Не секрет, что уровень учебно-познавательной мотивации обучающихся снижается. Внимание современных школьников приковано в многообразным гаджетам и школьному образованию сложно выдерживать такую конкуренцию. Привлечь и развить интерес обучающихся к познанию окружающего мира призвана внеурочная деятельность, которой уделяется особое внимание в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Данный стандарт определяет внеурочную деятельность неотъемлемой частью базисного учебного плана. Внеурочная деятельность сегодня принимает различные формы и представляет собой ту сферу, в условиях которой возможно максимально развивать и формировать познавательные потребности и способности каждого обучающихся. Изучив всевозможные варианты организации внеурочной деятельности, я остановилась на школьном геологическом музее. Почему именно геологический музей? Создание музея дело непростое. Для его создания у меня было несколько причин. Первая причина в том, что в Хабаровске ранее работал геологический музей, а сейчас его нет. Очень жаль. После постройки третьего корпуса Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, экспонаты геологического музея были перенесены туда. Там можно и сейчас увидеть коллекцию минералов Дальнего Востока, фрагменты Сихоте-Алиньского метеорита, а также образцы лунного грунта. Однако это уже неполная коллекция и возникало чувство сожаления о потерянном. Ведь с хорошими экскурсоводами, можно проводить интересные экскурсии в мир камней, а такая возможность была утеряна. Вторая причина - в моём кабинете географии стали появляться интересные геологические экспонаты, с которыми что-то надо было делать: порода кимберлитовой трубки, кристаллы кварца, аметиста, образцы малахита, базальта и другие. Некоторые из них приносили родители, которые некогда были связаны с геологическими разведками, другие были принесены ребятами, коллекционирующими горные породы, но не знающими, как применить их дома. Часть образцов сохранилась в школе с советского времени, когда в школы приходили коллекции горных пород. Но вид их был непрезентабельный. С этим надо было что-то делать. Третья причина - практически каждый год мои ребята участвуют в городской геологической олимпиаде. Но заинтересовать ребят геологией не простая задача, потому что с этим видом деятельности в будущем связывают себя очень немногие из них, а точнее единицы. Изучение горных пород, их классификация и происхождение проходит в 6 классе, а по стандартам ФГОС ООО второго поколения в 5 классе. Однако учеников среднего звена, которым всё это интересно и которые очень любят, и желают везде участвовать, по возрасту в геологическую олимпиаду участвовать берут только с 9 класса. К старшим классам интерес обучающихся становится более узким, направленным на изучение предметов, необходимых для поступления в учебные заведения, а изучение географии, а тем более геологии, для многих становится не интересным. Старшеклассники не хотят терять время на занятия, которые в будущем им не будут нужны в профессии. Как же поддержать интерес учеников 5-6 классов, чтобы он сохранился к 9-11 классу, а возможно и повлиял на выбор их будущей профессии? В-четвертых, побывав в Царскосельском лицее, в котором учился и который воспевал А.С.Пушкин, я увидела, что в одном из его классов находится собрание геологических экспонатов. Я сделала вывод, что образование лицеистов включало в себя и знание не только географии, но и геологии, так как хорошее образование подразумевало знания о строении, происхождении и развитии Земли, геологических процессах, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы. Изучение этих вопросов велось всеми доступными тогда методами с привлечением данных других наук и дисциплин. Вышеперечисленные причины определили создание в моём кабинете географии геологического музея. Школьные музеи естественнонаучного профиля, подобные нашему - исключительная редкость в современной системе образования. Относительно музеев геологического профиля, создаваемых при школах, можно смело сказать, что за последние 10 лет в России известно всего несколько случаев создания сколь значимых коллекций этого направления. Объясняется это трудностями работы с природным материалом (минералами, рудами, породами, палеонтологическими экспонатами) с которыми сталкиваются преподаватели и учащиеся. При изучении данных объектов природы недостаточно только «книжных» знаний, поскольку геология - это область практической деятельности, связанной с полевой работой: поездками, экспедициями, сбором экспонатов, что требует владения специфическими умениями и навыками. Другая причина – недостаток финансирования. Даже специалисты-геологи, вулканологи и минералоги в наши дни из-за недостатка финансирования сворачивают свои экспедиции и не могут собрать необходимый для научных исследований материал. Работа по сбору школьной коллекции музея началась еще в 2014 году. Сегодня она насчитывает более двухсот экспонатов. За данное время сложилась система, о которой пойдёт речь ниже.
Проект создания геологического музея
Тема
Школьный геологический музей
Цель создание школьного просветительского центра в области наук о Земле объединяющего отдельные географические и геологические дисциплины (минералогию, петрографию, палеонтологию, геотектонику и т.п.). Задачи 1.развитие учебно-познавательной мотивации обучающихся к изучению географии и геологии; 2. создание условий для краеведческой деятельности, направленной на воспитание любви к нашей малой и большой Родине, бережного отношения к нашей планете; 3.создание условий для углублённого изучения предмета обучающимися, имеющими особые образовательные потребности, для реализации их научно-исследовательского потенциала; Этапы реализации 1 этап: формализация замысла (определение целей, задач, структуры, функционала, режима деятельности, изыскание средств) 2 этап: подготовка материальной базы музея (установка стеллажей, сбор экспонатов) 3 этап: оформление выставки музея (подготовка экспонатов к показу, сбор сведений об экспонатах) 4 этап: подготовка экскурсоводов, продолжение работы по сбору экспонатов и сведений о них 5 этап: открытие музея, проведение экскурсий
Участники проекта · Администрация МБОУ СОШ № 44 г. Хабаровска; · Обучающиеся школы, посещающие кружок «Юный геолог»; · Родители (в качестве спонсоров, помогающих собрать коллекцию музея); · Учитель Сотрудничество Институт тектоники и геофизики Дальневосточного отделения Российской академии наук им. Ю.А.Косыгина (в лице зам. директора по научной работе Махинова Алексея Николаевича, науч. сотр лаборатории магматической тектоники Войновой Ирины Петровны voinova@itig.as.khb.ru В настоящее время музей имеет следующую структуру: 1. Основной фонд: виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющихся первоисточниками для изучения геоглогии (образцы горных пород и минералов), макеты, модели строения земной коры, который оформлен в виде тематических экспозиций. Кассификация горных породи минералов представлена на основе их происхождения: магматические, осадочные, метаморфические. Также есть шкала твёрдости Мооса. 2. Научно-вспомогательный фонд: книги, журналы, справочники, энциклопедии, фотографии, плакаты, видеоматериалы. 3. Методологический фонд: одна из основных функций музея – образовательная, поэтому мной разработаны комплексы тематических экскурсий для обучающихся, способствующих использованию экспозиций геологического музея в процессе обучения географии. Темами экскурсий является: происхождение планеты Земля, строение литосферы, ее вещественный состав и возможности использования человеком, геологические процессы, экологические функции литосферы. Включение экологических функций литосферы в модель обосновано тем, что в школьных курсах географии предусмотрено изучение вопросов использования ресурсов литосферы, ее изменения в результате техногенных процессов. 4. Средства учета музейной документации: книга учета основного фонда. Учет преследовать две цели: обеспечение сохранности самого предмета; обеспечение сохранности сведений, имеющихся о предмете. Использование музея в образовательном процессе учреждения образования Главная цель музея - создание школьного просветительского центра в области наук о Земле, стране, крае, объединяющего отдельные географические и геологические дисциплины (минералогию, петрографию, палеонтологию, геотектонику и т.п.). Большой популярностью музей пользуется у учащихся начального звена. Те горные породы, с которыми они ознакомились на уроках окружающего мира, они могут увидеть, потрогать, и тд. На уроках географии в 6 классах проводится практическое определение названий образцов минералов. На уроках географии я знакомлю ребят не только с полезными ископаемыми нашего края, но и с Учалинскими яшмами Эрмитажа (подготовлена красочная презентация). Учителя химии, физики, биологии обычно используют образцы полезных ископаемых, минералов в форме кристаллов, образцы руды, нефти, палеонтологические образцы. При музее организован геологический кружок[1]. Программа геологического кружка включает в себя разнообразные формы проведения внеурочной деятельности. Учащиеся не только занимаются исследовательской деятельностью по изучению горых пород, минералов нашего края. Они готовят доклады, рефераты, научные работыдля участия в городской научно-практической конференции «Шаг в науку», городской геологический олимпиаде, сами становятся экскурсоводами нашего музея. Экскурсии в основном проводятся по запросам учителей (чаще начальной школы и среднего звена). Таким образом, мы занимаемся просветительской деятельностью среди обучающихся нашей школы и после карантинных мероприятий планируем приглашать на экскурсии ребят из школ нашего микрорайона. Самостоятельно проводя экскурсии по геологическому музею школы, ребята развивают свои личностные компетенции. Для расширения форм деятельности кружка и развития геологического музея, мы привлекаем к взаимодействию: · родителей, имеющих отношение к геологии (бывших геологов, преподавателей) в качестве лекторов или консультантов; · специалистов института тектоники и геофизики. Дальневосточного отделения Российской академии наук им. Ю.А.Косыгина (в лице заместителя директора по научной работе Махинова Алексея Николаевича, научного сотрудника лаборатории магматической тектоники Войновой Ирины Петровны в качестве консультантов; · специалистов ХК ИРО; · специалистов отдела геологии музея им. Н.И.Гродекова г. Хабаровска; · организаторов экскурсионных маршрутов; · студентов геологического факультета МГУ (через интернет) http://popular.geo.web.ru, сайт «МГУ – школе»; · спонсоров. Деятельность школьного геологического музея ориентирована на реализацию Концепции развития географического образования Российской Федерации, в которой говорится о том, что необходимо формировать у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Таким образом, ожидаемые результаты реализации программы геологического кружка, функционирующего рамках школьного музея, следующие: · расширение географического кругозора учащихся (в частности в области геологии); · углубленное изучение тем, связанных с геологией; · формирование устойчивого интереса к географическим наукам. Обучающиеся научатся: 1. Определять горные породы, минералы, полезные ископаемые своего края. 2. Читать географические карты. 3. Работать с научной-популярной литературой, справочниками. 4. Работать в команде. 5. Презентовать свои наработки, личностные достижения. Таким образом, школьный геологический музей стал мощным средством развития личностных и метапредметных компетенций обучающихся.