НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Игнатьева Т.А. Как поколению Z – поколению, родившемся в информационном обществе, привить любовь к книге

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (26) https://f.almanah.su/26.pdf


Книга — твой друг, без нее как без рук.
Книжка — лучший товарищ.
С книгой жить - век не тужить.
Книга- источник знаний.
Ни для кого не секрет, что в этих замечательных пословицах раскрывается огромное значение книги в развитии, воспитании и социализации ребёнка. Читая книги, мы расширяем не только «читательский» опыт и кругозор, а узнаем много нового и интересного, учимся думать и размышлять, чувствовать и сопереживать героям и их поступкам, находить ответы на многие нужные и важные вопросы…
Когда-то наша страна по праву гордилась тем, что являлась одной из самых читающих в мире. Но эти времена, похоже, уже в далёком прошлом, потому что наше общество теряет интерес к книгам и чтению. Почему? Да потому, что современные дети – другие дети информационного мира, где приоритетом для них является виртуальная жизнь, общение в виртуальном пространстве, зависимость от цифровых технологий. Гаджеты – привычная часть их повседневной жизни.
Для современных детей, которые живут в эпоху технического прогресса, книга перестала быть основным источником информации. Дети выбирают сотовые телефоны, телевизоры, планшеты, компьютеры, так как они имеются в каждой семье, проще для восприятия, интересней и доступней, чем занимательная и увлекательная книга.
Каждому из нас хорошо знакомо, что хорошее владение родным языком, связной речью (уметь содержательно и логически правильно строить высказывания, доказательства, говорить на разные темы, выбирать точные слова для характеристики предметов и явлений) – это искусство, которому надо учиться. И чем раньше начать овладевать им, тем больших результатов можно достигнуть.
Многие родители мечтают привить дошкольнику устойчивый интерес к книге и любовь к чтению. Но, к сожалению, не все осознают, что дети предпочитают общению с книгой другие занятия, да и процесс обучения чтению интересный, увлекательный, но трудный и ответственный. Не у всех детей он проходит быстро и легко.
Для педагога важна ценность устойчивого интереса к книге, воспитания любви к художественному слову как средства образования и воспитания, как залог их жизненной судьбы. Чтобы привить современному дошкольнику любовь к книге, мы практикуем в детском саду следующие формы работы, а именно:
1.      Ежедневно используем произведения художественной литературы в НОД, в совместной и самостоятельной деятельности.
2.      В книжном уголке размещаем книги, которые интересны и любимы детям.
3.      Ежедневно читаем детям произведения художественной литературы перед сном.
4.      Дети обожают смотреть мультфильмы. В группе мы создали мини – киностудию. В соответствии с возрастом подбираем художественное произведение, учим текст, рисуем сюжет, своими руками дети совместно с взрослыми дома изготовляют героев. Таким образом, в течение учебного года мы с детьми создаём любительский мультфильм.
5.      Дети очень любят рисовать. Ребёнок с огромным удовольствием нарисует героя из прочитанного произведения или раскрасит его.
6.      Детям нравится инсценировать произведения или отрывки. Вместе с родителями дети выучат любую роль, приобретут или сделают своими руками костюм.
7.      Дети очень любят играть. Можно найти или придумать словесные игры и упражнения на разные темы, которые можно активно использовать в режимных моментах.
8.      3 марта отмечается Всемирный день писателя. Наша Вологодская земля по праву гордится выдающимися земляками: Н. Рубцов, К.Батюшков…, которые прославили Россию и родной край силой литературного слова. Но нельзя забывать, что в Череповце живут замечательные поэты: Татьяна Новикова, Альбина Королёва… В НОД, в совместной деятельности знакомимся с творчеством этих поэтов (читаем, заучиваем, рисуем…).
9.      2 апреля Международный день детской книги. В течение недели мы с детьми и родителями проводим следующие мероприятия:
1)       Игра «Книжкина больница»: оказание помощи воспитателю в ремонте книг.
2)       Акция «Подари книжку детскому саду».
3)       Конкурс рисунков «Иллюстрация к любимой сказке».
4)       Фотоконкурс «Читающая семья».
5)       Досуг «Верные друзья – мама, папа, книга, я».
10. Проектная деятельность. В течение учебного года можно реализовать различные проекты по интересам и возможностям детей.
11. А почему бы не организовать в группе социальные или тематические акции, творческие конкурсы, выставки, посвященные писателям и поэтам.
12. Дети совместно с взрослыми очень любят ходить в магазины. А почему бы родителям целенаправленно в выходной день не организовать «семейный поход в книжный магазин», где ребёнок самостоятельно выберет книжку по душе и интересам.
13. Было бы здорово родителям запланировать в выходной день «маршрут выходного дня» в детскую библиотеку, которая имеется в каждом районе города. Ребёнок с большим желанием посетит отдел «Малышок»: полистает книги, рассмотрит яркие иллюстрации, пообщается с библиотекарем…
Очень важно привить ребёнку любовь к книге и приобщить к чтению, чтобы он с детства получал удовольствие от книг, умел увлекательно пересказать произведения художественной литературы. И осознанно понимал литературную ценность книги, которая превращает его читателя. Книга всегда остается источником знаний, школой мудрости, ключом к успеху.
2019