Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Кулина И. Л. Духовно-нравственное воспитание учащихся по дополнительным общеобразовательным программам средствами изобразительного искусства

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf


Мы живем в мире высоких технологий, сумасшедшего ритма жизни, шума и стрессов. Такой ритм выдержать достаточно сложно и нас подсознательно тянет быть ближе к природе, размеренной жизни, которой жили наши предки, вспоминать житейскую мудрость, ощутить спокойствие и защищенность. Наверное, поэтому в последнее время стал возрождаться интерес к истории, культуре, традициям, обычаям и быту своего народа. К сожалению, большая часть духовного наследия и предметов народной культуры оказались утраченными. Поэтому проблема сохранения традиционной культуры приобретает важный характер и решать ее надо с дошкольного возраста.
В современной педагогике выделяют достаточно много направлений в сфере нравственно- патриотического воспитания: посредством игровой деятельности, сказкотерапии, музейной педагогики, народного поэтического творчества, русских народных традиций и др.
Мною выбрано такое направление как приобщение детей к русской народной культуре путем изготовления традиционной тряпичной куклы.
Мы живем в России – стране, где веками создавались замечательные народные традиции, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Народная кукла – это часть русской культуры. Из поколения в поколение создатели традиционной игрушки передавали свое мастерство и смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры, живет и развивается.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой народов нашей страны. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Одной из важнейших задач разработанной мной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерская кукол» является приобщение детей к истокам русской культуры, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное развитие детей.
Я работаю в Центре развития творчества детей и юношества «Полярис» г. Мончегорска педагогом дополнительного образования. Стаж работы – 6 лет. В моем объединении «Мастерская чудес» дети проходят обучения по двум направлениям: изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество. Программа «Мастерская кукол» рассчитана на 3 года обучения. Возраст учащихся 8 – 15 лет. Во время занятий дети знакомятся с куклой не только через беседу с педагогом, но и в форме практических занятий, на которых сами изготавливают изучаемые виды кукол. Занятия разработаны так, чтобы у детей возникал интерес не только к созданию куклы, но и к истории русской православной культуры («Рождество Христово», «Пасха», «Масленица»).
Работа в объединении ведется не только с учащимися, но и с их родителями. Сюда входят и тематические беседы, и совместное времяпровождение (чаепития, посвященные различным праздничным датам, выставки творческих работ, посещение музеев города, просмотр семейных фильмов в кинотеатре и т.д.), а также мастер классы и открытые занятия. Дети с огромным удовольствием изготавливают куклу вместе со своими родными.
Самой известной и любимой игрушкой любого народа была тряпичная кукла. Она воспитывала в детях уважение в семье, любовь к Родине, труду. Учила быть милосердными, добрыми, проявлять уважение и заботу. Знание истоков родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания, поэтому эта тема актуальна. Русская кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Она не рождается сама, ее создает человек. А самые вдохновленные творцы кукол это конечно же дети. Знакомясь с куклой на своих занятиях, учащийся узнает об истории происхождения данной куклы, о ее значении, способах изготовления. В беседу о тряпичной кукле обязательно включены диалоги о семье, об отношении к родителям, к другим людям. Тряпичная кукла помогает воспитывать интерес к народным обычаям, любовь к самому близкому человеку – своей маме.
Интересно наблюдать за творческим процессом детей. Складывается впечатление, что ребенок зрительно общается с куклой, доверяет ей свои тайны и самые сокровенные желания. Возникает какое-то трепетное отношение к игрушке.
В тряпичных куклах «живет» память народа, поэтому даже современный ребенок, общаясь с ними, незаметно присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.
Многое можно говорить о воспитательной ценности народной стариной тряпичной куклы. Но, на мой взгляд, огромная ее ценность в том, что это наша русская культура, наши традиции, наше отношение к своей Отчизне.
Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.
Именно поэтому я выбрала тряпичную куклу как средство приобщения детей к истокам русской культуры, ведь именно эти игрушки – важнейшее составляющее любой культуры. Желание знать какой была народная игрушка, как ею играли и что она значила для детей, представляет собой не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Список используемой литературы и источников

1.       Бурцева Елена «Народная кукла – средство приобщения детей к истокам русской народной культуры. Статья» https://www.maam.ru
2.       Волкова Яна «Хранители дома и семьи. Русская тряпичная кукла» - М.:Хоббитека, 2018. – 136 с.
3.       Чижова Любовь «Приобщение детей старшего возраста к русской культуре через тряпичную куклу. Статья» https://www.maam.ru
2021