Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf
Сегодня отношения родителей и педагогов крайне изменились. Родители контролируют процесс обучения и все чаще предъявляют претензии, а также активно пользуются возможностью по любому поводу обращаться в вышестоящие инстанции. Поиск причин такой ситуации заводит в тупик. Обвиняют текущую систему, которая подорвала авторитет педагога, превратив его в поставщика услуг.
И без того непростую ситуацию взаимоотношений педагогов и современных родителей обострило дистанционное обучение. Правда, об этом не любят говорить официально, придерживаясь позиции, что дистант, наоборот, сплотил родителей и педагогов перед общими трудностями. Но действительно ли это так?
В период массовых ограничительных, карантинных мер многие родители вынужденно оказались в роли учителей для своих детей. Недовольные проблемами с онлайн-обучением мамы и папы срываются на педагогах, а те, в свою очередь, высказывают свои претензии родителям. Как в этой ситуации нам стать партнерами и перестать враждовать?
Стоит признать, что проблема взаимоотношений учителей и родителей появилась не сейчас. В современной системе образования она является наиболее острой, беспокоя умы и учителей, и родителей, и ученых. Попытаемся выяснить, в чем ее суть. Дело в том, что в современном образовании родитель (законный представитель обучающегося ребенка) признается полноправным субъектом образовательных отношений наряду с учителем и учеником. Это ролевое разделение закреплено в Законе об образовании РФ. Однако традиционно и в советской школе, и до этого родитель находился на периферии образовательного процесса и практически никак не участвовал в нем. Он отдавал ребенка в школу, а что там с ним происходит, это считалось уже проблемой учителей. Задача мам и пап заключалась в том, чтобы ребенок был сыт, одет и обут, плюс они дают дома минимальное воспитание. Максимум родители ходили на школьные собрания и проверяли домашнее задание.
В современном обществе родитель уже не может стоять в стороне от образования и выполнять минимальные контролирующие функции. От него требуется активное участие в учебном процессе. Почему возникли такие требования?
Какие бы знания учитель ни давал ребенку, что бы он ни пытался в него вложить, это не имеет никакого значения и не будет воспринято в том случае, если в семье не будут это поддерживать.
Во многом проблема взаимоотношений заключается в расхождении ценностей, приоритетов. Суммируя мнения исследователей и опираясь на собственный педагогический опыт, можно выделить следующий спектр родительских позиций:
- ценностное отношение к музыкальной одаренности ребенка;
- признание права каждого ребенка на занятия музыкой «для себя», не исключая при этом перспективы профессионального самоопределения («если он будет к этому способен и захочет этого»);
- стремление приобщить ребенка к миру Прекрасного;
- представление о музыкальном образовании как необходимом компоненте хорошего («правильного») воспитания и свидетельстве социального благополучия семьи;
- формирование значимых качеств личности;
- реализация эквивалента трудового воспитания;
- предотвращение негативных влияний окружающей среды;
- реализация не сбывшейся в собственном детстве мечты;
- следование семейным традициям.
В музыкально-педагогической практике нам достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что с одни родители зачастую даже не пытаются вникнуть в суть музыкального образования ребенка, полностью устраняясь от участия в процессе, обосновывая это отсутствием музыкальной подготовки, другие же, имеющие начальное музыкальное образование, пытаются контролировать деятельность преподавателя, давать свои «профессиональные» советы. Второй подход, впрочем, как и первый, весьма губителен для начинающего музыканта. Конечно, мамы и папы делают это неосознанно, из добрых побуждений, но часто даже не задумываются о том, что, вмешиваясь таким образом в сложный процесс обучения музыке, ставят под сомнение не только профессиональную компетентность преподавателя, но и вызывают недоверие ученика к учителю.
Родитель, убежденный в даровании своего ребенка, недоволен подходом преподавателя к обучению, когда оценка или «погоня» за внешним результатом (победа в конкурсах или участие в концертных мероприятиях) становится самоцелью. Часто при таком подходе искажается мотивация учебной деятельности, что очень сильно усложняет и вредит процессу обучения и личностному росту ребенка. Когда согласия найти не удается, то отношения начинают портиться и проявляться во взаимных обвинениях. Родитель говорит, что учитель не прилагает в работе достаточных усилий, предвзято относится к ребенку, учит не тому и не так, а педагог, со своей стороны, также может занять обвинительную позицию, говоря, что родители не уделяют ребенку должного внимания, с ним не занимаются.
А иногда складывается прямо противоположная ситуация. Классический пример, когда установка родителя не совпадает с целями преподавателя, заинтересованного в достижениях «перспективных» учеников.
Но так как родители и учителя достаточно редко непосредственно сталкиваются друг с другом, и если недовольство не доходит до явного и открытого противостояния, то оно, как и взаимные обвинения, выливается на ребенка. Кому высказать свое недовольство педагогом или родителем? Прямо, а чаще косвенно, оно высказывается ученику. Неокрепшая психика ребенка испытывает весь негатив во взаимоотношениях учителя и родителя. Естественно, что учеба ему становится не в радость, ребенку приходится «идти по минному полю», лавировать между двумя враждующими сторонами, потому что ему и с родителями жить, и с учителем общаться. Противоречие между учителем и родителем усугубляется ролевой неопределенностью этих отношений, потому что у них достаточно разные представления о том, что в процессе обучения должен делать учитель, а что родитель, кто из них и за что должен нести ответственность. Мы, конечно, можем прописать, что обучением занимается учитель, его задача – передавать знания. А воспитанием занимается родитель, поэтому все, что касается морали, норм и ценностей, это зона ответственности мам и пап. Но такое разграничение будет нерабочим, потому что фактически процесс обучения и воспитания - это не два разных процесса, это две стороны одного и того же процесса, что и отражено в современных образовательных стандартах.
Во время онлайн-обучения все эти противоречия между учителями и родителями обострились. Ситуация неопределенности обострила все имеющиеся конфликты и противоречия, и они будут обостряться предельно. С одной стороны, конечно, страшновато, ведь конфликты – это всегда неприятно, но, с другой стороны, обострение противоречий будет означать поиск путей их разрешения. Конфликт в той или иной степени всегда ведет к тому, что противоречия должны быть разрешены.
Как на «дистанционке» не разругаться субъектам образовательного процесса, как найти конструктивное решение в сложившейся ситуации?
В первую очередь, и учителям, и родителям нужно осознать, что это историческое событие, и подходить к нему именно с этой точки зрения. Понятно, что реализовать весь процесс образования так, как это было раньше, в этих условиях невозможно. Поэтому нужно абстрагироваться и успокоиться. Дети и родители, особенно в переломные моменты, тонко чувствуют наше состояние и отражают, усиливают его. Поэтому важна «психологическая гигиена» всех участников образовательных отношений. Если мы сами негативно воспринимает дистанционный формат обучения, если у нас самих этот процесс вызывает неприятие и раздражение, то неизбежно усиление напряжения и у наших учеников, и родителей. Необходимо воспринимать переход к новой модели образования не как проблему, которую мы вынуждены мучительно решать, а как уникальный шанс нового опыта, возможность настроить свою работу по-новому, более эффективно.
Во-вторых, родителям очень важно определить, какую роль они играют в обучении своего ребенка, в чем она заключается. Участие посильное, важно услышать их идеи, тревоги, сомнения. Проработать риски и заранее предъявить итоговый вариант новых регламентов, форм работы, обсудить их новую роль. Нужно договориться, спокойно, с пониманием текущей ситуации, со всей серьезностью и ответственностью. Тут важно перейти от «горячей линии», куда звонят только в экстренных случаях, когда «болит», к «теплой линии», куда можно обратиться не только с проблемами, но и с положительной эмоцией, поделиться идеей, как сделать лучше.
Следующий принцип – «необходимо и достаточно» (1), заключающийся в эффективной обратной связи участников образовательных отношений. Обратная связь должна быть достаточной для получения необходимого количества информации для анализа качества процессов и результатов, но не слишком навязчивой, не вызывающей раздражения своей частотой или объемом затрачиваемого времени или усилий.
Как отмечает директор «Школы будущего» С.Голубицкий, одним из приоритетных принципов является поддерживающая и мотивирующая система оценивания. Данная ситуация – это отличная возможность что-то поменять в привычной системе оценивания (самой закостенелой, порой устаревшей и недостаточно эффективной системе). Обратная связь в виде отметки без понимания, как она была поставлена, как может быть улучшена в следующий раз, постоянное получение учеником негативных отметок – это самая конфликтогенная область взаимодействия семьи и школы.
Мы всегда должны помнить, что конечная цель обучения ребенка заключается не в его оценках, не в формальных достижениях (это касается и родителей, и учителей), а в полноценном и всестороннем личностном росте ребенка. Важно, чтобы он развивался и когнитивно, и эмоционально, и мотивационно, и поведенчески.
Конечно же, родителям следует помнить, что учиться – это задача ребенка, а не их. Задача же родителя в том, чтобы помочь организовать обучение. Это достаточно сложно и трудно, и с технической точки зрения, и в организационном плане, но это необходимо сделать. К сожалению серверы не выдерживают нагрузок, но эти технические вопросы со временем будут разрешены. Нужно понимать, что, если не сработал один интернет-ресурс, всегда можно воспользоваться другим.
Дистанционная форма обучения, как и любой новый формат, это эксперимент, и требует гибкого подхода. Нужно не пытаться повторить офлайн-обучение, а использовать удобный вам и вашему ученику подход к дистанционному формату. Заглядывая вперед в будущее трудно предопределить перспективы в использовании дистанционного обучения. Но несмотря на всю неопределенность ситуации уже можно обобщить полученный опыт обучения с применением дистанционных технологий и сформулировать новые вопросы, которые сегодняшнее непростое время поставило перед детскими школами искусств.
Библиографический список
1. Голубицкий С. Семья и школа в период дистанта: 10 шагов навстречу друг другу// Вести образования [Электронный ресурс]: – 2020. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/8/11(дата обращения 20.11.2020 г.).2. Дистанционное обучение вашего ребенка (материалы для родителей)/Сост. З.Ю. Смирнова. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2010. – 57 стр.
3. Матвеева Л.В. Вариативность модели музыкального образования ребенка в современной российской семье // Современные проблемы науки и образования. [Электронный ресурс]: – 2015. – № 4.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21394 (дата обращения 18.11.2020 г.).
4. Матвеева Л.В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье // монография / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». − изд. 2, перераб. и дополн. – Екатеринбург, 2015. − 241 с.
5. Родитель и учитель. Как им стать партнерами и перестать враждовать? [Электронный ресурс] URL: https://m.gazeta-n1.ru/ (дата обращения 18.11.2020 г.).