Одним из основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте является то, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Толерантность обуславливается потребностью в формировании толерантного сознания как условия дальнейшего выживания и функционирования постиндустриального общества. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального поведения.
Наиболее важной характеристикой межэтнических отношений является этническая толерантность – «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной».
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и этнической толерантности. Именно в этом возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Дети играют и общаются, а значит, уже в дошкольном возрасте вплетают в свою жизнь ростки иной культуры, что обязательно скажется на их социальном становлении. Поэтому одним из самых действенных методов формирования толерантного отношения к представителям других культур является именно целенаправленная деятельность.
Можно выделить 3 группы методов, соответствующих нравственному воспитанию, а так же воспитанию этнической толерантности в дошкольном возрасте.
1. Методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания (суждений, оценок):
- беседа (материал: маленькие рассказы, сказки с ярко выраженным этническим содержанием; через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, зле, добре и т.д.);
- художественная литература оказывает сильное влияние на сознание и чувства дошкольников. Дети стараются подражать понравившимся героям. Важно воздействовать не только на сознание детей, но и на их чувства, тогда они научатся понимать других;
- наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
2. Методы создания у детей практического опыта социального поведения:
- метод научения ребенка положительным формам поведения, воспитание нравственных привычек;
- целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;
- личный пример взрослого, но он будет эффективен, только если человек обладает авторитетом.
3. Методы, формирующие нравственные чувства, эмоции и отношения у детей.
Таким образом, развитие этнической толерантности у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации возможно благодаря комплексу педагогических мероприятий. А именно: с детьми необходимо проводить занятия, игры, упражнения, направленные на знакомство с народами, проживающими в стране, их культурой, обычаями и традициями и чтение художественной литературы разных народов.
В работе с детьми допустимо использование только ненасильственного управления и изменение методов и приемов воспитания. Необходим делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых педагогом не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить важность этих дел для себя.
Насколько будет толерантен ребенок, во многом зависит от взрослых, от присутствия этнической толерантности в их действиях, поступках, суждениях. Нужно уважать в ребенке человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть. Уважать – значит понимать, поддерживать, верить.
Библиографический список
1. Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений [Текст] / Н. А. Асташова. – М.: Союз 2003.2. Бетти, Р. Э. Толерантность – дорога к миру [Текст] / Р. Э. Бетти. – М.: Бонфи, 2001.
3. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / Б. З. Вульфов. – М.: Внешкольник, 2002.
4. Дробижева, Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности [Текст] / Л.М. Дробижева. М.: Научно публицистический вестник, 2003.
5. Карманова, Ж.А. Формирование этнической толерантности в дошкольном возрасте [Текст] /Ж.А. Карманова. – М.: Успехи современного естествознания, 2015. – № 1-2.
6. Козлова, С.К, Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.К. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Академия, 2002.
7. Суслова, Э.К. Общение с детьми разных национальностей — важнейшее средство интернационального воспитания детей [Текст] / Э. К. Суслова. – М.: Дошкольное воспитание, 1990.
8. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014.