НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Мотоева Л.Л. Целевые ориентиры поликультурного образования дошкольников

Оригинaл материала размещен в выпуске № 08 (10) https://f.almanah.su/10.pdf


Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX в. Российские ученые к разработке поликультурной педагогики приступили сравнительно недавно — в 90-е гг. XX в. Так что можно сказать, что отечественная поликультурная педагогика находится в стадии становления.
Одно из первых нормативных определений понятия «поликультурное воспитание» дано в 1977 г.: «Воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку».
В России поликультурное воспитание - демократический ответ на потребности многонационального населения. Резко обострилась проблема поликультурного воспитания в связи с возросшим в 1990-е гг. потоком иммигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем сверхзадачей поликультурной педагогики является воспитание гражданина демократической России.
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах: воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств; воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.; воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
Основной функцией поликультурного воспитания является, прежде всего, устранение противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Предполагается взаимная адаптация этнических групп, отказ этнического большинства от культурного диктата.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести: формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи; осознание важности культурного многообразия для самореализации личности; воспитание позитивного отношения к культурным различиям; развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Поликультурное воспитание преследует 3 группы целей, которые можно обозначить понятиями:
1) "плюрализм" - об уважении и сохранении культурного многообразия;
2) "равенство" - о поддержке равных прав на образование и воспитание;
3)"объединение" - о формировании в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.
Поликультурное воспитание - это одновременно приобретение знаний и соответствующее воспитание, "передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодоление предубеждений и поощрение терпимости, улучшение академических достижений учащихся из меньшинств, содействие достижению идеалов демократии и плюрализма".
Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг четырех ориентиров: социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде; воспитания положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; развития навыков социального общения.
Магистральную цель поликультурного воспитания в России можно определить как формирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего обостренным чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Из этой цели вытекают задачи поликультурного воспитания: освоение культуры собственного народа; воспитание представлений о культурном плюрализме в современном мире, положительного отношения к культурным различиям; создание педагогических условий интеграции культур; развитие поведенческих навыков общения с представителями иных культур и этносов; воспитание в духе мира и сотрудничества.
Приобщение российского жителя XXI века к мировой культуре становится социальным заказом общества. К настоящему времени создана нормативно-правовая основа поликультурной образовательной политики. Принципы такой политики закреплены в Конституции РФ, где дано понятие "многонациональный народ". В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ΦЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральном законе от 17.06.1996 № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии"; Указе Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"; Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р; Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 гг., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 № 1244-р, других документах декларированы и раскрыты основные принципы образовательной политики, которые предусматривают, в том числе, демократическое решение проблем воспитания и обучения в многонациональной среде.
Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. Поликультурное воспитание дошкольников как целенаправленный и осознанно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции:
- культурологическую - формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
- образовательно-развивающую - осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
- гуманистическую - воспитание позитивного отношения к культурам других народов;
- коммуникативно-интеграционную - развитие умений и навыков взаимодействия носителей различных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Содержание образования в дошкольных учреждениях, имеющее культурно-практическую направленность, должно быть нацелено на воспитание и развитие основ национального самосознания ребенка, на воссоздание его исторической, духовной и деятельностно-практической преемственности поколений. С учетом вышесказанного в педагогическом процессе поликультурно-образовательного пространства О.В. Гукаленко определила наиболее значимые компетенции субъектов педагогического процесса:
- общекультурные и социальные компетенции: предполагают знание основ и закономерностей развития культур, поликультурного воспитания, умение организовать различные виды деятельности в поликультурном образовательном пространстве;
- компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе: способность к осуществлению межкультурного взаимодействия, овладение эффективными социокультурными методами организации деятельности;
- компетенции, связанные с организацией и управлением продуктивной коммуникацией: коммуникативные способности детей при осуществлении межнационального общения, культуре вербального и невербального взаимодействия при общении.
Формирование данных компетенций у дошкольника прежде всего служит игра. Тщательное изучение игры доказывает, что она включает в себя механизмы поликультурного воспитания личности ребенка. Технология поликультурного воспитания детей дошкольного возраста посредством игры включает три взаимосвязанных этапа: когнитивный, мотивационно-ценностный, нравственно-деятельностный. Когнитивный этап предполагает формирование у дошкольников представление о языке, истории, традициях и ценностях культуры не только своего народа, но и народов других стран. Мотивационно-ценностный этап основывается на коммуникативно-продуктивном взаимодействии педагогов с детьми, при котором ребенок должен выступать в роль субъекта, стремиться к реализации собственных потребностей и интересов. Нравственно-деятельностный этап предполагает образовательную и духовную деятельность дошкольников с целью формирования основ национального самосознания, уважения к людям других национальностей, их обычаям и традициям.
Реализация каждого из вышеперечисленных этапов возможна при выполнении следующих условий:
- профессиональной подготовки педагогов дошкольных учреждений к работе по поликультурному воспитанию посредством игры;
- создание предметно-игровой развивающей среды в дошкольном учреждении;
- тесного взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в данном направлении.
Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. Живя в Сибири, регионе, насыщенном культурными и этническими особенностями, детям ежедневно приходится сталкиваться с разнообразными этническими культурами, поэтому нам необходимо формировать личность, обладающую развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, умеющим жить в мире и согласии с людьми других культур.
Тематические недели "Народы Прибайкалья", "Мы путешественники", "Байкал" дают нам возможность знакомить детей с народами Сибири, их традициями, обычаями, трудом и бытом, архитектурой, местными писателями, предметами искусства и старины. Во время проведения тематической недели "Моя семья" мы знакомим детей с семейными традициями, праздниками, а так же правами и обязанности по отношению к другим членам семьи, в условиях проживания в данной местности.
В процессе игры мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования. Этому служат:
-дидактические игры: "Из какой сказки герой", "Одень куклу в национальный костюм", "Промыслы сибиряков", "Национальные жилища", "Что лишнее", "Кто больше назовет сибирских сказок", "Что это и откуда", "Белый шаман", "Путешествие по сказкам";
- народные хороводные и подвижные игры: русские, бурятские, эвенкийские и др.;
- игры-драматизации по произведениям писателей народов Сибири позволяют глубже окунуться в обычаи народов и закрепить содержание ранее прочитанных художественных произведений.
Также в процессе поликультурного воспитания используем:
- беседы: "Народные традиции и промыслы сибиряков", "Мы живем в Прибайкалье", "Сибирские писатели и поэты детям", "Традиционные блюда народов Сибири", "Семейный уклад народов Прибайкалья";
- ситуативные разговоры по прочитанным сказкам разных народов Сибири, обрядовым праздникам, играм;
- проблемные ситуации: "Что будет, если…", "У эвенков исчезли олени";
- рассматривание картин художников-сибиряков;
- отгадывание и составление загадок по теме;
- создание объемные и плоскостные макеты: "Жизнь и быт народов Прибайкалья", "Жилище эвенков (бурят)";
- создание ленты времени "Прибайкалье вчера и сегодня" - ознакомление с историей родного края.
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством сибирского края позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории народам, сформировать первичные ценностные ориентации. Используем сборники произведений: М.Д. Сергеева "Вот так чудеса", С. К.Устинова "Визит к Берендею", В.П. Стародумова "Берестяное лукошко: байкальские сказки" - поэтичные, полные весёлой выдумки и жизнелюбия, они рассказывают о сибирской тайге, о зверях и птицах, обитающих в Прибайкалье, о быте и традициях народов Сибири.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Они оказывают ее, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Традиционно в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями: выпуск семейных газет, проектная деятельность, использование семейных фотоальбомов в режимных процессах, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностях и культурных различиях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры и других традиций, проживающих в данной местности, одновременно воспитывая в детях общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Библиографический список
1. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика/ О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2003. – 510 с.
2. Караковский В.А. Воспитательная система школы. — М., 2004.
3. Комарова И.А, Прокофьева О.О. Теоретико-методические аспекты поликультурного воспитания дошкольников. - Вектор науки ТГУ, 2011.
2018