Оригинал материала размещен в выпуске № 10 (24) https://f.almanah.su/24.pdf
В современной системе образования приоритетное место отводится нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Общество всегда нуждалось в людях, отличающихся не простой интеллектуальной грамотностью, а обладающих гражданской позицией, высокими нравственными качествами. Сегодня в современном социуме в свете глобальных социально-политических изменений наблюдается ряд перемен как в государственном укладе, так и в человеческом сознании. Современная действительность указывает на нарушение духовного единства общества, оскудение такого глубокого нравственно-патриотического чувства, как любовь к отчему дому, своим родителям, родной природе, своему народу, Отечеству. Следовательно, отмечается системный кризис, так как мировоззренческие изменения затрагивают все стороны общественного и государственного устройства: экономику, политику, демографию, образование.
Проблема воспитания личности, которая укоренена в национальной культуре, ответственно относится к судьбе своей страны, рассматриваемая условием стабильности в развитии общества, которое идет в направлении модернизации и социально-экономических преобразований, отражается в документах Правительства Российской Федерации: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция патриотического воспитания граждан РФ», «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период 2025».
В содержании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отмечается актуальность нравственно-патриотического воспитания детей, приобщая их к традициям семьи, общества и государства, формируя представления о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях народа, традициях и праздниках. Кроме этого, необходимо учитывать этнокультурный контекст с целью передачи опыта, традиций и видения мира из поколения в поколение, а также формировать позицию семьи как заказчика и активного участника образовательного процесса [4].
В исследованиях (Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.В. Дыбина, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина) отмечается, что в период дошкольного детства ребенок владеет комплексом нравственно-патриотических ценностей, подразумевающих любить свою семью, родной город и природу, уважать историю и традиции своего народа, осознавать принадлежность к своей национальной культуре.
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» дано определение понятия «патриотизм», под которым понимается любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде, с которым соединяется нравственное значение обязанности и добродетели [3].
По мнению С.И. Ожегова, нравственность является внутренним, духовным качеством, которыми руководствуется человек, этическими нормами, правилами поведения, определяемыми этими качествами [2].
В исследованиях Е.Н. Бородиной находим понятие «нравственно-патриотическое воспитание» применительно к дошкольному возрасту. Автор нравственно-патриотическое воспитание называет процессом педагогического взаимодействия взрослых и детей в условиях единого ценностно-смыслового пространства, результат которого выражается сформированностью у детей нравственно-патриотических ценностей на основе деятельностного проявления чувства любви к родным и близким людям, привязанности к семье, родному дому и краю [1].
Одним из новых направлений нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста относится ознакомление их с казачеством, его историей и культурным наследием, в частности белгородского казачества.
Основной целью работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с историей и культурой белгородского казачества является формирование положительного, заинтересованного отношения дошкольников к казачьей культуре, воспитание у них национального самосознания через традиции белгородского казачества.
Задачами работы в данном направлении являются следующие:
· расширить представления детей о себе, о человеке, культуре, природе через систематическое, интегрированное обращение к богатейшему опыту белгородского казачества;
· закладывать основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, личности, которая способна самосовершенствоваться, гармонично взаимодействовать с окружающими;
· вводить детей в мир национальной и общенациональной культуры, оказывать помощь в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностных ориентаций;
· оказывать помощь семьям в раскрытии индивидуальности ребенка через включение его в культуру и историю собственного народа, а именно белгородского казачества;
· определить средства, формы освоения способов самостоятельного практического применения народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с историей и культурой белгородского казачества включает такие направления: особенности казачьего быта; традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины; народный казачий фольклор, казачье народное искусство; казачьи народные игры.
История белгородского казачества. Особенности казачьего быта. Данное направление подразумевает знакомство детей с фактами из истории о белгородском казачестве, а также с окружающими предметами казачьего быта, что способствует осознанию местного уклада казаков, как неотъемлемой части казачьего субэтноса.
Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины является важной составляющей самобытной культуры белгородского казачества. Здесь осуществляется знакомство детей с традициями, передаваемыми из поколения в поколение, закладывание основ национального самосознания детей.
Народный казачий фольклор, казачье народное искусство. В этом направлении следует познакомить детей с устным народным творческом, где отражены черты свободолюбивого характер казачества, нравственные ценности, которые отражают представления о добре, правде, верности, храбрости, красоте, трудолюбии.
Казачьи народные игры. Данное направление расширяет кругозор и уточняет представлений детей об окружающем мире, формирует нравственные понятия. Многие игры представляют собой имитацию повседневной работы взрослых, заботу о детях и животных, семейных взаимоотношений. Полноценное физическое развитие осуществляется за счет спортивных народных казачьих игр. Это позволяет сформировать у детей основы национального самосознания и самосознания в целом.
Разрабатывая перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с историей и культурой белгородского казачества, необходимо включать выделенные выше направления, а также образовательные ситуации теоретического и практического характера (табл. 1).
Таблица 1
Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с историей и культурой белгородского казачества (старшая группа)
Сроки
Направление
Теоретические занятия
Практические занятия
Сентябрь
История белгородского казачества.
Знакомство с историей белгородского казачества.
«Военный быт»
«Военные сборы»
«Заседанье казачьего круга»
Октябрь
Особенности казачьего быта
Знакомство с особенностями быта белгородских казаков.
«Одежда казака и казачки»
«Утварь и посуда»
«Волшебные травы»
Ноябрь
Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины
Знакомство с традиционной празднично-обрядовой культурой Белгородчины как составляющей самобытной культуры белгородского казачества.
«Посиделки казаков»
«Казачья свадьба»
«Колядки»
Декабрь
«Масленичные забавы»
«В гостях у атамана»
Январь
Народный казачий фольклор, казачье народное искусство
Знакомство с фольклором, народным искусством белгородского казачества.
«Казачьи песни»
Февраль
«Музыкально-обрядовый фольклор»
Март
«Предметы творчества белгородских казаков»
Апрель
Казачьи народные игры
Знакомство с народными белгородскими казачьими играми.
«Кулачный бой»
«Детские состязания»
«Казачья борьба на руках»
«Поднятие гири»
Май
«Рубка шашкой»
«Борьба в круге»
«Метание бревна»
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно разделить на две группы: первая группа средств включает художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, видеоролики; вторая группа подразумевает использование игры, художественной деятельности, труда.
Наиболее приемлемые формы реализации педагогической работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с историей и культурой белгородского казачества выражены:
· комплексными и интегрированными занятиями;
· играми-путешествиями;
· викторинами;
· конкурсами детского рассказа;
· выставками-конкурсами детского творчества;
· конкурсами художественной самодеятельности;
· представлениями дидактического «исторического театра»;
· игровыми обучающими ситуациями;
· сюжетно-ролевыми играми;
· экскурсиями и др.
Уделим внимание одному из направлений работы – народный казачий фольклор, казачье народное искусство. Реализуя это направление, на теоретических занятиях детей знакомят с фольклором, народным искусством белгородского казачества. В процессе практических занятий педагог приобщает детей к белгородскому казачеству через практическую деятельность. Так, на занятии «Казачьи песни» рекомендуется использовать «Экспедиционную тетрадь (сборник научных статей и фольклорных материалов) «Казачьи песни Белгородской области» (В.А. Котеля). Например, можно познакомить детей с казачьими песнями «Ехали казаки», «Поехал казак на чужбину далёко», «Скакал казак через долину» и др.
Таким образом, работа, направленная на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой белгородского казачества в условиях дошкольной организации, способствует созданию условий по реализации вариативного дошкольного образования и требований Стандарта дошкольного образования, где отмечается важность создания социальной ситуации развития для детей, включая создание этнокультурной ситуации развития, что подразумевает ознакомление с историей и культурой казачества Белгородчины.
Библиографический список
1. Бородина Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности: дис.... канд. пед. наук. Челябинск, 2016. 241 с.2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование» 2008. 640 с
3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. 2013.