Исследовательская и проектная деятельность

Леонова С. Л. Программа курса внеурочной деятельности «Юный исследователь-демограф »

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (52) https://f.almanah.su/52.pdf

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Юный исследователь-демограф» разработана с учетом требований ФГОС ООО, Концепцией развития географического образования в РФ, Поручений Президента РФ по популяризации географии.
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь-демограф» состоит из пояснительной записки, планируемых результатов обучения, содержания, тематического и календарно тематического планирования. Содержание программы состоит из вводной части, трех разделов и заключительной части. Изучается в 9 классе в объеме 17 часов. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических занятий по каждой теме.
Новизна программы в том, что она дает возможность обучающимся 9 класса создать свой собственный проект «Социально – демографический паспорт школы», где на основе изучения методов и механизмов проведения переписи 2010 и 2021 годов они смогут создать анкету, провести перепись учеников школы, обобщить данные и представить информацию в виде графиков, диаграмм, картосхем; а также сравнить полученные данные с демографическими показателями по Краснодарскому краю в целом.
В последние десятилетия демографические процессы выдвинулись в число первостепенных факторов, оказывающих влияние на экономическое, социальное и политическое развитие стран, регионов и мира в целом. Сегодня в России существуют очевидные демографические проблемы и для выяснения их причин и дальнейшего поиска решений необходимо иметь реальные числа и реальную статистику, в чем и поможет проект, ведь школа – отражение демографической действительности.
Курс «Юный исследователь-демограф» актуален и имеет большое значение в патриотическом воспитании школьников, развитии их творческого и интеллектуального роста. Основой курса является углубление знаний учащихся по разделу «Население России» и изучение особенностей демографических процессов в городе Сочи, организация поисковой работы в литературе и сети Интернет, освоение проектно-исследовательской деятельности, практика подготовки учебных проектов и подготовка выпускников к ОГЭ.
Цель курса: привлечение внимания школьников к демографическим процессам происходящим в Краснодарском крае и городе Сочи.
Задачи:
1.        Освоение знаний об основных демографических понятиях, социальных показателях, особенностях населения Краснодарского края и г. Сочи
2.        Овладение умениями и механизмами проведения переписи населения и обработки полученной информации с применением геоинформационных технологий для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных.
3.        Применение географических знаний для объяснения, сравнения и оценки полученной информации.
4.        Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе исследовательской деятельности;
5.        Воспитание любви к своей стране, уважения к этнической культуре народов Краснодарского края, толерантности.
6.        Формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению этнической культуры и социально-ответственному поведению, адаптации к условиям проживания на определенной территории.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения. Программа предусматривает использование различных форм и методов обучения и необходимость сочетания теории с практикой. Основная деятельность – исследование. Обработка информации может выполняться во внеурочное время с последующим представлением результата своей работы.
В ходе работы, обучающиеся получают знания по демографическим проблемам, используя новейшую информацию, которая еще не заложена в учебники (результаты переписи населения 2021 года, научные статьи), работа по теме исследования поможет овладеть методикой переписи, составления программы переписи, опросных листов; сформировать навыки работы с документами, статистическими материалами; использовать коммуникативные приемы.
Промежуточной формой подведения итогов работы внеурочной деятельности является конференция, где обучающиеся представляют групповые отчеты (по параллелям классов), после чего проводится рефлексия по проделанной работе. Итог реализации программы готовый социально- демографический паспорт МОБУ Гимназии №1 города Сочи.
Социально – демографический паспорт может быть полезен администрации школы, социальному педагогу, педагогу-организатору, классным руководителям. В большом коллективе сложно увидеть и понять общие проблемы, отследить достижения отдельных учеников. Хороший педагог должен знать и видеть коллектив детей, с которым приходится работать. Для планирования и выработки стратегии работы паспорт ученического коллектива окажет содействие в этом направлении и станет частицей летописи школы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТАЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа направлена на достижение следующих результатов:
Личностные результаты
·          Осознание обучающимися своей этнической и гражданской принадлежности; основ российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной.
·          Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
·          Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
·          Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона).
·          Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
·          Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей Краснодарского края и города Сочи.
Метапредметные результаты (на уровне сформированности УУД)
Регулятивные УУД
•          Принимать и сохранять учебные задачи, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности).
•          Планировать необходимое действие(-ия) в соответствии с учебной и познавательной задачей (свои и группы) и составлять алгоритм их выполнения (простейшую ориентировочную основу действий по достижению цели) как с помощью учителя, так и самостоятельно; определять / находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи.
•          Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и / или при отсутствии планируемого результата; сверять свои действия с целью (оценивать соответствие полученных промежуточных результатов и / или конечного результата поставленной цели) и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.
•          Оценивать продукт своей деятельности по заданным и / или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности, на основе анализа имевшихся возможностей и условий реализации деятельности;
•          Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы.
Познавательные УУД
•          Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
•          Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
•          Овладение навыками смыслового чтения: находить в тексте на требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста отвечать на вопросы, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, используя явно заданную в тексте информацию; создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач
Коммуникативные УУД
•          Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
•          Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
•          Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задач инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: построение графиков и диаграмм, составление опросных листов, написание сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности).
ИКТ- компетентности:
- умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Предметные результаты
Девятиклассник научится:
·          Использовать различные источники географической информации, географическую терминологию;
·          Различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов (Краснодарский край);
·          Анализировать факторы, определяющие динамику населения Краснодарского края, половозрастную структуру, направление миграций, уровень занятости, качество и уровень жизни людей;
·          Сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
·          Объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и отдельных ее регионах;
·          Находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов и закономерностей;
·          Использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни
Девятиклассник получит возможность научиться:
• Выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, Краснодарского края и города Сочи; его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
• Оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
При освоении программы курса «Перепись населения и особенности демографических процессов в городе Сочи» учащиеся должны знать:
·          приёмы работы с источниками географической и краеведческой информации, в том числе со статистическими данными.
·          географическую терминологию;
·          демографические процессы и особенности демографической политики города Сочи;
·          расположение субъектов Российской Федерации.
Должны уметь:
·          проводить исследование на основе приобретённых знаний;
·          составлять опросные листы, обрабатывать информацию и наглядно ее представлять
·          анализировать и сравнивать демографические процессы в России, Краснодарском крае, городе Сочи.
-       Мониторинг достижения планируемых результатов осуществляется на основе таких форм контроля знаний и умений, учащихся как: тестирование и выполнение творческих заданий (составление кроссвордов, построение графиков и диаграмм, изготовление буклетов); представление отчета о проделанной работе на промежуточной конференции.
Итог реализации программы готовый социально- демографический паспорт МОБУ Гимназии №1 города Сочи. Работа может быть представлена на конкурсе исследовательских проектов.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Наука «демография». Организация занятий. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы внеурочной деятельности.
РАЗДЕЛ 1. (4 ч.) Источники данных о населении и демографических процессах
Демографическая информация и ее виды. Требования к источникам демографической информации. Понятие переписи населения и ее принципы. Переписи населения в России. Петровские переписи населения. Первая перепись населения. Программа переписи населения. Основные принципы проведения переписи населения. Бланк переписи. Методы проведения переписи населения. Другие источники демографической информации. Единовременный учет населения. Текущий учет населения. Выборочные обследования населения. Списки и регистры населения.
Практические занятия:
1.      Составление опросного листа для обучающихся Гимназии №1 на основе программы переписи населения России 2021 года.
2.      Работа со списками обучающихся. Подготовка бланков переписи.
РАЗДЕЛ 2. Общие измерители численности, структуры населения, и динамики демографических процессов в Краснодарском крае и городе Сочи (6 часов)
Абсолютная численность и динамика населения Краснодарского края, отдельных районов и городов. Естественный прирост населения в городах Краснодарского края. Миграции населения, география и причины миграций в Сочи. Социальные функции миграции. Направления и задачи миграционной политики. Последствия миграции. Ведомственная статистика миграции. Региональная специфика миграционных процессов. Основные положения миграционной политики в России.
Структура населения по полу. Демографическое старение населения. Возрастные группировки. Половозрастная пирамида Сочи. Структура населения по брачному и семейному состоянию. Категории брачного состояния населения.
Этнический и конфессиональный состав населения Краснодарского края и его отдельных территорий. Экономический, образовательный и социальный состав населения. Коэффициенты прироста населения. Коэффициенты интенсивности демографических процессов на территориях Краснодарского края.
Практические занятия:
3.      Организация пункта переписи населения. Работа с респондентами.
4.      Первичная обработка информации, составление таблиц (работа в малых группах).
5.      Составление карты миграций обучающихся на основе полученной информации.
РАЗДЕЛ 3. Демографическое прогнозирование, демографическая политика. (4 часа)
Определение демографического прогноза. Виды демографических прогнозов. Причины ошибок и неточностей демографических прогнозов. Сценарии демографического развития России и ее регионов. Понятие, сущность демографической политики. Цели демографической политики. Методы демографической политики. Экономические методы, административно - юридические и методы идеологического воздействия. Уровни демографической политики. Аспекты демографической политики. Содержание демографической политики. Демографическая политика в России. Региональные аспекты демографической политики в России. Соотношение социально-экономической и демографической политики. Сущность национальных проектов и их влияние на демографическую ситуацию в России.
Практические занятия:
6.      Построение графиков и диаграмм на основе подсчета данных, полученных при проведении переписи.
7.      Анализ данных, написание выводов и рекомендаций
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ И ЗАЩИТА ПРОЕКТА (2 ч.)

Информационные ресурсы

Основная литература:
1.      Медков В. М. Введение в демографию. Учебник для вузов. М.: Академический Проект, 2020.
2.      Денисенко М.Б. Калмыкова Н.М. Демография. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
3.      Демографическая модернизация России: 1900-2000. ред. А.Г.Вишневский. М.: Новое издательство, 2006.
4.      Вишневский А.Г. Демографическая история и демографическая теория. Курс лекций. М.: ВШЭ, 2019.
5.      Антонов А.И. Социология семьи. М.: ИНФРА-М. (Классический университетский учебник). 2005.
6.      Шаповалов С.Н. Демографичесие процессы в Краснодарском крае в первом десятилетии ХХI в. (научная статья), ttps://cyberleninka.ru/article/
7.      Шипкова Л.Н. Демографические процессы в городах Краснодарского края (научная статья). Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. –№ 9– С. 68-7
Дополнительная литература:
1.      Электронный демографический журнал «Демоскоп Weekly»: http://demoscope.ru/
2.      Электронный научный журнал «Демографическое обозрение»: https://demreview.hse.ru/
2022-02-28 16:03 2022