явлениями природы
Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, толкает ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, залаженные в ребенке, формирует ручную умелость. Все эти достижения необходимы ребенку для экологического развития.
Общаясь с природой, ребёнок воспринимает её. Однако далеко не всегда он получает конкретные представления о природе. Дети часто не замечают предмета или обращают внимание на несущественные его детали, неправильно называют воспринимаемое. Отсюда следует, что для ознакомления ребёнка с природой мало показать предмет или явление; необходимо руководить познавательным процессом. Воспитатель должен обратить внимание детей на главное в предмете, связать с обозначающими их словами.
Формирование знаний о природе играет существенную роль в умственном развитии и экологическом воспитании ребенка. Они обогащают его восприятие, память, речь сведениями, развивают качества внимания, мышления и воображения, позволяют создать багаж представлений о законах жизни, формируют материалистическое миропонимание, помогают разобраться в доступных детям законах жизни. Знания о природе - это и основа воспитания экологической культуры детей, что так важно в наше время.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, о том, что умственное воспитание дошкольника по средствам экологического развития способствует тому, чтобы ребенок все точнее и глубже осваивал окружающий мир, научался способам взаимодействия с ним, чувство прекрасного.
2021