Исследовательская и проектная деятельность

Надеина Л.А., Никитская М.П. Учебный проект как элемент продуктивного обучения

Библиографическое описание:
Надеина Л.А., Никитская М.П. Учебный проект как элемент продуктивного обучения // Образовательный альманах. 2023. № 7 (69). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/69-2.pdf.

Можно ли сделать процесс обучения интересным и увлекательным? Да можно.

Можно ли использовать творческие способности обучающихся на уроках? А во внеурочной деятельности? Да стоит. Когда-то Альберт Эйнштейн сказал: «Я никогда не учу своих учеников, я только обеспечиваю их условиями, в которых они смогут учиться». Это высказывание сохраняет свою актуальность в свете изменений характера современного образования. Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия для перестроечных процессов в системе образования. Обучение в современной школе направлено на решение следующих задач:

1. Вооружить прочными и глубокими знаниями основ наук учащихся.

2. Подготовить своих выпускников к «жизни» и дать им возможность прожить ее в школе.

3. Сформировать у учащихся важнейшие компетенции, необходимые для включения в различные сферы жизни общества.

На первый план выдвигается задача воспитания человека, главным достоянием которого являются общечеловеческие ценности и культура. Эта задача непосредственно связана с проблемой взаимопонимания людей, поиска общих путей осуществления прогресса. Все современные подходы к обучению школьных предметов базируются на личностно - ориентированной парадигме. Продуктивное обучение рассматривается как ветвь личностно - ориентированного обучения. Основными категориями этой парадигмы являются «деятельность», «личность»: личность развивается в процессе выполнения продуктивной деятельности, а в языке в процессе речевой деятельности. Термин «продуктивность» имеет три значения, отражающие три важнейшие стороны этой технологии [по Герману Константиновичу Селевко]:

1. Некоторое качество общественной деятельности человека, результатом которого является продукт-материальный, духовный, интеллектуальный.

2. Качество эффективности интеллектуальной деятельности человека.

3. Результат деятельности образовательной системы, выдающей социальный продукт в виде судеб людей и сообществ.

Что отличает инновационную продуктивную деятельность:

· вид: личностно – ориентированный;

· принцип: научный, объективный;

· характер: творческий, продуктивный;

· цель: развитие личности, предупреждение тупиков развития;

· преобладание индивидуально-дифференцированных форм, творческого подхода;

· технология: новая, ориентированная на облегчение ученического и педагогического труда;

· управление: учащийся - субъект деятельности, объект управления - целостная педагогическая ситуация; поддержка личной инициативы обучаемых;

· стиль: демократический, поощряющий;

· организация: основанная на знании и учете закономерностей жизни растущей и развивающейся личности.

Учитель: друг детей, гуманист, открытый для учеников, ориентированный на сотрудничество, фацилитатор.

Ожидаемый результат: активная, инициативная. раскрепощенная, доверяющая себе, уверенная в своей правоте, жизнеспособная личность.

Результатамипродуктивного образования могут быть: оригинальные методики и формы организации познавательной деятельности различных уровней и для различных возрастных групп, реализующие идеи и принципы непрерывности образования, практико-ориентированного, научно и педагогически обеспеченного.

Технология продуктивного обучения дает возможность решить заявленные задачи. Что связывает эти два понятия: продуктивное и проект? Ответ прост - продукт, который получается в результате совместной деятельности. Продуктивное значит деятельностное.

Метод проектов можно отнести к новым формам общения. Благодаря этому методу школьники учатся: ставить перед собой цель, выстраивать свою деятельность так, чтобы в установленные сроки достичь своей цели:

· анализировать свои ошибки

· преодолевать трудности

В процессе работы приобретаются навыки поиска и отбора информации. Работа над проектом на уроках воспитывает коммуникативные умения, а именно:

· умение взаимодействовать

· отстаивать свою точку зрения

· распределять роли и дозу участия в проекте.

Практика показывает, что такая форма общения, как защита учебного проекта имеет преимущество перед традиционными методами обучения, среди них:

· индивидуализация

· интенсификация

· самостоятельная работа обучающихся

· повышение познавательной активности и мотивации

Учебный проект позволяет учителю создавать реальную ситуацию или проблемную, значимую и знакомую для них.

Основная идея подобного подхода к обучению в современной школе, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения учебного материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки в дискуссионные, исследовательские клубы, в которых решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны.

Проекты могут быть:

· творческие

· ролевые/ игровые

· информационные

· прикладные

· монопроекты

· межпредметные проекты

По количеству участников: групповые, индивидуальные. По продолжительности от одного урока до месяца. По характеру планирования: с открытой или закрытой координацией.

Оценка проекта может осуществляться по:

· активности участия

· характеру общения

· глубине проникновения в тему

· эстетике оформления

· речевой деятельности

· соответствию высказывания теме

· грамматической и лексической правильности.

Использование метода проектов на уроках дает возможность прикоснуться к вечным ценностям: семья, любовь к родине, родителям, уважение к традициям. Проект помогает выйти за рамки урока, школы, страны и рассказать об этом миру. Это стоит попробовать!

Библиографический список

1. Апасова Ольга Ивановна. Комплексное педагогическое обеспечение продуктивного обучения: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Вологда, 2002 201 c. РГБ ОД, 61:02-13/1430-1

2. Алексеева Л. Инновационные технологии как ресурс эксперимента /Л.Алексеева // Учитель.- 2004. №3. – С.28-29.

3. Егоров О. Инновационная школа. Вчера, Сегодня. Сегодня. Завтра / О. Егоров // Народное образование. – 1999. № 7-8. – С. 212-215.

4. Теория обучения и педагогические технологии: Краткий конспект лекций / Р.Г. Габдрахманова, И.Ф. Яруллин, Казанский (Приволжский) федеральный университет. - Казань, 2013. – 92 с.
2023