Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Соловьева Н. А., Ачаева С. В., Зайцева Ж. В., Федчук О. В. Лексико-грамматическая игра «Помоги медвежонку»

Оригинал материала размещен в выпуске № 3 (41) https://f.almanah.su/41.pdf



Дети с общим недоразвитием речи, являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Одной из главных задач развития речи является формирование её лексико-грамматического строя речи. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников. Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок неправильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.
Основные задачи воспитателя по образовательной области «Коммуникация» состоят в следующем:
1) расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
2) развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
3) автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление». Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.
Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:
-настольно-печатные;
-дидактические;
-подвижные игры;
-сюжетно – ролевые;
-компьютерные игры.
При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.
Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.
Нами была разработана лексико-грамматическая книга-игра из фетра «Помоги медвежонку».
Возрастная группа детей: 4-5 лет;
Цель и задачи: Уточнение и закрепление правильного употребления предлогов в, на, за, перед. Задачи:
1.        Упражнять детей в правильном использовании предлогов в, на, за, перед.
2.        Обогащать словарный запас.
3.        Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Предполагаемые результаты: Дети используют предлоги и правильно употребляют в речи. Словарный запас детей стал более сформированным и разнообразным.

Описание Лексико-грамматической игры «Помоги медвежонку». Предлагаем 3 варианта использования игры:

1.       Вариант:
Рисунок 1.
-В одной деревне жил медвежонок Геша. У него был огород. Он сел в трактор и поехал собирать урожай. (Логопед дает медвежонка ребенку и просит посадить его в трактор)
-           Посмотри на грядки.
-           Что растет за морковкой?
-           За морковкой растут помидоры.
-           Что растет перед репкой?
-           Перед репкой растет лук.
-           Что растет за репкой?
-           За репкой растет капуста.
-           Помоги медвежонку собрать урожай. Положи 2 морковки в верхний ящик.
-           Куда ты положил морковки?
-           Я положил морковки в верхний ящик.
-           Собери репу. Положи в ящик (ребенок выбирает ящик сам)
-           Куда ты положил репу?
-           Я положил репу в средний ящик.
-Собери помидоры.
-           Куда ты положил помидоры?
-           Я положил помидоры в нижний ящик.
-           Запомни, как ты положил овощи. (Логопед просит ребенка отвернуться и меняет овощи местами)
-           Что изменилось?
-           Где помидоры?
-           Помидоры за репкой.
-           Где морковка?
2.       Вариант:
Рисунок 2.
У Геши есть сад. Там растет яблоня.
-           Что растет на яблоне?
-           На яблоне растут яблоки.
-           Помоги мишке. Собери яблоки в оранжевую корзину.
-           Куда ты положил яблоки?
-           Я положил яблоки в корзину.
3.       Вариант:
Рисунок 3.
Геша дружит с Лисичкой. Она собрала яблоки, грибы и сушит их.
-           Куда Лисичка повесила сушиться яблоки и грибы?
-           Лисичка повесила яблоки и грибы на дерево.
-           Где висят грибы?
-           Грибы висят перед яблоками.
-Лисичка хочет угостить Гешу грибами. Положи два гриба в корзинку.
-           Куда ты положил грибы?
-           Я положил грибы в корзинку.
-           Геша и Лисичка захотели угостить яблоками других зверят. Они отнесли их в лесной детский сад.
-           Куда они отнесли яблоки?
-           Медвежонок и Лисичка отнесли яблоки в лесной детский сад.
Рисунок 4.
2021