Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Кравцова Л.С. Формирование нравственных качеств на уроках русского языка и чтения

Оригинaл материала размещен в выпуске № 03 (05) https://f.almanah.su/05.pdf

Формирование нравственных качеств на уроках русского языка и чтения
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Русский язык и чтение – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного воспитания обучающихся.
Под нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душе ребёнка сейчас, появится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка в школе.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Школьный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.
Чем младше ребёнок, тем больше влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребёнка на эмоциональное состояние взрослого в первую очередь учителей, воспитателей и сверстников способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними.
Воспитание души ребёнка – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающие эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в школьном возрасте.
Нравственное воспитание можно осуществить через рефлексивную деятельность детей, через размышление, диалоги, дискуссии и т.д. Это направленно на самосознание учащихся. Именно это направленность определяет атмосферу, стиль и тон коллектива. Не только во время специальных занятий но и вне их: на уроке, переменах. Таким образом происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование класса.
Если вопросам нравственного воспитания обучающихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.
Во-первых, такие обучающиеся отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием,
Во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с интересом. Однако если у обучающегося формируется нравственное мышление, то успех изучения предметов более чем наполовину обеспечен. Русская литература – основа воспитания. Она всегда была гордостью, совестью народа.
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока», - говорит Е.Н. Ильин. С этим высказыванием трудно не согласиться.
Учителю нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Когда же учитель говорит одно, а реально поступает наоборот, - это пример негативного, неосознанного воспитания.
Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Один из таких показателей – нравственный выбор учащегося. Ответственное отношение к учению, активность, самостоятельность, искренность, любовь к окружающему миру – вот те качества, которые медленно, но верно воспитываю я в своих учениках.
На своих уроках провожу дискуссии, диспуты, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках чтения провожу уроки-исследования, беседы, семинары.
Вспоминаю сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Её главный герой - мальчик Алеша. Он живет в пансионе, очень одинок, и любимое занятие для него - смотреть в дырочку в заборе. Там, за забором, большая интересная жизнь. Как же хочется Алеше туда! Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не были похожи на мальчика Алешу. Для этого расширяю педагогическое пространство урока, стараюсь сделать его поучительным, ярким и запоминающимся.
Важно, чтобы именно в школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством, усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека в обществе, о достойном поведение людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими..
«Золотое правило морали»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. (VI-V вв. до н.э.) «Чего в другом не любишь, того сам не делай» (Русская народная пословица) Суть правила в том, что каждый человек должен предъявлять к себе такие требования, какие он предъявляет к другим. Потребность относиться к другим как к самому себе, а точнее – возвышать себя через возвышение других и составляет основу нравственности.

Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; общие понятия гражданско-правового сознания: Родина,патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.

При изучении произведения обязательно оговариваем проблематику произведения. Где вновь встречаются такие понятия, как любовь, милосердие, честь.
На любом этапе урока стараюсь не давать готовую информацию, предоставляю обучающиеся право первым формулировать понятия, задания, темы уроков; даю им возможность задавать вопросы; создаю доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества.
Уроки русского языка обладают огромным воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал урока включает в себя организационно-эстетическую среду, содержание, стиль образовательного общения, культуру управления образовательной деятельностью, дидактическую структуру, методические приемы. В своей практике с целью воспитания нравственных качеств учащихся использую технологию проблемного обучения. Организация учебных занятий посредством проблемной ситуации позволяет наполнить содержание предмета личностным смыслом, повысить учебную мотивацию. На этапе целеполагания учу ребят самостоятельно формулировать цели и задачи учебного занятия. Цель урока, сформулированная учителем, не всегда становится целью самих учащихся. Так, на уроке русского языка по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» в 5 классе предлагаю детям придумать задание к словам: город, календарь, Москва, рябина, Иван, Обь, окно, доска, «Мурзилка». Дети предлагают разные задания:
- распределить существительные по склонениям;
- выписать существительные с орфограммами;
- выписать слова, обозначающие имена собственные;
Выполняем третье задание, так как оно связано с темой урока. Предлагаю ребятам ответить на вопросы: Что мы сегодня на уроке должны узнать? Чему должны научиться? Для чего нам нужны эти знания и умения? Как правило, учащиеся достаточно легко отвечают на эти вопросы, тем самым самостоятельно определяют цель учебного занятия. Практика показала, что такая постановка целей урока позволяет развивать познавательную активность, воспитывать самостоятельность суждений, инициативность. На этапе закрепления на этом же уроке провожу распределительный диктант. Предлагаю учащимся записать имена существительные в два столбика: 1 – собственные, 2 – нарицательные. В диктанте даю несколько существительных, которые могут быть как собственными, так и нарицательными (пушок, земля и др.). Возникает новая проблемная ситуация. Ребята затрудняются, не могут решить, в какой столбик записать эти слова. Стимулирую учащихся к высказыванию и аргументации своей точки зрения, поощряю не только конечный результат (правильно – неправильно), но и процесс деятельности ученика, имеющей преобразующий характер. Учащиеся наблюдают, сравнивают, выясняют закономерности, делают выводы. Такая деятельность захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы.
Особое внимание на уроках русского языка обращаю на содержание учебного материала. Известно, что овладение нравственно-этическими понятиями невозможно без языка, его лексики. Для словарной работы могут быть предложены такие существительные, обозначающие черты характера: благодарность, правдивость, преданность, чуткость, доброта, честность, предательство, жестокость, бессердечность и т.д. Обучающимся предлагаю дать толкование словам, используя различные приемы: толкование с помощью контекста, с помощью синонимов, толкование с помощью оборота, включающего уже известное однокоренное слово. Источником нравственного опыта могут служить народные сказки, поговорки, пословицы.
Воспитание любви к Родине, к родному языку, культуре сегодня очень актуально. Уверена, что патриотизм начинается с малого: с любви к родителям, к своему дому, к тем местам, где ты родился и вырос. Так, при изучении темы «Сложноподчиненное предложение » мною была разработана система уроков, направленных на воспитание любви к родной природе. Форма урока (урок-презентация) и содержание материала позволили реализовать идею. Материалом для синтаксического анализа служили, например, такие предложения:
1.        Когда просыпается природа от зимнего сна, я вновь чувствую в
себе силы, которые дают мне ощущение радости и счастья.
2.        Грустно видеть, как вырубают леса, как осушают реки, что были
когда-то полноводны и широки.
3.        Чтобы не были души пусты,
Чтоб огонь не унес красоты,
Чтобы реки текли, чтобы вишни цвели,
Мы в ответе с тобой за простор всей Земли.
( К.Ваншенкин)
4) Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей
( Н. Рубцов)
Любовь человека к миру, к другому человеку, к жизни, к себе начинается с созерцания, которому тоже нужно учить. Учить видеть жизнь вокруг себя – в этом заложен глубочайший смысл воспитания. Поэтому активно привлекаю учащихся к созданию тематических презентаций: они подбирают иллюстративный материал (фотографии, пейзажи), музыкальное сопровождение.
В своей практике использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, “ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка”. Активно использую все формы работы: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную. Групповая и парная работа позволяет воспитывать внимательное отношение учащихся друг к другу, ответственность за результат работы.
Я считаю, что моя работа даёт положительную динамику по формированию духовно-нравственного воспитания.Буду и дальше продолжать работу по формированию духовно- нравственных ценностей у своих воспитанников.
Уважаемые, коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности. Спасибо за внимание!
2018