Актуальные вопросы дошкольного образования

Горбушина М.А. Обучение безопасности детей дошкольного возраста, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf


К сожалению, ситуация в мире с каждым годом становится все напряженней, и каждый может оказаться в эпицентре опасных событий. Обеспечить безопасность детей в чрезвычайных ситуациях – самая важная задача взрослых. Наша обязанность – научить ребенка правилам поведения в экстремальных ситуациях, возможно, эти знания спасут ему жизнь.
Сегодня речь пойдёт о безопасности детей, оказавшихся в опасной жизненной ситуации. Древние римляне называли ужас, страх словом «террор». Оттого и сегодня все самые страшные действия одних людей против других мы называем терроризмом. К сожалению, никто в нашем красивом, многообразном и быстро меняющемся мире не застрахован от этой опасности. Ничего не знать, не представлять, как вести себя в условиях, грозящих смертельной бедой – опасно. И совсем другое дело — понимать и уметь справляться если не с самой опасностью, так с собственным страхом, знать, как действовать, если попал в ситуацию, угрожающую здоровью и самой жизни.
Нашим детям приходится жить в мире, где ежедневно звучат стрельба и взрывы, а по телевизору показывают в прямом эфире захват заложников и последствия террористических актов. Детей не стоит перегружать информацией и пугать, говоря, что вот придут террористы и всем будет плохо! Поэтому делай так... (и по списку зачитываете пункты «Памятки»). Делать этого не надо. Просто необходимо провести беседы такого характера как «Разговор с детьми о терроризме», «Террор – это война»: понятно, что беседы будут проводиться с детьми старшего дошкольного возраста.
Дошкольникам не нужны длинные лекции о безопасности». Им нужно знать об их личных действиях в определенных ситуациях, чтобы ребятишки не паниковали, а смогли сориентироваться, насколько это возможно, в сложной обстановке.
Именно в игре можно обучить ребёнка каким-то основным, базовым моделям поведения в любых, даже самых критичных ситуациях. Ребенок быстрее запомнит правила поведения в чрезвычайных ситуациях, как вести себя при захвате заложников или при обнаружении опасных предметов, если поиграть с ним в «фильм». Только предупредите детей сразу, что «боевики» с героем-одиночкой вроде Бэтмана или Человека-Паука — это фантазия. В жизни проявлять геройство против вооруженных бандитов ни в коем случае нельзя. Таким образом, это будет своеобразная театрализация.
Рассказывая детям о защите в чрезвычайных ситуациях, наша задача — создать такой «сценарий фильма», чтобы проиграть как можно более подробно самые разные опасные ситуации. Ведь чтобы ребенок сумел «теоретические знания» применить, если понадобится, в жизни, ему одних бесед мало, нужна практика. Вот и практикуйтесь в играх!
Вот например, моделирование такой ситуации при обнаружении незнакомого предмета. «Плюшевый медвежонок находит возле дома яркий пакет, из которого виден хвост вертолетика на радиоуправлении. Что он должен сделать? Взять поиграть? Или не подходить, а сказать родителям или другим взрослым, что кто-то оставил возле подъезда сверток?» - для детей младшего возраста. А для детей постарше, можно разыграть такую ситуацию – в группу или на улицу на площадку незаметно внести незнакомую коробку или пакет, сумку и обратить внимание на действия детей в данной ситуации.
Или представьте, что произошел взрыв (например, из-за неисправной газовой плиты), и ваш дом разрушился. Как вести себя под завалом? Пусть деревянный Буратино сыграет роль такого «заваленного», а вы на примере игрушки обязательно покажете малышу, как надо действовать.
А можете, обучая ребенка поведение в экстремальных ситуациях, предложить «тренироваться», чтобы стать настоящим «спасателем». Такие героические игры не только обучают детей навыкам поведения в сложных ситуациях, но и повышают самооценку, Укрепляют уверенность в себе. Можно предложить такие сюжетно-ролевые игры «Служба спасения», «Юные спасатели», игра-тренинг с телефоном «Звонок 01, 112».

Правила поведения детей, находящихся в экстремальной ситуации

под завалом

С детьми также необходимо проводить различные беседы, ситуативные разговоры. Сейчас в стране происходят различные опасные ситуации, например, взрывы бытового газа. Об этом неоднократно говорят средства массовой информации - дети наблюдают по телевизору. Небольшие правила: если вас завалило, не старайтесь самостоятельно выбраться. Осмотритесь, есть ли вокруг вас свободное место, в которое вы могли бы проползти. Если под рукой есть обломки стола или парты, надо постараться укрепить то, что над вами находится. Отодвинуть от себя острые предметы. Можно кричать только тогда, когда услышали голоса спасателей и думаете, что они могут вас услышать.
Моделирование такой ситуации. Представим, что произошел взрыв (например, из-за неисправной газовой плиты), и ваш дом разрушился. Как вести себя под завалом? Пусть деревянный Буратино сыграет роль такого «заваленного», а вы на примере игрушки покажете детям, как надо действовать.

Обучение детей безопасности: общение с незнакомцами.

«Никогда не разговаривай с неизвестными». Это — одно из важнейших правил поведения, которое должно быть внушено ребенку с детства. Правда, надо очень точно определить для ребёнка, что такое в данном случае «не разговаривай» и кто такие «неизвестные» (или, как принято говорить сейчас, «незнакомцы»). Вот как понять «не разговаривай»? Заходим с мамой в магазин, она и сама здоровается, и меня учит — но ведь продавец незнакомый, а мы с ним разговариваем? Или уходим из поликлиники и гардеробщице говорим «до свидания» — но ее мы тоже не знаем? Мнение педагогов. Есть правила вежливости, и в таких случаях мы общаемся с незнакомыми людьми. Но если незнакомец заводит с тобой разговор или пытается тебя куда-то увести, вступают в силу правила безопасности.
Выучить необходимую информацию с детьми о себе: имя, фамилию, домашний адрес или номер телефона кого-то из родителей. Полезно эти данные «знать назубок», чтобы в стрессовой ситуации «вспомнить автоматически» (наверное, вы знаете, что иногда от волнения невозможно припомнить самые элементарные вещи).
Знать и уметь пользоваться номерами телефонов службы спасения. МЧС — единый номер службы спасения для звонков с сотовых телефонов в экстренных ситуациях (можно звонить даже без сим-карты, без денег на счете и с заблокированной клавиатурой телефона), телефон — 112. Можно позвонить по номерам: 101, 102, 103, 104
Чтение художественной литературы:
Г. Блинов «Непослушный СТО бед»,
Т. А., Шорыгина «Осторожные сказки»,
С. Михалков «Три поросёнка»,
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»,
Бр. Гримм «Гензель и Гретель»,
С. Маршак «Сказка оглупом мышонке»
Сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Кот, петух и лиса»
Ш. Перро «Красная Шапочка»
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Также необходимо проводить целенаправленную работу с родителями: информационное – аналитическое направление – проведение опросов, анкетирование родителей; познавательное направление – родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно – информационное направление – печатные консультации, папки-передвижки, разработка памяток и буклетов; досуговое направление – совместное проведение праздников, досугов и спортивных развлечений.
Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла.

Библиографический список

1.       Белая. К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников – М.: Просвещение, 2001.
2.       Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
3.       Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице – М.: Центр педагогического образования, 2007.

Сведения об авторах

Горбушина Мария Александровна, воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»
2019-04-10 16:03 2019