Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом. Что же такое самостоятельность? Наиболее часто встречающиеся ответы: · «это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих»; · «способность рассчитывать только на свои силы»; · «умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще»; · «умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому». Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать и угадать ее проявления – сложная задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Наша работа в группе направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, которые определяются через систематические наблюдения. В центр образовательной системы ставим личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. В наше время многие родители дают мало возможностей в развитии самостоятельности своего ребенка. В виду своей занятости предпочитают сделать все за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос. Понимая важность этого вопроса, сталкиваясь с этой проблемой на практике, мы уделяем особое внимание развитию самостоятельности у дошкольников. Определили цель: создание условий для развития самостоятельности, инициативности активности дошкольника через организацию НОД и организацию свободной деятельности, и поставили следующие задачи: · изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте; · выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста; · формирование у детей навыков самообслуживания; · развитие у детей самостоятельности в познавательной деятельности, учить их самостоятельно овладевать знаниями Для инициативной личности характерно: - произвольность поведения; - самостоятельность; - развитая эмоционально волевая сфера; - инициатива в различных видах деятельности; - стремление к самореализации; - общительность; - творческий подход к деятельности; - высокий уровень умственных способностей; - познавательная активность. Исходя из этого, стараемся строить свою деятельность так, чтобы каждый ребёнок мог само реализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому создаем условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаем условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываем не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.) Используем педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. Для развития инициативы и самостоятельности у детей, приемлема технология проектной деятельности, которая формирует умение делать выбор. В проектной деятельности воспитатель выступает как партнер, и помощник для ребенка. Также большое значение придаем использованию здоровьесберегающих технологий. С детьми беседуем о приёмах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Изготовили стенд «Твоя безопасность» где закрепляем правила дорожного движения, изученные во время образовательной деятельности. Всё это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его. Решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, помогают разнообразные сюжетно-ролевые игры. Дети любят играть в «Скорую помощь», «Пожарных», «Полицию». Во время образовательной деятельности и в режимных моментах проводим развивающие игры, создаем игровые и проблемные ситуации, используя потешки и напоминания, что ведёт к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритмы действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие ребенку впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. В группе предметно – развивающей среда, организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями, через ведущий вид деятельности – игру. Для этого в группе оформлены: Центр «Семья», в котором есть наборы для организации игр «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» размещены в специальных контейнерах. Центр «Юные конструкторы», в котором кроме строительных материалов есть большой автопарк, заправочная станция и мастерская с инструментами. Спортивный уголок с оборудованием. Цент исследований «Почемучки» с уголком природы и разнообразными коллекциями, собранными вместе с детьми. Центр художественного творчества «Радуга талантов», где есть все необходимые материалы для развития детей. Центр развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игр, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов. Музыкальный уголок, где есть музыкальные инструменты и игрушки. Театральный уголок «Забавушка», в котором представлены различные виды театра. Созданная среда способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, которые находятся в доступном для детей месте, помогают им проявлять инициативу и самостоятельно осуществлять свой замысел. Наша задача как педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникает такая необходимость. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности - целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. И всё же ребёнка необходимо побуждать к деятельности, т.е. важен мотив, который придаёт этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. Поэтому при организации детской деятельности используем игровую мотивацию – «Помоги игрушке», при которой ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Или помощь взрослому – «Помоги мне», когда мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также используется такой мотив, как «Научи меня», который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя», основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или своих близких. Если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку, а также помочь в изготовлении пособий для игр, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе образовательной деятельности – то это уже высокий уровень самостоятельности. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Инициативность детей нашей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, они стремятся к организации самостоятельных игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, умеют найти занятие, соответствующее собственному желанию, включаются в разговор, предлагают интересное дело другим детям. Применение компьютерных и мультимедийных средства обучения, стимулирует познавательный интерес воспитанников. Известно, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», поэтому создание различных тематических презентаций для детей, помогают интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей. Условия развития самостоятельности, инициативы, и творческого самовыражения: · Формирование установок «Я могу», «Я сумею». · Создание ситуации успеха для каждого ребенка «Это очень просто, я тебе помогу» · Предвосхищающая положительная оценка «У тебя умелые руки, ты все сможешь сделать сам» Наша роль в процессе становления детской самостоятельности и инициативы существенна, так как направлена на развитие любознательности и творческого воображения, умственных и художественных способностей, коммуникативных навыков, что поможет детям научиться ставить новые проблемы, находить новые решения. Подход к развитию самостоятельности должен учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. Я хочу процитировать высказывание великого педагога Я. Корчака:«Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…» Библиографический список: 1.Н.В. Нищева. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду: принципы построения, советы, рекомендации - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009г. 2.Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ - М.: Центр педагогического образования, 2008г. Luba11111990@mail.ru, 8-395-35-3-86-06