Библиографическое описание:
Макушкина Ю.И. Нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Необычные уроки, как в преподавании литературного чтения, так и любого другого предмета, повышают интерес к учёбе и тем самым повышают эффективность обучения. Такие уроки нередко выходят за рамки программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и обучающегося.
Опыт и практика показывают, что нетрадиционные уроки литературного чтения в начальных классах формируют устойчивый интерес к чтению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям помогают формировать навыки учебной работы, помогают преодолевать трудности в обучении. Кроме этого, такие уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.
Практиковать такие уроки следует всем учителям. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они хороши как «разрядка», как «праздник» для учащихся. По своему назначению они могут быть и уроком открытия новых знаний, и уроком повторения, и уроком комбинированного типа, но лучше использовать их как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Так как программой по литературному чтению после изучения каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, то у учителя и учеников есть время и возможность для творчества.
Из опыта педагогов -учителей начальных классов хочется выделить такие нетрадиционные формы уроков литературного чтения, как:
• урок-игра,
• урок-путешествие,
• урок-викторина,
• урок-сказка,
• урок-праздник,
• театрализованный урок,
• урок-проект.
• урок – вернисаж
• урок – выпуск живой газеты
• урок – суд.
• урок – исследование
Рассмотрим подробнее особенности подготовки и проведения некоторых из этих форм уроков.
Урок-игра
Игра занимает значительное место в учебном процессе на начальном этапе обучения. Наиболее часто на уроках в младших классах используются такие виды игр, как игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры-соревнования, коммуникативные игры и другие. Урок-игра может быть полностью построен в виде какой-либо игры или может содержать в своей структуре отдельный этап урока в виде игры.
Форма проведения таких уроков самая различная: соревнование, поединок, бой, турнир. Они могут быть построены по сюжетам известных игр: «КВН», «Счастливый случай», «Звёздный час», «Что? Где? Когда?» и др. На любом таком уроке присутствует дух соревнования, который повышает познавательную и творческую активность учащихся и стимулирует детей к победе.
Урок-сказка
Уроки-сказки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки используется проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка или задание, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т. е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, вводятся необычные новые сведения о героях сказки, споры, преодоление трудностей и т. д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.
Театрализованный урок.
Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала.
Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, кукольный спектакль, салон, сказка, студия и т. д.
При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление костюмов и декораций становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократический тип отношения, когда учитель передаёт учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.
Так же во время уроков можно использовать различные инновационные технологии. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
В своей практике я использую технологию развития критического мышления (ТРКМ) на уроках литературного чтения, которая позволяет мне разнообразить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, частой смены деятельности групповых форм работы. Развитие критического мышления: учит выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию; выделять ошибки в рассуждениях; уметь делать выводы, быть честным в своих рассуждениях; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
В рамках ТРКМ на уроках литературного чтения я использую три этапа (стадии):
- Стадия вызова, на которой я ставлю цель: пробудить интерес к получению новой информации.
- Стадия осмысления, на которой учащиеся получают новую информацию, осваивают различные способы работы с ней; осмысливают информацию; соотносят новые знания с уже имеющимися.
- Стадия рефлексии, целью которой является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На каждой стадии урока использую разнообразные методические приемы. Их достаточно много.
На стадии вызова я использую следующие приёмы: «Корзина идей», «Водопад», «Ассоциации», «Рассказ-предположение по «ключевым» словам», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Прогноз», «Дерево предсказаний», «Работа с вопросником», «Верите ли вы, что…», «Предположение», «Верные и неверные утверждения», «Кластер».
Рассмотрим некоторые приёмы стадии вызова на уроке литературного чтения по теме Л. Толстой «Лев и собачка»:
Приём «Водопад»
Задание 1 команде: что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.
Задание 2 команде: что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного.
Приём «Верите ли, что…»
- Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-». Работа в группах по карточкам.
На второй стадии «Осмысление» использую приёмы: «Инсерт», «Тонкие и толстые вопросы», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», «Чтение со стопами», «Уголки».
Наиболее результативными для моего класса приёмы «Чтение со стопами», «Тонкие и толстые вопросы».
Приём «Чтение со стопами» выглядит следующим образом: обсуждаем название. Почему произведение названо именно так; основной этап, на котором я заранее выделяю в тексте несколько остановок в зависимости от размера текста. Во время этих остановок я задаю вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Стадия «Рефлексия»является наиболее значимым этапом, именно на этой стадии происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. На данном этапе я использую приём «Синквейн», «Пирамида», которые наиболее интересны моим учащимся.
Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
- учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышает самооценку.
Нетрадиционные уроки и новые технологии, применяемые на уроках литературного чтения, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».
1. Амфилохиева М.В., «Традиции и инновации в преподавании литературы».- «Паритет», г. С-Петербург, 2003.
2. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург., 2002.
3. Окунев А.А., «Как учить не уча».- «Питер Пресс», г. С-Петербург, 1996.
4. Окунев А.А., «Урок? Мастерская? Или...».- «Питер Пресс», г. С-Петербург, 2001.
5. Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»
6. Меерович М, Шрагина Л. «Технология творческого мышления».-«Альпина»,Москва,2008
Макушкина Ю.И. Нетрадиционные формы организации уроков литературного чтения в начальной школе // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/63-2.pdf.
Необычные уроки, как в преподавании литературного чтения, так и любого другого предмета, повышают интерес к учёбе и тем самым повышают эффективность обучения. Такие уроки нередко выходят за рамки программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и обучающегося.
Опыт и практика показывают, что нетрадиционные уроки литературного чтения в начальных классах формируют устойчивый интерес к чтению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям помогают формировать навыки учебной работы, помогают преодолевать трудности в обучении. Кроме этого, такие уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.
Практиковать такие уроки следует всем учителям. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения. По своей сути они хороши как «разрядка», как «праздник» для учащихся. По своему назначению они могут быть и уроком открытия новых знаний, и уроком повторения, и уроком комбинированного типа, но лучше использовать их как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Так как программой по литературному чтению после изучения каждого раздела предусмотрены обобщающие уроки, то у учителя и учеников есть время и возможность для творчества.
Из опыта педагогов -учителей начальных классов хочется выделить такие нетрадиционные формы уроков литературного чтения, как:
• урок-игра,
• урок-путешествие,
• урок-викторина,
• урок-сказка,
• урок-праздник,
• театрализованный урок,
• урок-проект.
• урок – вернисаж
• урок – выпуск живой газеты
• урок – суд.
• урок – исследование
Рассмотрим подробнее особенности подготовки и проведения некоторых из этих форм уроков.
Урок-игра
Игра занимает значительное место в учебном процессе на начальном этапе обучения. Наиболее часто на уроках в младших классах используются такие виды игр, как игры-ситуации, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры-соревнования, коммуникативные игры и другие. Урок-игра может быть полностью построен в виде какой-либо игры или может содержать в своей структуре отдельный этап урока в виде игры.
Форма проведения таких уроков самая различная: соревнование, поединок, бой, турнир. Они могут быть построены по сюжетам известных игр: «КВН», «Счастливый случай», «Звёздный час», «Что? Где? Когда?» и др. На любом таком уроке присутствует дух соревнования, который повышает познавательную и творческую активность учащихся и стимулирует детей к победе.
Урок-сказка
Уроки-сказки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки используется проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка или задание, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т. е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, вводятся необычные новые сведения о героях сказки, споры, преодоление трудностей и т. д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.
Театрализованный урок.
Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении программного материала.
Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, кукольный спектакль, салон, сказка, студия и т. д.
При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление костюмов и декораций становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся. Здесь, равно как и на самом театрализованном уроке, складывается демократический тип отношения, когда учитель передаёт учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.
Так же во время уроков можно использовать различные инновационные технологии. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
В своей практике я использую технологию развития критического мышления (ТРКМ) на уроках литературного чтения, которая позволяет мне разнообразить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, частой смены деятельности групповых форм работы. Развитие критического мышления: учит выделять причинно-следственные связи, отвергать ненужную или неверную информацию; выделять ошибки в рассуждениях; уметь делать выводы, быть честным в своих рассуждениях; отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом.
В рамках ТРКМ на уроках литературного чтения я использую три этапа (стадии):
- Стадия вызова, на которой я ставлю цель: пробудить интерес к получению новой информации.
- Стадия осмысления, на которой учащиеся получают новую информацию, осваивают различные способы работы с ней; осмысливают информацию; соотносят новые знания с уже имеющимися.
- Стадия рефлексии, целью которой является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
На каждой стадии урока использую разнообразные методические приемы. Их достаточно много.
На стадии вызова я использую следующие приёмы: «Корзина идей», «Водопад», «Ассоциации», «Рассказ-предположение по «ключевым» словам», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Прогноз», «Дерево предсказаний», «Работа с вопросником», «Верите ли вы, что…», «Предположение», «Верные и неверные утверждения», «Кластер».
Рассмотрим некоторые приёмы стадии вызова на уроке литературного чтения по теме Л. Толстой «Лев и собачка»:
Приём «Водопад»
Задание 1 команде: что вы можете сказать о льве. Изобразите животного.
Задание 2 команде: что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного.
Приём «Верите ли, что…»
- Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+», если нет, то «-». Работа в группах по карточкам.
На второй стадии «Осмысление» использую приёмы: «Инсерт», «Тонкие и толстые вопросы», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», «Чтение со стопами», «Уголки».
Наиболее результативными для моего класса приёмы «Чтение со стопами», «Тонкие и толстые вопросы».
Приём «Чтение со стопами» выглядит следующим образом: обсуждаем название. Почему произведение названо именно так; основной этап, на котором я заранее выделяю в тексте несколько остановок в зависимости от размера текста. Во время этих остановок я задаю вопрос: «Что будет дальше и почему?»
Прием «Тонкие и толстые вопросы»
Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.
Стадия «Рефлексия»является наиболее значимым этапом, именно на этой стадии происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. На данном этапе я использую приём «Синквейн», «Пирамида», которые наиболее интересны моим учащимся.
Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
- учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышает самооценку.
Нетрадиционные уроки и новые технологии, применяемые на уроках литературного чтения, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупана: «Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать».
1. Амфилохиева М.В., «Традиции и инновации в преподавании литературы».- «Паритет», г. С-Петербург, 2003.
2. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург., 2002.
3. Окунев А.А., «Как учить не уча».- «Питер Пресс», г. С-Петербург, 1996.
4. Окунев А.А., «Урок? Мастерская? Или...».- «Питер Пресс», г. С-Петербург, 2001.
5. Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»
6. Меерович М, Шрагина Л. «Технология творческого мышления».-«Альпина»,Москва,2008