Актуальность проекта Вокруг нас сотни самых обыкновенных предметов – таинственных незнакомцев, о которых мы почти в современном мире ничего не знаем или знаем совсем немного. Но, к счастью, только любознательным предметы могут поведать свою необыкновенную историю. А нужно для этого совсем немного: надо лишь задуматься и спросить – Что? Где? Когда? Почему? Откуда? У каждого предмета, как и у человека, своя биография, своя удивительная судьба и жизненная история. И если мы отправимся в увлекательное и незабываемое путешествие в мир таинственных предметов, то обязательно обнаружим, что мир этот полон чудес и открытий. И этот мир обязательно принесет нам много необыкновенных и приятных открытий и ощущений и станет интереснее, доступнее, понятнее и красивее. В нашей группе на полочке красоты в уголке продуктивной деятельности красуется самый обычный тульский медный самовар, на который дошколята обращают особое внимание, им интересуются, о нём расспрашивают. А ведь самовар – это символ домашнего гостеприимства, участник задушевной и милой чайной беседы, добра и спокойствия, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Когда-то вокруг самовара собирались все близкие, родственники, друзья. К сожалению, времена меняются. Жизнь у нас сейчас стала другой. Современные дети, которые живут в информационном обществе, очень редко наблюдают за тем, что взрослые всё реже собираются в кругу родных и друзей на чаепитие за столом, в центре которого стоит красавец - самовар. Да и очень сложно сейчас представить наличие самовара дома, так как большинство семей используют электрические чайники. «Постановка проблемы» Как-то раз воспитатель Татьяна Александровна предложила родителям самостоятельно организовать «семейный маршрут выходного дня» в детский музей, чтобы поближе познакомиться с бытом русского народа, домашней утварью, которую он использовал в старину. Из представленных предметов, детей больше всего заинтересовал самовар. Детская проблема Что имеем – в музее «Русская изба» (на базе образовательного учреждения) и в группе находится самовар. Что хотим – подробно познакомиться с домашней утварью в старину - самоваром, желание узнать всё о нём. Что мешает – очень мало знаем об истории появления самовара на Руси, его устройстве, о традициях чаепития в старину. Педагогическая проблема Что имеем – воспитанники проявляют активный познавательный интерес к русской народной культуре – самовару. Что хотим–
Узнать, что такое самовар.
Выяснить, как появился самовар на Руси.
Уточнить, из чего состоит самовар.
Рассмотреть формы и объёмы самоваров.
Познакомиться с традициями русского гостеприимства. Что мешает – у детей недостаточно знаний и представлений об истории возникновения самовара на Руси, формах и традициях чаепития на Руси. Предполагаемый результат 1. Повышение познавательного интереса к культуре русского народа. 2. Расширение представлений и знаний детей о самоваре как о предмете народного быта в русской культуре. 3. Вовлечение родителей воспитанников в активный творческий процесс и формирование активной позиции в нравственно-патриотическом воспитании детей. 4. Использование педагогами инновационной деятельности в воспитательной работе с детьми, повышение профессионального уровня, обобщение педагогического опыта. Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о самоваре – символе русской культуры. Задачи проекта: 1. Образовательные: - Способствовать формированию познавательного интереса к истории возникновения и появления самовара на Руси, его устройству и форме, о традициях чаепития в старину. - Продолжать активно взаимодействовать с социумом (магазин, библиотека, музеи) по данной теме проекта. 2. Развивающие: - Развивать психические процессы (память, внимание, воображение), связную речь, словарный запас. - Развивать исследовательские навыки, творческий потенциал у детей. 3. Воспитательные: - Способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств к истокам народной культуры, уважения к его истории и традициям. - Приобщать семьи воспитанников к духовно-нравственным ценностям. Степень новизны: В современном образовательном пространстве воспитатели образовательных учреждений успешно и активно внедряют в воспитательно-образовательную работу инновационные технологии, формы, методы, которые позволяют при систематической и целенаправленной работе добиваться эффективных, привлекательных и положительных результатов. В данном проекте мы постарались аккумулировать следующие технологии: музейная педагогика, проблемная, развивающая, эвристическая, ИКТ, квест – игра, ТРИЗ и РТВ. Благодаря инновационным технологиям воспитанники с большим удовольствием занимаются, проявляют познавательный интерес, любознательность, инициативу и желание, развивают творческие способности, возможности и коммуникативные навыки. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что активное внедрение инновационной деятельности даёт нам, как педагогам возможность сконцентрировать материал на определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнёром детей в решении исследовательских задач. Продолжительность проекта: Ноябрь – декабрь 2019 года Участники проекта: воспитанники старшей группы №11, родители, педагог – руководитель педагогического проекта Игнатьева Т.А, педагог – психолог Малиновская А.Е, музыкальный руководитель Епищева В.Н. Вид проекта: · по количеству участников: коллективный; · по приоритету метода: познавательно – творческий; · по контингенту участников: одновозрастной (дети 5 – 6 лет); · по продолжительности: краткосрочный. Объект исследования: Русский самовар Этапы работы над проектом 1 этап Подготовительный 1. Определение темы проекта. 2. Составление плана реализации проекта. 3. Анкетирование для родителей по теме «Русский самовар». 4. Сбор фотографий, картинок, календарей, раскрасок, открыток о самоваре. Для анализа степени реализации данного проекта «Хранитель старины далёкой – великий русский самовар» родителям воспитанников была предложена анкета «Русский самовар», чтобы получить ясную и полную картину об уровне познавательного интереса к самовару как к сувениру и символу народной культуры, а также знаний о формах и традициях чаепития на Руси. В анкетировании приняло участие 27 человек (один представитель из семьи). Цель: выявление осведомлённости родителей в вопросе формирования интереса к национально – культурным традициям – самовару как символу русской народной культуры. Родителям предлагалось ответить на 7 вопросов. Результаты анкеты занесены в таблицу. Результат анкет помог нам узнать, во - первых, осведомлённость родителей в вопросе формирования интереса к национально – культурным традициям – самовару как символу русской народной культуры, во – вторых, вдуматься, вглядеться в этот важный аспект детской жизни: воспитанию нравственно - патриотических чувств к истокам народного искусства, уважения к его истории и культуре. 2 этап Основной На данном этапе с детьми проводилась следующая работа, а именно: - Обогащение ППРС в группе. Создание мини – музея «Самовары бывают разные». - Посещение «Русской избы» на базе образовательного учреждения «В гостях у бабушки Федоры». - Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно – прикладного искусства. - Беседа « Что за чудо самовар!». - Экскурсия в магазин «Русский сувенир» (дети совместно с родителями). - Просмотр отечественного мультфильма «Иван Иванович Самовар» (по мотивам стихов Д. Хармса). - Чтение художественной литературы: ü К. Чуковский «Муха – Цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино горе». ü Л. Колесов «Царь – самовар». - Отгадывание загадок о самоваре. - Заучивание стихотворения наизусть В. Тарават «Чаем угощаем». - Упражнение «Расскажи – ка» с элементами ТРИЗ и РТВ. - НОД «Как появился самовар на Руси» - Организация выставки книг К. Чуковского о самоваре в уголке книги. - Продуктивная деятельность. Пластинография «Самовар птица – жар!». - Продуктивная деятельность. Рисование «Городецкая роспись на чайной посуде». - Сюжетно – ролевая игра «Чаепитие», «Семья», «День рождения». - Посещение «Детского музея» с программой «Наш красавец – самовар». - Посещение музея «Благовещенская старина». - Просмотр презентации «Чаепитие в картинах русских художников». - Дидактическая игра «Собери самовар из частей», «Составь узор на самоваре», лото «Самовары бывают разные». - Презентация «Самовар в образе русских художников». - Мини – пекарня «Тульский пряник». - Консультация для родителей «Воспитание детей на традициях народной культуры». - Буклет «Всего понемножку, или загадки музейного бельэтажа». В результате у нас получилась модель происхождения русского самовара. 3 этап Завершающий Продукт проекта: Игровое пособие «У самовара Сашенька, да Машенька…». Презентация проекта - Музыкальный спектакль по произведению К.Чуковского «Муха – Цокотуха» на современный лад (для родителей воспитанников, детей из других групп). Видео. - Квест – игра на свежем воздухе «Федорино горе» для детей и родителей воспитанников. Условия реализации проекта: В МАОУ созданы все условия для успешной реализации проекта. В работе мы активно использовали технические средства: аудио и видео аппаратуру, компьютер и мультимедийное оборудование. Практическая значимость Мир предметов очень интересен и необычен. Здесь живут сказка и быль. Предметы рождаются в труде. Каждый народ и каждый мастер создает свой предмет, особенный, неповторимый. К сожалению, многие современные дети в первый раз увидели эту удивительную «русскую чайную машину» (в детском саду в музее «Русская изба», в группе на полочке красоты), которая имеет богатую вековую историю. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО первоочередным становится решение задачи: способствовать воспитанию нравственно – патриотических чувств к истокам культуры русского народа, уважения к его истории и традициям. Эффективность реализации проекта Проделанная нами работа показала следующий результат, а именно: - Вовлечённость родителей воспитанников в активный творческий познавательный процесс. - Приобщение родителей и детей к музейной педагогике. - Повышение компетентности по данной теме у всех участников данного проекта. «Постановка новой проблемы» В ходе проекта мы узнали, что самовар имеет богатую историю. С самоваром можно придумать множество замечательных игр, можно просто любоваться им, а можно самим научиться расписывать в разной технике на заготовках. Но чтобы стать настоящим мастером, придётся потрудиться, проявить терпение, усидчивость и фантазию. Кто знает, может быть, когда – нибудь на свет появятся ещё неповторимые самовары, созданные руками череповецких девчонок и мальчишек. А у нас появилась новая проблема: не совершить ли нам путешествие в Дымково и познакомиться с глиняными игрушками – потешками. Перспектива В процессе проекта семья воспитанника сделала самовар своими руками, чтобы летом украсить клумбу на территории образовательного учреждения и принять участие в конкурсе «Цветущий город». Список литературы 1. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. 2. Юрий Леонов. Чаепитие на Руси и в иных землях. 3. Интернет.